Из Петербурга ушел атомный энергоблок «Академик Ломоносов». Заказ на «плавучую АЭС» спас однажды Балтийский завод, и сейчас его будущее снова под вопросом.
144-метровый энергоблок так долго стоял у причала Балтзавода, что, кажется, врос в него. Насилу в 10:20 утра его смогли оторвать от стенки пять буксиров. Раздался протяжный гудок, и на глазах сотен рабочих, которые заняли даже палубы недостроенных ледоколов «Арктика» и «Сибирь», махина вышла в акваторию Невы.
Проект плавучей АЭС для России знаковый — первый в мире, первый в своем роде. Такой редкий в последнее время триумф отечественных технологий не на экране, а в живую. Наслаждаться моментом представители заказчика – Росатома – предпочли без строителей. Никого из сотрудников Балтзавода на борт специально зафрахтованного теплохода «Москва» не взяли. Не было их комментариев и в официальной рассылке корпорации.
Строительство «плавучей АЭС» сопровождалось постоянными переносами сроков. В 2010 году в Росэнергоатоме заявляли, что станция будет готова в конце 2012 года, а её выход в эксплуатацию планируется в 2013 году, потом её собирались закончить в 2016-м, затем перенесли на 2019-й. Стройка шла так долго, что на энергоблоке даже стали наряжать елку на Новый год.
А финальную стоимость представитель Росэнергоатома «Фонтанке» и называть не стал. Известно только, что в начале строительства она оценивалась в 2,9 млрд рублей, а затем уже звучали цифры в 11 млрд рублей, потом 37,3 млрд рублей, а независимые эксперты сообщали СМИ о 44 млрд — это почти как «Санкт-Петербург Арена» и по срокам, и по финансам, и даже размаху проекта, только с двумя ядерными реакторами.
Про Балтзавод представитель Росэнергоатома сказал только одно: «он получил уникальный опыт», у него были проблемы, и «заказ стал для него спасением». Но добавил, что с судовой частью будущих подобных проектов справится любая компания. Какая — решит конкурс. Сейчас в Росатоме рассматривают участие в нем иностранных игроков.
«Академик Ломоносов» действительно стал спасательным кругом для Балтзавода, который с 2005 года обескровливали структуры ОПК Сергея Пугачева. Жизненно важные участки территории продавались сторонним компаниям, которые потом сдавали их заводу в аренду. Деньги утекали, и все шло к массовым увольнениям. На предприятие приезжал Владимир Путин, новый энергоблок стал той ниточкой, за которой предприятие, уже под руководством ОСК, начали тянуть.
Но и в ОСК Балтзавод сейчас переживает не лучшие времена. Возобновилось обсуждение частичной застройки территории, от завода уплывают заказы. Рассматривается возможность переноса постройки перспективного сверхмощного атомного ледокола «Лидер» с Балтийского завода на Северную верфь. Официальная причина — техническая. Заводу нужен для постройки новый сухой док за 12,5 млрд рублей, а ОСК пока этот проект не спонсирует. Кроме того, второй крупнейший заказ Балтзавода – неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» – также теперь достраивается на мощностях Адмиралтейских верфей, на соседнем берегу Невы.
А как четко выразился глава ОСК Алексей Рахманов в интервью «Фонтанке», говоря о судьбе Балтзавода, ключевой вопрос для любой верфи – это загрузка.
«Если она есть, предприятие живет, если нет – что называется, «зубы на полку», завод на «клюшку», – заявил он.
Так что неудивительно, что рабочие провожали станцию буквально со слезами на глазах. Прощались со стабильностью.
Илья Казаков,
«Фонтанка.ру»