Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Если прямо завтра утром надо — 50 тысяч»: как работает последняя «форточка» в Европу

«Если прямо завтра утром надо — 50 тысяч»: как работает последняя «форточка» в Европу

51 268
Источник:

Когда билет на автобус в Норвегию становится мифом, суровые мурманские мужики начинают зарабатывать реально сказочные суммы. «Фонтанка» рассказывает, как функционирует последнее российское окно в Европу в Арктике.

После закрытия Прибалтики, Польши и Финляндии единственная открытая для всех обладателей «шенгена» сухопутная граница с Европой осталась лишь в Норвегии. Россияне добираются до Мурманска самолетами, поездами и машинами, а дальше едут в норвежский Киркенес. Из его аэропорта открыта вся Европа.

Прямой билет в Мурманск из Петербурга или Москвы на 1 октября обойдется примерно в 13 тысяч рублей. И это дорого. Обычно такса существенно ниже. На следующей неделе, например, цены заявлены уже в районе 3–4 тысяч. Фирменный поезд «Арктика» из Петербурга идет сутки и стоит на 1 октября от 4 до 19 тысяч за плацкарт или СВ. Из Москвы — от 5 до 26 тысяч.

Дальше нужен трансфер до Киркенеса. Никаких международных компаний, Ecolines или LuxExpress, здесь не найти. Только отечественные. Рейсовый автобус один — «Бородин бас».

«Билет стоит 5 000 рублей. Но ближайшая дата, на которую есть места, — это 12 октября», — рассказали «Фонтанке» в компании 30 сентября.

Альтернатива — мурманские частники. Официальных нет, сайты полуживые, на телефоны отвечают не все, искать надо через «Авито».

«15 000 в аэропорт Киркенеса с человека. Если прямо завтра утром надо — 50. Выезд в 5:00. Половина суммы сейчас на карту», — с ходу отвечает один из таксистов. У других условия оказались примерно такими же, некоторые за 100 тысяч предлагали взять целую машину. Торговаться бесполезно — спрос существенно превышает предложение.

Трансфер вообще самый опасный участок этого маршрута. В сети хватает историй, когда под разными предлогами у потенциальных пассажиров выманивали предоплату и потом выключали телефон или увеличивали цену вдвое в последний момент.

Как рассказывают путешественники в чате, который посвящен поездкам в Норвегию, дорога из Мурманска хорошая. Но через 100 км от города стоит КПП для въезда в пограничную зону. Раньше его все пролетали незаметно, просто показав загранпаспорт. А теперь возникают вопросы.

«Пограничники в будке стали всех проверять. Всех мужчин попросили выйти из машин и встать в очередь на улице. Перед нами было 50 человек. Водитель с пассажирами подходит к окошку и отдает загранпаспорта. Пограничник, используя стилус и допотопный наладонник, вводит данные в систему. Каждый человек — 3–5 минут. Иногда система виснет, иногда подносят паспорта водителей грузовиков и так далее. Итог: 3 часа у этого КПП на улице. За нами было 200 человек», — описал проверку один из путешественников.

Затем еще 100 км до границы и еще один КПП с проверкой. Вокруг потрясающая природа и цивилизация периода полураспада, как в Териберке. Затем граница. В очереди машин на двадцать утром можно провести спокойно часа два. Затем минут сорок погранконтроль, проверка багажа. И норвежская сторона.

Пограничники Норвегии просят показать билеты, рассказать, куда и зачем едете. Легенда должна быть уверенной и подтверждаемой бронями и четким маршрутом. Занимает процедура еще минут 40.

Аэропорт Киркенеса совсем маленький и работает с 4:30 до 00:30. Ночевать в нём нельзя. А город в десяти километрах. Такси до него обойдется примерно в 40 евро. Отелей всего три, так что если пропустите рейс, особенно часто это бывает с теми, кто выбирает утренние и зависает на границе, то можно легко оказаться на улице.

Важный нюанс — в Норвегии кроны. Евро и тем более рубли поменять негде. Только действующие в Европе карточки, или запасайтесь местной валютой.

Из аэропорта Киркенеса масса вариантов перелетов — билеты можно купить на российских агрегаторах. За 8–15 тысяч в первых числах октября можно перемещаться по всей Норвегии, за 13–15 тысяч отправиться в Германию, Швецию или на Мальту. На более поздние даты билеты значительно дешевле. Рейсы за границу, как правило, идут с пересадкой в Осло.

Как долго будет работать эта «форточка» в Европу — неизвестно. Норвегия уже заявила, что готова ее захлопнуть.

«При необходимости мы быстро закроем границу, и изменения могут произойти в кратчайшие сроки. По сравнению с Финляндией, в Норвегию прибывает меньше людей, и ситуация иная. Стурскуг — наш единственный пограничный пункт с Россией. Мы ведем тесный диалог с полицией и таможней о ситуации на границе и тщательно проверяем всех, кто приезжает», — говорится в заявлении министра юстиции и чрезвычайных ситуаций Норвегии Эмили Энгер Мель, опубликованном 30 сентября.

В Норвегии опасаются, что мобилизация в России увеличит риск незаконного пересечения границы на норвежско-российской границе за пределами пограничного перехода. Чтобы контролировать ситуацию, на границу был направлен полицейский вертолет со специальными приборами мониторинга.

Илья Казаков, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях