03.02.2020 12:03
12

Второй гвоздь в крышку гроба яхтенного туризма. Любителям ходить под парусом остался один пункт пропуска

Вопреки заявлениям властей Петербурга и Ленобласти о желании развивать яхтенный туризм, граница для любителей парусов постепенно захлопывается. На Сайменский канал «морских» не пустят, пункт пропуска в Выборге маломерным судам в новом сезоне тоже не светит.

Когда летом 2018 года в Выборге убрали причал для таможенного и пограничного оформления маломерных судов, яхтсмены заявили, что забит первый гвоздь в крышку гроба яхтенного туризма. И вот второй – яхты, идущие в Финский залив или из него через границу, в новом навигационном сезоне перестанут оформлять и на шлюзе №5 Пялли, где проводится погранконтроль на Сайменском канале. 

Только во внутренние воды Финляндии или 80 миль без остановки

В официальном письме Санкт-Петербургскому парусному союзу глава регионального ПУ ФСБ Сергей Дорофеев ссылается на то, что практика «не коррелируется с видом сообщения, разрешённым Соглашением между правительствами РФ и Финляндии о пунктах пропуска через российско-финляндскую границу от 11 марта 1994 года». «Фонтанка» отправила ПУ ФСБ запрос с просьбой разъяснить отказ оформлять идущие в Финский залив яхты в Сайменском канале, но к моменту публикации ответ так и не был получен. 

Любителям походить под парусом, которые раньше «отмечались» в Выборге, после того, как там убрали понтон, позволили в качестве некоего компромисса проходить погранконтроль в Пялли. Причем назвать это удобным никак нельзя – чтобы подняться по Сайменскому каналу из Выборга на 40 миль до границы и обратно, требуется 8–9 часов. Теперь этот путь открыт только тем, кто идёт во внутренние воды Финляндии.

У маломерных судов остался один-единственный вариант – пункт пропуска в Большом порту Петербурга (форт Константин). После того, как российские пограничники поставили штамп на выезд из РФ, яхте запрещено причаливать к берегу, пока её хозяин не получит штамп у финнов. И наоборот. Длительный переход между российским и финским пунктами пропуска длиной в 80 миль может быть очень опасным и изнурительным – ведь это минимум 1,5 суток с неизбежным захватом ночи.

В полном недоумении пребывают те, кто держит свои яхты в Выборге, – получается, что им перед отправлением за рубеж для оформления придётся идти в Петербург.

Виктор Матушкин хранит своё 7-метровое парусное судно в посёлке Советский. Во всём районе таких, как он, десятки. Летом Виктор планировал пойти на полторы недели в Финляндию, но перспектива потратить пол-отпуска на процесс получения штампов разрушила план отдыха.

«После закрытия пункта пропуска в Выборге было так: поднялись до пятого шлюза, отметились, спустились, прошли мимо Выборга – и на Сантио (финский ПП. – Прим. ред.). Крюк, конечно, но не смертельный, т. к. путь идёт по тихому, закрытому от ветра и волны каналу, – поясняет Матушкин. – А теперь топай в пункт пропуска на форте Константин, что в Кронштадте, и только потом на Сантио, а это крюк в 2–3 дня по открытой воде, чтобы оказаться примерно в тех же координатах, откуда ты выходил. Многое зависит от ветра и времени прибытия в пункт пропуска – на ночь он закрывается», – печалится Матушкин.

Удар по международному туризму

Пока Петербург лелеет планы о развитии яхтенного туризма, перед потенциальными иностранными гостями под парусом захлопывают двери. Если раньше финны, привыкшие к наличию марин у себя и в Эстонии через каждые 30 миль (эта дистанция считается комфортным  переходом), могли приходить хотя бы в ближайший Выборг и даже лелеяли мысль о свободном посещении полузакрытых островов, то теперь об иностранных гостях точно можно забыть.

«Я поражён [отказом пограничников оформлять идущие в Финский залив маломерные суда на шлюзе Пялли]. Массовые яхтсмены не пойдут сто миль от/до финского пункта пропуска Хаапасаари [до/от Кронштадта]», – говорит президент общественного объединения «Санкт-Петербургский парусный союз» Сергей Алексеев.

Учитывая, что летом на период проведения матчей Евро-2020 обещают закрыть воды, иностранцы, рискнувшие добраться до Северной столицы, и вовсе могут попасть в неприятную ситуацию.

«Из Хельсинки или Таллина, спустя сутки, мокрый, холодный, голодный к нам придёт, а ему скажут: "Иди обратно"», – иронизирует Алексеев.

По его словам, в 2019 году в Петербург пришло всего 70 иностранных яхт, в то время как в Хельсинки – около 10 тысяч, в Петербурге три яхт-клуба, в Хельсинки – 40. В Финляндии обычно «парусят» семьями по 3–4 человека, с детьми и собаками, и на сложный переход до Петербурга решатся немногие. 

«Закрытие пункта пропуска (прекращение оформления маломерных судов в Выборге. – Прим. ред.) уже нанесло серьезный удар по яхтенному туризму (в частности международному) в регионе Восточной Балтики, что входит в противоречие с намерениями правительства по дальнейшему развитию туризма.  Статистика судозаходов маломерных судов ежегодно демонстрирует стремительное уменьшение количества гостевых  яхт в регионе. Чем дольше будет сохраняться существующее положение, тем сложнее будет вернуть веру мирового яхтенного сообщества в серьезность наших намерений развивать яхтенный туризм в регионе», – считает Владимир Иванкив, член президиума Санкт-Петербургского парусного союза и представитель восьми международных яхтенных организаций.

