Мы точно не знаем, как называется человек, страдающий безудержной страстью к паровозам. Но новый Музей РЖД, открывшийся около Балтийского вокзала, — определенно, идеальное место для таких людей. У этой империи локомотивов есть только один недостаток — внутри холодно. Впрочем, толпы посетителей наверняка быстро надышат атмосферу, комфортную и человеку, и паровозу. «Фонтанка» изучила экспозицию и нашла пять причин обязательно посмотреть Музей РЖД.
- Это один из самых крупных музеев в Петербурге.
- Все экспонаты из старого Паровозного музея под открытым небом за Варшавским вокзалом переехали сюда.
- Музей дружелюбен к человеку.
- В музее можно почувствовать себя настоящим машинистом.
- Мнение эксперта. Транспортный краевед, один из идеологов создания музея ГЭТ Владимир Федоров:
Это один из самых крупных музеев в Петербурге.
Как говорят эксперты, это редкий случай, когда Петербургу удалось обойти Москву в современном выставочном деле. Общая площадь музея — 57 тысяч квадратных метров, из них 17 тысяч — в помещениях. Представлено 28 тысяч экспонатов, 117 локомотивов и вагонов, 150 электронных киосков с информацией, 38 мультимедийных инсталляций. Это крупнейший железнодорожный музей в Европе. Здание было спроектировано архитектурной мастерской Никиты Явейна «Студия 44». Возглавивший новый музей Николай Буров рассказал «Фонтанке», что сейчас здесь работает около 80 сотрудников, но нужно минимум на 100 человек больше.
Все экспонаты из старого Паровозного музея под открытым небом за Варшавским вокзалом переехали сюда.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс с макетом баллистической ракеты — не имеющий мировых аналогов мобильный "Ядерный щит" — стоит в уличной экспозиции. Кстати, он сохранился в единственном экземпляре. Как и первый в истории России разрезной макет паровоза, построенный на базе Эр-791-81, и служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги – дореволюционный вагон с полностью подлинным уникальным интерьером.
Причем если раньше смотреть на паровозы можно было только со стороны, то теперь их можно разглядывать сверху, снизу и в разрезе. Есть специальный «рентген» для локомотива — мультимедийная рамка в течение 45 секунд проезжает вдоль стотонной махины, демонстрируя, что у нее «под кожей».
Музей дружелюбен к человеку.
Никто не рассчитывает, что вы сможете часами стоять на ногах, поэтому здесь есть места для сидения, стилизованные под скамейки на перронах. Наскучит общаться с паровозами — есть скульптуры людей. Можно, например, сделать селфи с грустным крестьянином в промерзшем вагоне. Или поперестукиваться азбукой Морзе с гипсовой телефонисткой за стеклянной перегородкой. А еще мы нашли двойника Георгия Полтавченко — и, судя по позе, у него очень ответственная работа.
В музее можно почувствовать себя настоящим машинистом.
Здесь установлен симулятор, практически полностью соответствующий реальной кабине электрички. За окнами мелькают смоделированные в 3D графике локации. Они соответствуют настоящим маршрутам, например Воронежскому направлению. Через пять минут управления этим «поездом» начинает казаться, что кресло под тобой покачивается на стыках рельсов, как в жизни. В симулятор загружено 6 сценариев. В одном из них на пути выскакивает страшный сон машиниста – подростки-зацеперы. Если своевременно не подать сигнал и не начать торможение, возможен несчастный случай.
Музей РЖД откроется для свободного посещения 1 ноября. Причем до конца года вход в музей будет бесплатным. А с января придется платить за билет от 50 до 300 рублей. Что, в сущности, не так уж дорого за державный пафос и имперскую гордость, которой волей-неволей проникаешься среди гигантских паровозных колес, гербов и красных звезд. Но все равно имеет смысл поторопиться.
Мнение эксперта. Транспортный краевед, один из идеологов создания музея ГЭТ Владимир Федоров:
– Новый музей. Первое впечатление: "Ах! Это просто невероятное место!"
Этот музей стал Центральным подобным музеем в нашей стране. Десятилетиями складывалось в коллекцию то, что сегодня предстало перед первыми посетителями музея. Что-то бережно – под крышей, что-то на улице, но тоже аккуратно восстановленное. Количество людей, которые приложили руку к созданию фактически нового музея, исчисляется десятками. Наверное, многие, кто ездил в Пушкин, многократно взирали на запасник в районе платформы с говорящем названием "Паровозный музей". Гораздо меньшему числу людей известны такие понятия, как "База запаса Зеленогорск" и "База запаса Лебяжье". Но именно в эти три точки на полигоне Октябрьской дороги свозили то, что считали гордостью отечественного машиностроения для железных дорог. Прятали, перебивали номера, спасали от автогена. Многое ещё осталось там. Но вся находящаяся в новом музее техника когда-то прошла через те места. И происходило это десятилетиями.
Большая часть – это техника с площадки за Варшавским вокзалом, но есть и новые образцы, которые ранее не демонстрировались. Всю технику достаточно скрупулезно пытались довести до того внешнего вида, в котором она выходила из заводских цехов, прежде чем попадала на наши железные дороги. Специалисты ищут недостатки, но для неискушенного обывателя – это всё просто великолепно.
Однозначно можно сказать, что таких музеев в нашей стране ещё не было. Посетителя действительно погружают в то, как это работает. Почему едет паровоз? Многие помнят картинки паровой машины из школьного учебника физики. Тут же представлен паровоз в разрезе. При этом разрез снабжён мультимедийными вставками, которые наглядно показывают все процессы.
Виртуальный кабинет министра путей сообщения. Чиновник XIX века предстаёт перед нами, как живой. Макеты первых станций, первых дорог. Всего, что связано с железной дорогой. Какой путь проделывала вода из речки, прежде чем попадала в тендер паровоза? Как устроен тепловоз? Обо всём этом теперь рассказывает экспозиция. Всего этого не было на Варшавском вокзале. Всё то, о чём экскурсоводам прежде приходилось рассказывать "на пальцах", теперь можно показать в реальности.
И если музей за Варшавским вокзалом "проседал" по посещаемости в зимние месяцы, то новое здание лишено этого недостатка. Ветер, дождь или снег не помешают теперь посмотреть исторические локомотивы. При этом уличную часть экспозиции видно в прозрачные ворота.
Неимоверное количество мест, где для самых маленьких посетителей приготовлены интересные события, и игровые зоны тоже встречаются впервые.
В то же время новый музей не подменяет собой Центральный музей железнодорожного транспорта на Садовой. Я бы сказал, что они дополняют друг друга.
Думаю, что теперь нам будут завидовать. В городе появилось ещё одно интереснейшее место, куда можно прийти всей семьёй, привести гостей из другого города. И не только из России, новый музей вызовет большой интерес у зарубежной публики. Теперь городу нужен единый туристический маршрут по транспортно-техническому Петербургу, в который отлично впишутся: Вселенная воды, Музей городского электрического транспорта, Интерактивный центр метрополитена, Гранд-макет "Россия" и другие.