Технологии, которые сегодня используют застройщики, может быть, и не поражают воображение своей оригинальностью и фантастичностью. Но делают жизнь заметно комфортнее.
Сегодня многие новостройки возводятся с использованием цифровых технологий и инновационных строительных материалов. А своим покупателям застройщики предлагают воспользоваться виртуальной реальностью и «умными» коммуникациями. Попробуем выяснить, что дают строительные новшества обеим сторонам – застройщику и новоселу.
Несколько лет назад BIM-технологии были редким явлением на строительном рынке Петербурга. А сейчас ими пользуется все больше компаний.
– Рынок долго к этому шел, и уже многие крупные застройщики сейчас используют BIM, – говорит руководитель группы маркетинга Группы ЦДС Петр Буслов. – Они позволяют очень точно контролировать себестоимость проекта, а также дают возможность находиться в едином информационном поле всем участникам процесса. В частности, все новые проекты нашей группы разработаны с применением BIM-технологий.
Технологии позволяют создать трехмерную информационную модель будущего здания. И уже на начальном этапе проектирования оценить внешний вид, планировки и характеристики квартир, расположение инженерных сетей.
– Застройщику BIM-технологии помогают проработать все детали проекта и, если необходимо, вовремя внести изменения. Для покупателя это означает, что он даже на старте проекта может увидеть в 3D-формате сам объект и свою будущую квартиру, – объясняет директор департамента информационных технологий холдинга Setl Group Мария Андреева. – Например, покупатели квартир в наших проектах могут увидеть будущее жилье в 3D-формате на интерактивном столе в офисе «Петербургской Недвижимости». Пока это комплексы «Палацио», «GreenЛандия-2» и «Невские паруса», но со временем мы планируем подключить все наши объекты.
Кстати, уже с этого года новые проекты при государственном участии должны выполняться при помощи BIM. Так что трехмерные модели зданий – это уже давно не мода, а необходимость, продиктованная временем, рынком и конкуренцией.
– Наибольший эффект данная технология дает в компаниях замкнутого цикла, в холдингах, имеющих в своем составе девелоперов, проектировщиков, производителей конструкций для строительства зданий, строителей и эксплуатирующие организации, – считает директор по продажам и маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ольга Копейкина. – Мы следим за развитием этой технологии и в своей работе над проектами уже ее используем.
«Умный» дом
С цифровыми технологиями покупатели жилья сталкиваются еще на этапе выбора квартиры. В области продаж, например, продвинутые компании все чаще используют технологии дополненной реальности. В итоге клиент «видит» еще не построенный дом, может «посмотреть» в окно, прогуляться по квартире, «выйти» во двор.
Заселившись в новый комплекс, многие новоселы получают бесплатный Wi-Fi дома и во дворе, собственные соцсети и прочие цифровые и телекоммуникационные опции. Некоторые застройщики не ограничиваются ставшими уже привычными услугами, а экспериментируют с другими телекоммуникационными возможностями. Например, жильцы комплекса Ultra City Группы RBI могут принимать сигнал с домофона на смартфон, также у них есть возможность доступа со смартфона к камерам видеонаблюдения.
Дело техники
Новшества внедряются и непосредственно в строительный процесс. Например, все чаще на стройплощадках используются инженерные блоки, которые совмещают в себе все необходимые коммуникации для квартиры – канализацию, вентиляцию, водоснабжение, электрику.
- Такие блоки производятся на заводах, что гарантирует их качество, и на стройплощадку поступают уже в готовом виде, – говорит Ольга Копейкина. – Это позволяет добиться сокращения времени монтажа инженерных систем, получить высокое качество систем заводского изготовления.
Высотные здания, например петербургский «Лахта-центр», строятся с использованием высокопрочных бетонов марки В-100. Этот материал уменьшает толщину конструкций. Другой пример – несъемная опалубка, которая позволяет возводить дома любой формы и проектировать в них квартиры со свободной планировкой. Новых технологий могло быть и больше, но мешают существующие нормы и правила.
