Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Общество Деньги Поднять денег на Нотр-Даме.

Поднять денег на Нотр-Даме.

Сбор пожертвований на восстановление собора стал модной темой

5 369
EPA/IAN LANGSDON/ТАСС

Пожар в соборе Парижской Богоматери отозвался в сердцах людей по всему миру, и почти сразу на десятках сайтов появились предложения собрать деньги на восстановление.

Нотр-Дам в ночь на 16 апреля еще вовсю полыхал, а на фандрайзинговом сайте Gofundme уже появилась страничка со сбором денег: Reconstruction of Notre Dame Cathedral. «Нам не терпится поскорее отдать деньги, которые мы соберем, местной епархии. Мы знаем, они будут очень благодарны всем и каждому из вас, кто поможет, особенно в эти тяжелые для всех времена. Спасибо, ребята, всем вам!!!» – пишет организатор сбора Ричи Орозко из Техаса, на фотографии в профиле молодой парень с младенцем на руках. И дальше цитата из не самой известной в наших широтах книги пророка Софонии: «С тобой – Господь, твой Бог, могучий Воин, Который в силах спасать. Он о тебе возрадуется, любовью тебя успокоит и о тебе будет с песнями ликовать».

Цель сбора Ричи ставил не очень амбициозную — всего $ 4000. За 13 часов на восстановление колыбели западноевропейской культуры скинулись 109 человек – $ 3680. Как правило, по $ 20–30, но приходили платежи и по $ 100–200. Люди со всего света писали о важности Нотр-Дама как памятника архитектуры и духовного центра. В основном мотивация людей связана с культурными ориентирами, но были и религиозные высказывания.

Почти мгновенно у Ричи Орозко появились конкуренты. Только на том же самом фандрайзинговом Gofundme до полудня 16 апреля было запущено полтора десятка кампаний. «Спасем Нотр-Дам», «Отстроим собор заново», «Реконструируем Нотр-Дам», «Срочный сбор для Нотр-Дама», «Спасите Нотр-Дам для Парижа», «Поддержка из Великобритании после катастрофического пожара собора Нотр-Дам». Где-то собирают по несколько тысяч. Кто-то не мелочится и указывает цель сбора – $ 50 млн. «Фонтанка» насчитала на Gofundme в общей сложности около $ 10 тыс. пожертвований. Но переплюнуть первую кампанию Ричи Орозко никому пока не удается.

Трудно себе представить, чтобы собор не был застрахован, а католическая церковь, у которой он в бессрочном владении, вряд ли испытывает большие сложности с фондами. Но дело ведь не в этих дурацких деньгах, а в сопричастности, которую остро необходимо сейчас ощутить миллионам людей, всю ночь наблюдавших за пожаром в прямом эфире. Под песни французских шансонье и со слезами на глазах. Лишить их сейчас возможности перечислить 10, 50, а то и 1000 долларов, чтобы выразить свою несомненную сопричастность к этой трагедии, было бы преступлением.

Наиболее растиражированным заявлением о сборе стал призыв президента Франции Эмманюэля Макрона, поклявшегося восстановить собор. Конкретный адрес, куда присылать деньги, он пока не назвал. Но наиболее часто в российских СМИ упоминается Фонд сохранения наследия Франции. Организаций с таким названием немало, и две из тех, что удалось найти «Фонтанке», собирают деньги на Нотр-Дам.

Наиболее авторитетная — La Fondation du patrimoine. Российские СМИ, которые о ней пишут, почему-то называют ее государственной, хотя это, конечно, не так. Это частная некоммерческая организация, которая вот уже скоро 25 лет как собирает деньги на восстановление памятников архитектуры во французской глубинке. Правда, представители государства в ее правлении действительно есть.

Перечислив скромный взнос на восстановление собора, корреспондент «Фонтанки» получил в ответ благодарственное письмо от главы фонда Селии Веро. На сайте La Fondation du patrimoine к 13 часам по Москве было указано, что на Нотр-Дам собрано уже 1,3 млн евро. Вероятно, из частных фандрайзинговых проектов, возникших за последние часы, — это лучший результат.

Разумеется, самые крупные пожертвования делаются не кредитными карточками в Интернете. Богатые люди Франции уже организовали своеобразное соревнование. Владелец модного дома Yves Saint Laurent и аукционного дома Christie’s Франсуа Пино сделал первую ставку — 100 млн евро. Почти сразу ее перебил его друг Бернар Арно (Moët Hennessy— Louis Vuitton) — 200 млн евро. Учитывая, что предыдущие затраты на многолетнюю реконструкцию собора (в ходе которой он, собственно, и сгорел) составили всего 6 млн евро, то тех денег, что набралось только официально и только в первые часы, должно хватить на покрытие значительной части стоимости восстановительных работ.

Сбор денег в эти минуты идет по всему миру, не отстает и Россия. О том, что надо бы как-то помочь, уже сказал Владимир Путин, имея в виду специалистов-реставраторов. О том, что можно было бы и скинуться деньгами, сказали в Министерстве культуры. Очень аккуратно, мол, можно было бы изучить вопрос. Но этого хватило, чтобы тут же получить от общественности: Владимиру Мединскому стали присылать фотографии разрушенных памятников архитектуры в России, на которые министерство не особо ищет деньги.

Сколько нужно на восстановление Нотр-Дам – это вопрос не только открытый, но и, скорее, философский, чем строительно-подрядный. Разумеется, никаких долларов в мире нет, чтобы купить вдохновение тысяч мастеров и архитекторов, которые веками создавали не только сам собор, но и его внутреннее убранство. Но можно ведь рукопись купить. То есть бетон, швелеры, штукатурку, краски. Зарплата художников и скульпторов, которые будут восстанавливать знаменитых горгулий и росписи, имеет конечную цену. А значит, сколько стоит не только восстановить, но и даже, как это ни нелепо звучит, заново отстроить Нотр-Дам, – можно посчитать хотя бы грубо.

Конечно, сравнивать объекты культуры такого масштаба нет никакого смысла. Но, для понятного примера, на возведение с нуля храма Христа Спасителя ушло $ 90 млн. Но это, как говорится, «только коробка».

Дальше начинается та самая эмпирика. Его внутренне обустройство, по разным оценкам, обошлось не то в 200, не то в 500 млн долларов. Причем существует анекдот, что якобы Зураб Церетели как-то пришел к Юрию Лужкову и предложил полностью расписать и обставить храм за $ 1,2 млрд. Его попросили подумать еще, и он предложил за 95 миллионов долларов. После нескольких месяцев препирательств с Лужковым маэстро согласился на 70 тысяч. Да, тысяч, а не миллионов. Правда, чуть позже попросил поднять цену до 200 тысяч долларов, но было, разумеется, глупо отказывать.

Тогда, в 1990-х гг., мэр Москвы тоже говорил об участившихся случаях «присваивания денег разными негодяями под видом сбора средств на храм». А руководителей фирмы-подрядчика восстановления ХХС то убивали, то сажали в тюрьму за растраты.

О том, как горела «сама история Франции», смотрите в трансляции «Фонтанки».

Денис Лебедев,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях