37

Триллион для Беглова. Глава комитета по промышленности и торговле рассказал, как заставить бизнес выполнить обещания врио

Экономика города в стагнации, очередь из инвесторов не стоит, рабочие не хотят работать. Но ускорение роста производства до 10% в год и 1 трлн бюджета к 2025 году — это реально, уверен Юрий Калабин.

Юрий Калабин
Юрий Калабин

С 1 августа в Петербурге появится новый комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга, созданный из объединенных комитетов по промышленности и по развитию потребительского рынка. Его глава Юрий Калабин, пришедший в Смольный из структур РЖД, в своем первом интервью рассказал «Фонтанке», кто станет локомотивом экономического рывка и в каком направлении будет рулить город. 

– Вы возглавили комитет по промышленной политике и инновациям Петербурга в январе 2019 года. Что самого важного удалось сделать за прошедшие полгода? 

– Во-первых, мы подготовились к изменениям, которые неизбежны, и вывели структуру из состояния равновесия – как вы знаете, идет процесс слияния с комитетом по предпринимательству. Во-вторых, провели инвентаризацию: чем мы управляем и чем мы можем управлять, и в каком состоянии находится экономика. 

– И в каком?

– В стагнации, тут я не открою тайны. Экономика находится на низком уровне и с точки зрения выпуска и производительности труда, и того, что мы выпускаем. Но, с другой стороны, мы видим гигантский потенциал — аж зубы сводит — от предвкушения возможного взлета. В нашем городе есть промышленность, логистика, транспорт, энергетика. Да, нет рядом «нефтяных копей», но, может быть, это хорошо: в результате у нас сохранилась высокотехнологичная промышленность, которая не занимается простой переработкой. Хотя, будем справедливы, перевалка нефтепродуктов во многом кормит город.

– Такое ощущение, что открытие новых производств в городе в последнее полугодие притормозилось... Почему, на ваш взгляд, ухудшился инвестиционный настрой? 

– Скорее, мы стали более придирчиво относиться к отбору проектов. Земля у нас дорогая. И нам нужны высокопроизводительные производства, тогда мы своей землей готовы делиться. Точной цифры [по открытым в 2019 году производствам] у меня нет. Но это единицы. На вторую половину года крупных запусков, насколько мне известно, не запланировано. Но есть крупные проекты, которые сейчас в работе, – у «Герофарма», «Активного компонента». Hyundai, который заключил специнвестконтракт, планирует расширение производства. 

– Ранее комитет по промышленности составлял индекс настроений в отрасли, который иногда расходился, а иногда нет с фактическим ростом промышленного производства. Делаете ли вы сейчас такие опросы? 

– Нет. Но по моим оценкам, бизнес также ждет изменений. У частных предприятий есть обыденное пожелание «оставьте нас в покое, мы сами разовьемся». Но это идеалистический подход. Есть ряд опасений в оборонно-промышленном комплексе насчет уменьшения объемов госзаказа. Но, на мой взгляд, это просто вызов.

– Как насчет иностранных инвесторов? 

– На сегодняшний момент мы не можем сказать, что стоит бешеная очередь инвесторов, но недооцененность наших активов многих привлекает. Китай интересуется литейными технологиями, Бразилия – электротехникой и производством электродвигателей, США продвигают идею создания умных сетей для энергетических проектов. Названия конкретных компаний я раскрывать не могу, но по некоторым проектам идёт обсуждение площадок. Мы сводим бизнес с бизнесом, но не можем заставить «давайте, создавайте совместное предприятие и начинайте выпускать». 

– Белорусский «Юнисон» собирался купить площадку GM. Но город, как я понимаю, не слишком верит в этот проект. 

– Пока ни о каких подвижках в этом направлении я не слышал. Когда будут подписаны документы на право собственности, тогда пусть приходят к нам, и будем разговаривать. 

– Индекс промпроизводства в Петербурге в январе – мае 2019 года вырос на 4,8%. Это ровно в два раза больше, чем по стране в целом (2,4%). Есть ли основания рассчитывать на взлет, о котором вы упомянули в начале интервью?

– Вряд ли что-то поменяется в этом году: то, что мы получим, было заложено в прошлые годы. Но цели поставлены, в том числе врио губернатора Александром Бегловым: тот 1 триллион бюджета по итогам 2024 года, который обещан горожанам, означает, что мы должны расти на 10% в год (на 2019-й запланирован рост в размере 591,8 млрд рублей. – Прим. ред.).  Я считаю, что это реально. Конечно, я не могу отдать приказ начальнику цеха производить в два раза больше. Я могу только говорить «давайте я субсидии дам, а вы купите подешевле станки, сырье какое-то другое возьмете, помогу на экспорт идти».

– Насколько благоприятна глобальная экономическая ситуация для развития петербургской промышленности?

– А что-то изменилось? Санкции никто не отменял.

– Но есть, к примеру, торговая война США с Китаем. Если китайцы продолжат девальвировать юань, конкурентоспособность продукции из Поднебесной может  вырасти. Что тогда будет с нашим импортозамещением?

– Вы представляете себе ВВП Китая, Америки и наш? Это вещи малосравнимые. Поэтому я бы вообще предлагал не обращать внимания на то, как большие дяденьки разговаривают и что они делают, а заниматься своими проблемами. Для нормального развития бизнеса главное –  это стабильность, предсказуемость. Мы сами управляем своей валютой. То, что сейчас происходит, абсолютно правильно. Когда только начались санкционные проблемы, я говорил, что для нас это хорошо, это стимул. Нам поставили препоны – мы поставили препоны в ответ. Начали  развивать сельское хозяйство, производство продуктов питания, делать, к примеру, сыры. Разве это плохо?

– Главные драйверы петербургской промышленности по-прежнему фарма и автопром? Или есть новые лидеры?

– Фарма хорошо развивается с поддержкой государства. Они хороший драйвер. Но объем производства пока не так велик  —  40-50 млрд рублей в год. Автопром — краса и гордость города с точки зрения объемов производства:  в прошлом году заводы сделали продукции на 440 млрд рублей, но с точки зрения эффекта для города, я бы не сказал, что это драйвер. Там работает всего 11-12 тысяч человек. Мы предоставляем им льготы по налогу на имущество, на прибыль, а получаем НДФЛ только за 11 тысяч работников, потому что там роботы стоят. Мы это делали (давали льготы. — Прим. ред.) для того, чтобы заимствовать технологии, но этот процесс у нас не запустился. Чтобы выполнить обязательства перед правительством, им пришлось локализовать производство компонентов. Но технологию они вынуждены поддерживать своими силами, там не стоит очередь из наших инженеров и предпринимателей. 

– То есть льготы не приносят желаемой отдачи? Что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась?

– Сначала были подозрения, что иностранцы  не хотят делиться технологиями. Но ничего подобного: они открыты — приходи поставляй, только сертифицируйся, докажи, что ты качественно можешь произвести. В итоге вроде все у нас есть, а мы не летим. В Петербурге живет 5,5 млн человек, но мы оборачиваем  220 млрд долларов (суммарный оборот организаций в 2018 году, по данным Петростата, 13,5 трлн рублей. — Прим. ред). Для сравнения, оборот WalMart – 500 млрд долларов, General Electric – 120 млрд долларов. А это отдельные компании, а мы город. 

– Что мешает нашим предприятиям стать не хуже WalMart и General Electric?

– Низкая производительность труда. Она зависит не только от современных станков – они у нас есть. Дело в компетенциях управления производством. Поэтому главное для нас было понять, что поддерживать, и добиваться роста можно только за счет того, что уже хорошо организовано. Мы же не пытаемся поливать засохшие и больные деревья! Поддерживать нужно лидеров, которые обладают активным и профессиональным руководством, успешны на внешних рынках. По моим оценкам, таких в городе несколько сотен.

– А те, кто не успешен, пусть закроются?

– Я же теперь не в бизнесе работаю, а на госслужбе. Если кого-то уволят, мне же придется искать им работу. Важно, чтобы предприятия, которые не слишком успешны, не падали. И в комитете будет создан отдел, который будет заниматься антикризисными ситуациями в городе, дабы они не множились. 

– Может быть, город должен сделать так, чтобы успешные могли поделиться опытом с менее успешными?

– Не город. Мы слишком много хотим от власти. У нас 13 тысяч чиновников, апеллировать, чтобы они повлияли на состояние умов остальных 5,5 миллионов, не очень уместно.

–Тогда неуспешным заводам лучше освободить места в центре города для бизнес-центров, креативных пространств?

– Тут мы придерживаемся стратегии, которую приняло прежнее руководство комитета. Завод в центре города — это неудобно, неэффективно и несовременно, но комитет будет рассматривать каждый отдельный проект по переезду. В нашем городе огромный перекос в сторону жилья, у нас не хватает рабочих мест. Люди тратят часы, чтобы доехать [до работы] в другой конец города. Даже если комитет решит поддержать какой-то проект, то с условием, что сначала мы строим новый завод, а потом разбираем старый. Таких заявок немного, но они есть.

– С 1 августа в ваше подчинение также перейдет комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка. На ваш взгляд, в чем будет эффект от  объединения ведомств?

