Режиссер Сокуров пытался убедить депутатов, что в городе и стране хватает проблем, которые зовут молодежь на улицы. Но не успел за три минуты и был лишен слова. Единороссы, похоже, остались при убеждении - свобода митингующих нарушает их права.
В городском парламенте обсудили свободу собраний, митинги сторонников Навального, работу полиции, комитета по законности и правопорядку и судов. Судьи, правда, не пришли, зато депутаты от «Единой России» интерпретировали существующие нормы за них: свобода собраний – привилегия большинства. Формализма заседания не выдержал режиссер Александр Сокуров, пообещав депутатам, что больше к ним не придет.
О том, что в Петербурге нужно досконально обсудить ситуацию с митингами, заявил после несанкционированного шествия сторонников Навального по улицам 7 октября омбудсмен Александр Шишлов. В городском парламенте на удивление на его слова отреагировали и решили собраться в рамках комитета по законодательству в конце октября. В прошлом созыве парламента этим органом руководил одиозный депутат Виталий Милонов, при котором такого рода мероприятие вряд ли бы было возможным. Теперь председатель – юрист, в прошлом сотрудник аппарата комитета, а затем спикера ЗакСа депутат Денис Четырбок. Выступающих на слушаниях он сразу предупредил о регламенте: 3 минуты – выступление, 30 секунд – вопрос. Уложиться в столь короткий отрезок времени смогли не все.
Начал слушания сам Александр Шишлов, обратившись к депутатам: «Каждый человек может ошибаться. И даже множество людей может жестоко ошибаться – 20-й век дал нам множество трагических примеров. Большинство не всегда право, когда-то большинство считало, что Солнце вращается вокруг Земли, которая сама по себе плоская. Защитить от ошибок общество, город, страну может лишь свобода. Свобода распространения идей, публичное их выражение. Препятствия свободе собраний мешают развитию нашей страны», – заявил он.
По словам Шишлова, в России сейчас существует целый комплекс проблем, связанных с реализацией права на митинги. Например, фактически уведомительный порядок заменен разрешительным, полиция на несанкционированных мероприятиях действует несоразмерно общественной угрозе, жестко задерживая участников акций, а петербургские суды работают таким образом, что активисты фактически лишаются права на защиту. Месторасположение «гайд-парков» (мест, где можно собираться без согласования) таково, что участникам митингов туда ехать неудобно. А еще желающим митинговать в центре часто отказывают в согласовании, придумывая там другое мероприятие, которое в реальности не проводится, взамен отправляя их к мусорным свалкам или на любую другую окраину города.
Что касается митинга 7 октября, который проводили сторонники Навального, то Шишлов пожурил организаторов, которые звали людей прийти на акцию, утверждая, что она согласована, вводя людей в заблуждение. Вспомнил он и про другую акцию навальнистов, 12 июня, когда задержанных содержали совершенно в ненадлежащих условиях. Перечислял Шишлов существующие огрехи долго, явно дольше трех минут, в конце концов предложив депутатам и чиновникам утвердить «гайд-парк» на Пионерской площади и организовать электронный порядок подачи уведомлений на митинги, чтобы в комитете по законности неожиданно не находили заявку, поданную постфактум. Также он предложил скорректировать норму, согласно которой одиночные пикеты считаются таковыми, если активисты стоят в 50 метрах друг от друга. По мнению Шишлова, целесообразно сократить расстояние до 15 метров.
Выступление омбудсмена внимательно слушал единоросс, преподаватель военного училища Сергей Купченко и в конце концов не выдержал: «В Конституции заложена защита прав большинства, в любом законе – тоже!» – «Вы ошибаетесь, главный принцип – защита прав человека», – поправил его Шишлов. «Понятие "защита" у каждого субъективно. Я не считаю себя защищенным, когда проходят демонстрации», – перебил он омбудсмена.
Единоросс Алексей Цивилев был более сдержан и напомнил омбудсмену про случай со скорой, которая якобы не смогла доехать до больной, из-за перекрытия улиц несогласными. «Это печальный, но, к сожалению, не единственный случай, когда скорая не успевает, но, насколько я знаю, СК провел проверку и связь задержки скорой с митингом не подтвердил», – парировал Шишлов.
Вслед за уполномоченным на трибуну вышел зампред комитета по законности Смольного Валерий Белоцерковский. Его речь было нагружена ссылками на законы и нормативные акты. Лишь отвечая на вопросы, он перешел на человеческий язык: «Мне не кажется, что нужно что-то менять, ведь в России сейчас закон устроен еще либеральней, чем в Европе, где заявку на митинг подают не физические лица, а представители организаций, они же отвечают за схему движения и мельчайшие подробности подготовки», – заявил он, отвечая на вопрос депутата Цивилева. В ответ на претензию эсера Александра Егорова, что в городе неудобно расположены «гайд-парки», он напомнил, что в Петербурге настолько развита транспортная сеть, что при желании можно и на окраину Ленобласти уехать, не то что в Удельный парк или Парк 30-летия Октября. На вопрос вице-спикера Сергея Соловьева, действительно ли на митингах задерживают сотни человек, как пишут СМИ, чиновник ответить не смог: статистика – это к МВД. Зато поругал сторонников Навального, которые бегали 7 октября по «Галерее», пугая обычных, отдыхающих в выходной день граждан.
После выступлений представителей полиции и Росгвардии к микрофону вышел режиссер и член Общественной палаты Александр Сокуров. Он заметил, что явно не всем депутатам нравится, что в городе есть уполномоченный, «но придется потерпеть».
«Если не организована в городе политическая дискуссия, то будет возникать то, что возникает. На улицу будут выходить молодые люди. Мы долгое время спрашивали, где они. И вот они проснулись. И проснулись не потому, что Навальный, а потому, что проблем столько». Сокуров отметил, что в Смольном не знают, сколько задержали 12 июня, а задержали 600 человек, но обсуждать их судьбу городской парламент не стал.
«Будет ли такая молодежь отстаивать интересы государства? Как они пойдут в армию? Надо обсуждать проблемы со всеми политическими группами, в городе ведь даже анархисты есть», – заявил Сокуров, но в этот момент его прервал глава комитета Денис Четырбок, напомнив про трехминутный регламент.
Режиссер заметил, что для депутатов временные рамки важнее сути, пообещал, что больше в ЗакС не придет, и демонстративно ушел. А в малом зале Мариинского дворца продолжили спорить в трехминутном формате. Когда время вышло, под обсуждениями подвели черту. Все прозвучавшие предложения Четырбок пообещал оформить законодательно, а представитель совета по правам человека при президенте Леонид Никитинский – озвучить Владимиру Путину в понедельник, 30 октября.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»