Реклама

Сейчас

+9˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+9˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 8

0 м/с, штиль

767мм

78%

Подробнее

Пробки

0/10

Реклама

Подземляне. К проектированию петербургского метро подключается известная музыкальная фамилия

63082
Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

Самый крупный контракт на проектирование метро в Петербурге в конечном итоге может получить дополнительного исполнителя. Исполнителя во всех смыслах слова.


«Фонтанка» пригляделась к новому лицу петербургского метростроения и разглядела в нем знакомые, пусть и неожиданные, черты. Но обо всем по порядку.

Конкурс

Торги на проектирование Красносельско-Калининской линии метро до станции «Каретная» пришлось проводить дважды. В первый раз в лот упаковали только работы 2023 года и нереальные, с точки зрения участников рынка, сроки и стоимость. В итоге на конкурс никто предсказуемо не заявился. Со второго захода все сделали как надо: 1,8 млрд рублей, разработка проектной и рабочей документации — до осени 2026 года. Контракт выиграл один из двух традиционных проектировщиков подземки в Петербурге — «Метрогипротранс» (МГТ).

Речь идет об участке метро от строящейся «Путиловской» до станции «Каретная» («Обводный канал-2») с промежуточными станциями «Броневая», «Заставская» и «Боровая». В отраслевой схеме он заявлен на 2029 год, в АИП указана стоимость — 127,5 млрд. Это сложный участок с пересадочными станциями. Центр города не позволяет прокладывать его на уровне мелкого залегания, это будет глубокий тоннель.

Традиционный конкурент МГТ — «Ленметрогипротранс» не пришел на запрос котировок. «Фонтанка» писала об их сложных взаимоотношениях, несмотря на необходимость работать на одних и тех же объектах. Если коротко: это всегда соревнование на конкурсах, а после них очень часто споры в ФАС и в судах. И вот ЛМГТ почему-то отошел в сторону в самом крупном конкурсе за много лет, словно уступая место.

Зато с МГТ боролся неожиданный участник — московское ООО «Бустрен РМ». Оно скинуло цену до 1,7 млрд, «Метрогипротранс» — до 1,6 млрд. С учетом несравнимо большего опыта взвешивать эти предложения было несложно. Но «Фонтанка» предполагает, что подведение итогов оказалось не точкой, а запятой. Поэтому мы решили выяснить подробности о новом для Петербурга игроке.

Бустрен

ООО «Бустрен РМ» образовалось в 2013 году как российское представительство испанской Bustren, которая работала в Европе, и в Мадриде в частности. В Москве предприятие проектировало по заказу «Мосинжпроекта» на Большой кольцевой и Кожуховской линиях, директором был и остается Сергей Грошиков, совладелец еще нескольких компаний — «Констракшен Аэро», «Метростиль» и других.

В 2016 году ныне вице-премьер, а тогда заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин заявил: «К сожалению, из-за колебаний курсов валют мы прекращаем сотрудничество с испанскими проектировщиками метро». С тех пор финансовые показатели компании не впечатляли. В 2017 году Сергей Грошиков создал ООО «Бустрен», которое и вошло в капитал «Бустрен РМ». Судя по его комментарию «Фонтанке», испанцы тоже никуда не уходили вплоть до 2022-го.

В прошлом году все изменилось. Основным владельцем «Бустрена РМ» оказалась молодая компания с традиционным названием «Стройпроект». Она на 41% принадлежит все тому же Грошикову, на 10% — президенту петербургской федерации тхэквондо Игорю Марину, а в остальном — ООО «ВСК Проект Групп». Последним владеет и руководит предприниматель с заметной фамилией — Константин Колосс. По итогам года «Бустрен РМ» ушел в убыток, среднесписочная численность его сотрудников, по СПАРК, — 2 человека, но именно после появления нового собственника компания и сделала яркую попытку зайти на петербургский рынок проектирования подземки.

Сама «ВСК Проект Групп» создана меньше года назад и связями обрасти не сумела. Но Константин Колосс владел и владеет и другими компаниями, не связанными со строительством метро. Одна из них — небольшое ООО «Трансэкохим», зарегистрированное в Москве по адресу: ул. Фридриха Энгельса, д. 64, стр. 4. Судя по фото с панорам «Яндекс.Карт», это не самый респектабельный бизнес-центр, больше похоже на шиномонтаж.

ПоделитьсяПоделиться

Специфика конкретно этого адреса в том, что соседями Константина Колосса являются две компании, принадлежащие семье, чья фамилия ничего не скажет большей части читателей. Однако в светской хронике в СМИ именно такой девичьей фамилией наделили невесту известного певца Владимира Киселева-младшего. Того, который носит сценический псевдоним ВладиМир (многие вспомнят его клип 2015 года, посвященный президенту).

Его брат — певец ЮрКисс, а отец — один из создателей группы «Земляне» и основатель Русской медиагруппы Владимир Киселев. Киселев-старший недавно инициировал выплату со стороны звезд эстрады по миллиону рублей за подбитые танки ВСУ.


Если приглядеться к данным СПАРК, можно заметить повторение ИНН сразу по двум женским фамилиям, одна из которых — Киселева, и предположить, что это не совпадение. «Фонтанка», смущаясь от экстравагантности вопроса, задала его собеседникам, близким к строительному блоку Смольного и понимающим, кто лично участвует в совещаниях с заказчиком со стороны потенциального подрядчика. К удивлению, они не рассмеялись. Подробно что-то объяснять не стали.

Молчание

«Фонтанка» решила идти по принципу старшинства. Сразу дозвониться по известным ей телефонам Владимира Киселева-старшего не удалось. Вскоре с одного из них перезвонили, мужчина подтвердил, что корреспондент говорит с Киселевым, но после вопроса общение не задалось. «Вы шпион?» — первым делом спросил собеседник, хотя вопросу, как показалось, не удивился. После этого он настоял на письменном запросе, который «Фонтанка» и отправила в РМГ, уточнив у секретаря по телефону, точно ли он дойдет до Владимира Киселева.

Владимир Киселев-младший по телефону тоже выслушал вопрос про проектирование метро в Петербурге, ни разу не прервав удивленной репликой, и ответил как положено: «Мы рассмотрим ваш запрос, я не могу сейчас говорить».

Ускорить процесс «Фонтанка» попыталась через пресс-службу РМГ. Там уже были в курсе запроса и обещали оперативно переговорить с Владимиром Киселевым-младшим, но с тех пор на связь не выходили.

Сергей Грошиков подтвердил, что в «Бустрен РМ» «пришел новый собственник, но это никак не Владимир Киселев» («Фонтанка» выше писала, что Киселева действительно нет в структуре собственников). Константин Колосс взял трубку, поздоровался, но затем услышал название «Фонтанка»; вероятно, вооруженный к этому моменту каким-то знанием, он тут же хмыкнул и положил трубку.

Разговор с главой КРТИ, который курирует метростроение, Александром Федотовым, был более эмоциональным. «Я официальных документов никаких не видел. Как я могу пояснить, не зная официальную версию? — ответил он. — То, что вы озвучили, — это коммерческое какое-то взаимодействие. А я-то госслужащий, что вы хотите от меня? Если коммерческие организации завтра захотят лететь в космос, мы же не имеем права им запрещать». Добавим, «Фонтанка» звонила только тем, кто, по ее данным, не понаслышке знает о переговорщиках компании «Бустрен РМ».

Что дальше

История «Бустрен РМ» и коричневой линии метро, возможно, не окончена. В теории компания может все же получить доступ к части контракта по той или иной схеме. Заставить МГТ делиться лотом никто не может, но собеседники «Фонтанки», по их признанию, не удивятся, если «Метрогипротранс» пойдет на контакт. В самом МГТ добиться комментариев не получилось.

В «Метрострое Северной столицы», который является заказчиком работ по проектированию, говорят, что потенциальный субподряд — это дело исполнителя контракта, который в полной мере и несет ответственность перед МССС.

Добавим, участок до «Каретной» может оказаться только пробным камнем. Параллельно МГТ сейчас ведет проектирование коричневой линии в сторону Сосновой Поляны; «Метрострой Северной столицы» готовится заказывать проекты метро до Кудрово с депо «Правобережное», до «Морского фасада», а также проект выхода с «Театральной». «На следующие конкурсы, которые будут, мы, конечно, будем выдвигаться», — сообщил «Фонтанке» о планах «Бустрен РМ» Сергей Грошиков.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

ЛАЙК3
СМЕХ12
УДИВЛЕНИЕ1
ГНЕВ17
ПЕЧАЛЬ2

Комментарии 44

Fosgen01 Июл 2023 в 20:28
"1. Восстановить структуру предыдущего Метростроя: Метрострой - руководящий и координирующий орган, СМУ - самостоятельные подрядчики (в Москве, между прочим, эта структура практически сохранилась в первоначальном виде).
2. Передать функции технического заказчика Метрополитену, который и будет в дальнейшем эксплуатировать построенные объекты.
3. Прекратить проведение конкурсов на проектирование и строительство метрополитена, - выполнять эти работы на основе государственного поручения (госзаказа), т.к. такие объекты не должны страдать от всяких авантюристов. Финансирование работ вести из госбюджета.
4. Вопросы выделения земельных участков под стройплощадки решать на уровне руководителя города, а не комитетов (иначе "эта музыка будет вечной").
5. Заблаговременно подводить сети ко всем стройплощадкам метростроя (вода, канализация, электроэнергия, тепло) подрядными организациями, подведомственными комитету по энергетике, чтобы у строителей не болела голова, где взять воду и электричество.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close