– Мы хотели убрать архаичное разделение на малый и средний бизнес. На мой взгляд, разделение должно быть одно: одни быстро растут, другие медленно. В предприятиях обрабатывающей промышленности порядка 280 тысяч человек работает. В малом и среднем предпринимательстве – 1 млн 80 тысяч. Поэтому мы считаем целесообразным объединить все предпринимательство, вне зависимости  от его размера, в одну структуру. Этим мы говорим всем, что нам важен любой гражданин, который занимается производством, уплачивает налоги и создает рабочие места. 

– Одна из идей, которую в последние несколько лет продвигал глава комитета по потребрынку Эльгиз Качаев, – сделать Петербург столицей моды и легкой промышленности, вторым Миланом. На ваш взгляд, идея жизнеспособна? 

– Если это действительно поддержано предпринимательством и приносит городу преимущества в плане экономики и медийных вещей, я только за.

– Как новый комитет собирается развивать торговлю?

– Инвентаризация конкретных направлений не велась. В числе крупных проблем —  преобладание федеральных сетей в рознице. Их доля достигла 91%, это вредит экономике. Чтобы всем было хорошо, нам нужны разные каналы сбыта. Федеральные сети – это канал сбыта, который, хотим мы или нет, востребован большей частью жителей города. Он поставляет нам к столу дешевый товар, который нас всех устраивает. Альтернатива — ярмарки, рынки, специализированные магазины, торговые ряды, интернет-торговля. 9% для всего этого — крайне мало.

– Нестационарной торговли в городе должно стать больше или меньше?

– Больше безусловно, но, чтобы не стало засилья ларьков, это должна быть регулируемая вещь.

– ФАС ранее упрекала комитет по потребительскому рынку в желании заняться предпринимательством – в частности, ему подконтрольны столовая Мариинского дворца, несколько банно-прачечных комбинатов, ГУП «Ритуальные услуги». Готовы передать эти функции бизнесу?

– Есть мнение, что должна существовать  государственная альтернатива бизнесу в некоторых областях. Сами знаете, у нас раненный блокадой город, поэтому мы будем держать собственное производство муки. Зарабатывать на похоронных делах, наверное, тоже не по-христиански. Но это больше функция социального комитета: родили человека и похоронили. Бани никто не хотел брать, отдали нам. Но, на мой взгляд, это должно приватизироваться.

– Глава комитета по информатизации и связи Денис Чамара говорил, что вместе с вами работает над созданием инвестиционно-промышленного хаба по принципу единого окна для строительного комплекса. Зачем он нужен и когда заработает?

– У нас в городе 400  тысяч юрлиц, и мы физически не можем поддерживать бизнес без подобного инструмента. Была идея придумать некий софт, который бы позволил регистрироваться предприятию любого размера и отрасли и выбирать инструменты поддержки, которые предлагает город. Для этого нам нужно связать между собой различные базы данных: это и портал госуслуг, и базы данных ФНС, и Росреестра. Будем надеяться, что некий драфт появится уже в следующем году. 

Беседовала Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

Юрий Калабин родился в 1963 году в Сочи. Высшее образование получил в 1986 году в Ленинградском гидрометеорологическом институте по специальности «Гидрофизика». В 1992 году окончил Международный банковский институт по специальности «Банковское дело». Трудовую деятельность начал слесарем на НПО «Гранит» в 1980 году. Работал в ОАО «Электросила» (заместитель директора по экономике и финансам), ОАО «Ленинградский Металлический Завод» (финансовый директор), ОАО «ОГК-3», ОАО «ОГК-4» (заместитель генерального директора). С марта 2017 по январь 2019 года занимал пост генерального директора в АО «КРП-инвест» холдинга РЖД. С января 2019 года возглавляет комитет по промышленной политике и инновациям Петербурга.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (37)

efela
Да, РЖД известна своим сказочным менеджментом. И этот сказочный менеджмент будет теперь внедрятся в управление городом.

hmjo
В рыночной экономике объем продаж в первую очередь определяется не производительностью (которая по словам чиновника есть), а качеством, влияющим на объем продаж. Почему нашу продукцию неохотно покупают? Почему она неконкурентноспособна? Почему у нее низкий объем продаж? Даже если на предприятии стоят новые станки и работают всего три человека, но их продукция некотонурентноспособна с аналогами - при чем тут ведущая роль производительности, о которой упоминает чиновник? Низкое качество продукции и отвратительный дизайн характерны для отечественной продукции еще с советских времен.

Sextan_Su
Бюджет Лондона 19 млн долларов, по курсу ЦБ 1трлн 197 млрд. Делим на 8,7 млн жителей, получаем 137 686 руб бюджета города на одного лондонца. Бюджет СПб на 2020 заложен 590 млрд рублей, делим на 5,3 млн жителей, получаем 111 320 руб на одного петербуржца. Бюджет лондонца на 23,5% больше бюджета петербуржца. То есть новая команда приходит не в нищий город. Если сравнить с Прагой, то и побогаче будет.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...