Сложившаяся ситуация заставляет отказываться от путешествий за рубеж и петербуржцев, которые передвигаются на небольших яхтах и не хотят рисковать на длинной дистанции от Кронштадта до финского пункта пропуска.

«Мысль о том, что яхты – развлечение исключительно для элиты – глубочайшее заблуждение. Как правило, под парусом ходит средний класс. По примерным оценкам, в нашем городе регулярно этим занимаются 5 000 человек. Из 2 000 членов Санкт-Петербургского парусного союза лишь примерно 70 – люди с достаточно высоким заработком, большинство – это студенты, рабочие, инженеры. Те, кто любит парусный спорт и не могут без него жить», – поясняет Алексеев.

Длинный переход смогут потянуть либо профессионалы, либо владельцы более крупных и дорогих судов. 

Президент союза считает, что отсутствие возможности комфортно пройти паспортный контроль заставит петербуржцев и жителей Ленобласти, которые предпочитают путешествовать на своём судне за пределами России, держать яхты в Финляндии, а любители, возможно, будут чаще ездить в Турцию, где на неделю шесть человек могут снять яхту за 400 евро с каждого.

Пишите письма

Как ранее писала «Фонтанка», и последний оставшийся пункт пропуска для идущих в открытые воды яхт, который работает в Кронштадте с 2013 года, изношен более чем наполовину. Из-за ограниченности территории там нельзя ставить на долгосрочную стоянку и обслуживать маломерные суда, говорится в документах.

Позицию пограничников и администрации Сайменского канала, оставивших возможность поставить штамп о прохождении границы только тем яхтсменам, которые идут во внутренние воды Финляндии, выборгские судовладельцы объясняют трудностями с оформлением только что купленных яхт. Россияне по выгодной цене покупают суда в Швеции, а ведомства якобы «не хотят» проводить таможенную  очистку (в народе – «растаможку») на входе в Сайменский канал, где находится таможенный пункт «Брусничное». Это вполне объяснимо – длительная стоянка на построенных для больших судов в 1960-х годах причалах небезопасна: когда шлюз наполняется, вода немного уходит, а когда снова идёт подъём, яхта может «поднырнуть» под причал и затонуть. 

Организация полноценного пункта пропуска для маломерных судов и яхт в Выборге могла бы решить проблему. Росморпорт, Росгранстрой, таможенники, пограничники и яхтсмены не могут прийти к взаимопониманию уже несколько лет. Любители ходить под парусом обвиняют федеральные власти в «нежелании повернуться к людям лицом», ведомства ссылаются на небезопасность стоянки маломерных судов в порту, где ходят крупные пассажирские и грузовые суда. Причиной запретов называют желание ликвидировать «бардак».

«Постановление правительства №1208 от 15 ноября 2014 года напрямую запрещает принимать маломерные суда на территории грузо-пассажирских портов. Почему-то те, кто занимается парусным спортом, этот документ игнорируют. В конце декабря мы наконец-то получили первый причал в аренду у Росморпорта и сейчас готовим в Минтранс письмо с предложением — каким образом, не нарушая постановление, можно оформлять по временной схеме яхты в порту», – говорит гендиректор ООО «Порт Логистик» (оператор порта Выборга) Ольга Ансберг.

По её словам, первоочередная задача – решить вопрос с проштамповкой паспортов, но для растаможивания новых яхт необходимо выделить место, где могли бы стоять несколько дней, не мешая основному трафику.

В октябре 2019 заместитель министра транспорта России, руководитель федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков поручил принять меры, чтобы возобновить контроль маломерных судов в Выборге, однако по результатам совещания в Москве было заявлено, что в сезон навигации-2020 оформлять яхты по-прежнему не будут из-за «отсутствия возможности».

Яхтсмены Выборга на прошлой неделе отправили коллективное письмо в новое правительство РФ с просьбой решить проблему и открыть им пункт пропуска в Выборге. Санкт-Петербургский парусный клуб, в свою очередь, намерен попросить решить вопрос с пунктами пропуска для яхт помощника президента РФ и экс-министра транспорта Игоря Левитина.

Справка: за период летней навигации с 17 мая по 14 сентября 2019 таможенный контроль на Сайменском канале прошли 426 маломерных судов, что на 17% больше, чем в 2018-м. Из них 123 – иностранные, 229 – российские, 74 – купленные за рубежом.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (12)

simak
Что-то "Иванов и Рабинович, или Ай Гоу ту Хайфа" напомнило, накатило наверное..

atf
Cделать как у финнов, зеркальную копию на таком же расстоянии от госграницы нам религия ФСБ не позволяет конечно.

hmjo
Прямо на границе нарисован пп Сантио. Финский? На Сайменском канале тоже финский. Но Сантио по пути для тех, кто на яхтах плывет на запад, и наоборот, оттуда в Питер. А на Сайменском канале надо плыть в сторону. Я уже не говорю про Константин.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор