Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Общество Бизнес Деньги Проводники сотен миллионов:

Проводники сотен миллионов:

Как поставщик петербургской подземки зарабатывает на швейцарских проводах

34 377
Эмин Джафаров/Коммерсантъ

За последние пять лет ГУП «Петербургский метрополитен» закупил более тысячи километров швейцарского провода, потратив под 900 млн. «Фонтанка» подсчитала не очень экономную экономику госконтрактов.

Торговый дом «Метродеталь» к 21 июня практически наполовину исполнил свой контракт с ГУП «Петербургский метрополитен» на поставку швейцарского провода Radox – из 148 млн рублей подрядчик получил уже 72 млн. «Фонтанка» присмотрелась к ценам, пообщалась с игроками рынка и выяснила, что подземка переплачивает.

Провода Radox производит швейцарская компания Huber+Suhner. Российского юридического лица она не имеет, но есть представительство, а также сеть фирм-дистрибьюторов. Никто из них в торгах, что проводит ГУП «Петербургский метрополитен», участия не принимал.

Три контракта, в 2013-м, 2016-м и 2018 годах, были заключены с ООО «Торговый дом «Метродеталь». Первые два достались поставщику без какой-либо конкуренции – он был единственным участником закупки. В аукционе, прошедшем в прошлом году, было подано 4 заявки, но лишь «Метродеталь» в итоге приняла участие в торгах. Остальные же по неизвестным причинам от борьбы в финальной стадии отказались.

Стоит отметить, что, по данным СПАРК, цена первых двух контрактов была увеличена. Первоначально в 2013 году стоимость соглашения составляла 390 млн рублей, а в 2016 году – 240 млн рублей. В первом случае цену индексировали трижды и довели до 487 млн рублей, во втором – она увеличилась до 260 млн. Каждый раз не указывалась стоимость конкретных разновидностей кабеля. Дело в том, что эти закупки ГУП «Петербургский метрополитен» проводило по 223-му федеральному закону, который не обязывает показывать точную экономику контракта.

В 2018 году, когда заключался контракт на 148 млн рублей, торги шли по 44-му федеральному закону и цены на отдельные наименования видны. Так, например, 175 тысяч метров «провод 3GKW600V 1х1,5 серый Radox» были куплены у «Метродетали» по цене 71,78 рубля за метр. «Фонтанка» ознакомилась с актуальными расценками одного из российских дистрибьюторов Huber+Suhner. Цена — 40 рублей за метр, то есть почти в 1,8 раза меньше.

Дороже всего метрополитену обошелся серый Radox «3GKW600V 1х70» – за 17 тысяч метров подземка заплатит 43, 9 млн рублей. Цена — 2 499 рубля за метр. Российский дистрибьютор Huber+Suhner предложил взять за 1 378 рублей, что снова ниже в 1,8 раза. «Фонтанка» проанализировала 10 наименований из контракта, и везде цена была выше примерно в 1,8 раза.

Стандартная рентабельность для госконтрактов, как правило, не превышает 15%. Это в том случае, если заказчик довольно щедрый. По подсчетам «Фонтанки», рентабельность лишь одного контракта с «Метродеталью» может начинаться от 50% его стоимости. Таким образом, ГУП «Петербургский метрополитен» мог купить все то же не за 148 млн рублей, а за 90 – 95 млн рублей.

Украинские дистрибьюторы оказались готовы продавать те же наименования еще дешевле. Метр того же серого Radox «3GKW600V 1х70» у них можно приобрести за 900 рублей. Если бы петербургская подземка закупалась у них, то уложилась бы и вовсе в 55 млн рублей. Хотя это было немного непатриотично.

«Фонтанка» провела небольшой математический эксперимент. В контрактах от 2016-го и 2018 года фигурируют практически одни и те же наименования. Говоря простыми словами, в 2018 году «Петербургский метрополитен» купил почти все то же самое, что и в 2016 году. В соглашении от 2016 года фигурируют лишь два наименования, которых не было в последнем контракте на кабели Radox.

«Фонтанка» взяла цены, которые указаны в контракте 2018 года, и прогнала через них договор от 2016 года. Как известно, цены только растут, а значит, в 2016 году цены не могли быть выше, чем в 2018 году. Результат арифметики: если бы в 2016 году контракт с «Метродеталью» заключался по тем же ценам, что в 2018 году, то его стоимость составила бы не 260 млн рублей, а около 200 млн. Недостающих два наименования корреспондент учел, взяв сегодняшнюю цену, полученную от игроков рынка.

Наше издание обратилось за комментариями и в ТД «Метродеталь», и в ГУП «Петербургский метрополитен». На госпредприятии на запрос «Фонтанки» не отреагировали, а руководитель «Метродетали» пообещал ответить на все вопросы позднее, при личной встрече. По данным СПАРК, «Метродеталь» с 2013 года выиграла более 50 договоров с метрополитеном общей стоимостью более 3,5 млрд рублей.

Напомним, что наше издание уже обращало внимание на закупки ГУП «Петербургский метрополитен». Проанализировав закупочную документацию, «Фонтанка» пришла к выводу: завышение цен на запчасти для подвижного состава на тендерах подземки могут достигать и 25 раз.

Большая часть договоров и контрактов, связанных с поставкой запчастей и деталей для ремонта, достается компаниям, которые являются членами ассоциации «Инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника». «Метродеталь» является одним из основателей ассоциации. В 2016 году, который был одним из самых урожайных для подрядчиков подземки, члены ассоциации заключили с ГУП «Петербургский метрополитен» 89 соглашений общей стоимостью более 5 млрд рублей.

Михаил Грачев,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
20
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях