После резонансных ДТП и травмирования полицейского государственная машина подстроилась под новые реалии. Более того, арендованные автомобили теперь идут отдельной строкой в статистике ДТП.
У пользователей каршеринговых сервисов в Санкт-Петербурге начали проверять документы на аренду машины.
На днях ДПС остановила сотрудника «Фонтанки» за рулем автомобиля «Яндекс.Драйв» при съезде с ЗСД на Благодатную улицу. Полицейские попросили показать только права и аккаунт в смартфоне, где есть акт приема-передачи ТС.
– Много попадается без документов?
– Есть... Проезжайте.
Следом мигали аварийками четыре арендные машины.
Петербургская дорожная полиция обратила пристальное внимание на каршеринг после недавних серьёзных инцидентов. В ночь на 14 мая полицейский пострадал при задержании лихача на «Фольксвагене Поло» компании «Делимобиль» в Пушкинском районе. Как оказалось, у мужчины не было не только водительских прав, но и права управлять этой конкретной машиной: он использовал аккаунт знакомого. Виновником массовой аварии на Невском проспекте 17 апреля, где пострадали два человека, считается тоже водитель каршерингового автомобиля, который при этом был нетрезв. Кстати, прыгал через Невку по частично разведённому Сампсониевскому мосту итальянец опять же на каршеринге. Этот список можно продолжать долго.
Теперь же ГИБДД придумала, как можно привлекать нарушителей. В отделе пропаганды УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Фонтанке» подтвердили новую практику.
«В рамках мероприятия «Такси» помимо таксомоторных автомобилей проверяются и арендованные: наличие водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Также инспекторы могут попросить предъявить аккаунт в приложении», – пояснили в отделе пропаганды.
Каршеринг это относительно новое явление, и дорожная полиция до недавнего времени не выделяла его из общей массы участников дорожного движения в качестве отдельного сегмента. Однако в связи с ростом популярности услуг (по данным Сбербанка, выручка сервисов за 2018 год увеличилась более чем в пять раз, а за границей даже считают, что в России происходит «каршеринговая революция») и общественным резонансом в ГИБДД стали изыскивать «законные средства проверки ТС для выяснения, то ли лицо находится за рулем, которое подавало заявку».
«Мы встречаемся с фактами аренды машины под чужими аккаунтами. В этом случае лицо, которое передаёт свой аккаунт, может быть привлечено по статье 12.7, часть 3, КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления), которая предусматривает административный штраф в размере 30 тысяч рублей, – рассказывают в УГИБДД. – Такая практика есть, и она активно применяется».
Статистики по числу подобных нарушений пока нет. А вот возможность статистического учёта ДТП с участием арендованных машин у управления появилась с декабря 2018 года. В этом году, с 1 января по середину мая, в Санкт-Петербурге Госавтоинспекцией зафиксировано 121 ДТП с каршерингом, в том числе пять – с пострадавшими. Ранены были 14 человек. Участия каршеринговых машин в смертельных ДТП не зафиксировано.
Очевидно, эта статистика неполная. Например, на кадрах с места смертельной аварии на Приморском шоссе 17 апреля ясно видно, что разбившийся о дерево «Хёндэ Солярис» имеет цветографическую схему компании «Делимобиль». В ночь на то же 17 апреля врачи не смоги спасти мотоциклиста после столкновения со «Шкодой» в Рыбацком – машину «Яндекс.Драйва» тоже хорошо видно на фотографиях. Возможно, инспекторы на местах не всегда указывают, что в ДТП участвовал каршеринг.
Ещё более странно выглядит статистика МВД, обнародованная в конце апреля: по данным министерства, за январь – февраль 2019 года в Петербурге зарегистрированы три аварии с участием каршеринговых автомобилей, а за весь 2018 год – четыре.
Среди автомобилистов распространено мнение о том, что водители каршеринга ведут себя на дорогах грубо и безответственно: мол, машина не моя, беречь нечего, а если ещё и аккаунт фальшивый, то и вовсе концы в воду («Фонтанка» подробно писала о торговле аккаунтами в Сети). И если проблема пользования чужими аккаунтами уже признаётся на государственном уровне и полиция находит новые пути её решения, то равнять всех пользователей под одну гребёнку нельзя: проведённый «Фонтанкой» анализ показал, что безответственность временных водителей – это всё-таки миф.
Другой аспект – использование арендованного транспорта в преступных целях. Владельцы каршеринговых компаний озвучивали эту проблему ещё осенью 2017 года: злоумышленники не только создают фальшивые аккаунты для бесплатной езды, но и пытаются заправлять другие автомобили по топливной карте фирмы, предназначенной только для заправки арендованной машины, а также используют каршеринг для последующего угона других автомобилей или совершения прочих преступлений. Кроме очевидного пути – введения более строгих правил регистрации пользователей в системе – в мире появляется и более жёсткая практика. Около месяца назад в Чикаго, США, полиция просто-напросто остановила работу сервиса Car2Go.