– Существует ряд ключевых требований к материалам и технологиям, которые определяют перспективность и целесообразность их внедрения. К основным относится сокращение сроков строительства, снижение затрат, повышение энергоэффективности здания. Число инноваций с каждым годом растет, но далеко не все из них приживаются. Помимо специфики самих технологий и материалов, ограничения на более широкое применение новшеств накладывает и необходимость работать в жестких рамках ГОСТов и СНиПов, изменения в которые вносятся очень редко, – напоминает заместитель директора по строительству ГК «Пионер», Санкт-Петербург, Владимир Тихонович.
Медленнее, чем хотелось бы
По словам Петра Буслова, новые технологии появляются, но они внедряются крайне медленно и очень точечно.
– Рынок жилищного строительства в России очень консервативен. Возможно, когда-нибудь мы и увидим 3D-принтер, «печатающий» кирпичную кладку, но точно не в ближайшие годы. Сейчас застройщикам проще и дешевле строить, используя проверенные материалы и технологии, – считает эксперт.
Конечно, строители заинтересованы в ноу-хау, с интересом следят за технологическими новинками.
- С одной стороны, применение инноваций дает конкурентные преимущества и позволяет первыми занять пустующую нишу. В то же время работа по инновационным разработкам требует серьезных финансовых вложений, поэтому строительным компаниям необходимо тщательно рассчитывать свою экономическую эффективность, – считает генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев. – Мы, например, постоянно думаем об улучшении потребительских качеств возводимого жилья. Серьезным шагом компании стал переход к современной технологии строительства из сборного железобетона, которая обеспечивает улучшенные свойства теплоизоляции и звукоизоляции, а также, что немаловажно, разнообразие фасадных решений.
На то, чтобы оценить то или иное новшество, уходит не один год. Само собой, за это время некоторые технологии перестают быть революционными. Зато застройщики получают уверенность, что не тратят время и деньги зря.
– Нет смысла в инновациях, которые в итоге будут не востребованы людьми. Но цикл реализации одного проекта составляет порядка 3 – 5 лет. Поэтому срок, в течение которого новое решение проходит испытание практикой и доказывает свою целесообразность, оказывается длительным, – говорит директор по маркетингу Группы RBI (входят RBI и «Северный город») Михаил Гущин. – При этом мы активно используем новые материалы и технологии там, где это оправданно и целесообразно. Например, в наших проектах мы применяем целый пул энергоэффективных и «зеленых» технологий: четырехступенчатая система очистки воды, светодиодные лампы и датчики движения на лестничных площадках. Для улучшения шумоизоляции применяется технология монтажа стяжки пола с использованием минераловатной плиты, а также технология «плавающего пола», при которой стяжка не касается стен и не передает вибрацию.
А покупатель ждет!
Будущие новоселы первым делом обращают внимание на практическую пользу инноваций – возможность управлять освещением или бытовыми приборами, экономию на коммунальных услугах. Хотя многие уже понимают, что заложенные на стадии проектирования решения влияют на весь жизненный цикл здания, на его энергоэффективность, ремонтопригодность, эстетический вид, комфорт проживания. Так что в инновациях заинтересованы как застройщики, так и покупатели.
– Главная цель нововведений – обеспечить людям комфортное и безопасное проживание. Квартиры в современных новостройках становятся эргономичнее. Жильцы стремятся как можно более рационально использовать каждый квадратный метр площади. Такой потребительский запрос находит свое отражение при создании новых кварталов, – говорит руководитель проектов комплексного освоения территорий АО «Строительный трест» Анзор Берсиров. – Рациональные планировки без «лишних» метров, европланировки, вынос всех домовых инженерных сетей за пределы квартиры, использование принудительной, а не естественной вентиляции, создание кладовых на первом этаже, где соседи могут хранить коляски, велосипеды или крупногабаритный инвентарь, раздельный сбор мусора – все это общеевропейские тренды, которым следует и российский рынок. И которые нашли отражение в нашем жилом комплексе NEWПИТЕР.
Екатерина Дмитриева для "Фонтанки.ру"