Центробанк продолжает заливать пожар в банке «Открытие» деньгами. Сумма может дойти до астрономических 1,2 трлн рублей и надо решить, что важнее - поликлиники и школы или устойчивость банковской системы.
В начале лета Центральный банк влил в «Открытие» 333 млрд рублей, покрывая бегство вкладчиков после снижения рейтинга. Но ситуацию переломить не смог — дошло до санации. И теперь ЦБ планирует потратить еще 820 млрд рублей на покупку допэмиссии, чтобы обладать 75% акций. И это только для начала.
Как рассказал источник «Фонтанки» в банке «Открытие», вливание средств необходимо, чтобы спокойно проанализировать активы и успокоить вкладчиков.
«Пока не выяснено качество активов, их нельзя использовать, и под них нужен какой-то резерв, чтобы банку продолжать функционировать», – пояснил собеседник «Фонтанки».
Спасительную страховку на это время оплатят все россияне, заявил «Фонтанке» директор программы «Экономическая политика» московского центра Карнеги Андрей Мовчан:
«А кто же еще? У нас ВВП 1,4 трлн долларов, под 90 триллионов рублей – годовой доход всех россиян во всех ипостасях. 1 триллион рублей из них – это 1/90 часть. То есть чуть более 1% от этого дохода перекочует из наших карманов (за счет инфляции и налогов) через баланс банка «Открытие» куда-то, куда им не хватило денег. Мы недополучим эти средства, например, новыми поликлиниками».
Или школами, или любыми другими проектами, которые могли бы быть реализованы, направь регулятор средства не в частный банк, а в другое место. При этом никакого другого пути, как напечатать эти деньги, у регулятора нет, – считает Мовчан. В то же время, по его мнению, на инфляции включение принтера заметно не скажется.
«Поскольку у нас монетарная масса порядка 60 триллионов, то добавление 1 триллиона (хотя, скорее всего, эти деньги лягут обратно в ЦБ в качестве подушки ликвидности и не пойдут в оборот), не сможет существенно повлиять на инфляцию, – заявил он. – Мы вряд ли это заметим».
Собеседник в «Открытии», однако, отмечает, что такие вливания — распространенная практика в США или еврозоне, где включение печатного станка на полную мощность уже пять лет не приводит к взрывному всплеску инфляции. Более того, докапитализация использовалась ЦБ и раньше.
«В 2011 году у нас была катастрофическая ситуация с Банком Москвы. И там был выдан кредит банку ВТБ в размере 295 млрд рублей на его спасение, – напомнил «Фонтанке» аналитик «Экономической экспертной группы», которая работает с Минфином и Минэкономразвития, Игорь Беляков. – Это были эмиссионные деньги под 0,5% годовых. А в конце 2015 для докапитализации банковской системы был заготовлен 1 трлн рублей».
По его словам, ФРС США после кризиса в 2007-2008 годах активно скупало активы под эмиссионные средства. Но если там эмиссия была порядка 14% ВВП, то в России она значительно меньше и в целом есть запас прочности как раз для спасения системно значимых банков. В то же время такой способ не может применяться для банков с плохими активами. Но «Открытие» нельзя с ним сравнивать.
«Банк считался системно значимым, а значит, к нему было не только особое отношение, но и особый контроль за ним. Это означает, Центральный банк получал в «Открытии» особого рода отчетность по поводу антикризисных процедур, которые банк сам готовил, а также более подробный анализ рисков. Поэтому случившееся с «Открытием», скорее, кризис доверия вкладчиков, нежели кризис активов», – отметил Беляков.
Кроме того, вложенные в спасение деньги можно будет вернуть. Но вряд ли с выгодой. Как отметили эксперты, после того, как реанимационные действия ЦБ закончатся, а паникерские настроения на рынке улягутся, банк продадут. Они отмечают, что не обязательно должен появиться мажоритарный покупатель, возможно, будет пул инвесторов. Но чаще всего будущее «Открытия» связывают с ВТБ.
«ВТБ имел тесные связи с Номос-банком, который составил основу «Открытия», – отметил Беляков.
«У них («Открытия» и «ВТБ») тесные отношения и на личном уровне, и на уровне компаний, – добавил Мовчан. – В принципе, эта покупка достаточно разумная, потому что ВТБ, скорее всего, будет покупать банк сильно ниже реальной стоимости капитала «Открытия» и за счет этого и свою дыру немножко подлатает. Плюс под такую сделку можно у ЦБ попросить какой-нибудь стабилизационный кредит».
В то же время участники рынка отмечают, что нет ничего хорошего в том, что Центральный банк влияет на дисбаланс рисков в банковской системе. Это искажает взаимоотношения банков и их клиентов и в целом негативно влияет на развитие финансового риска.
«Если крупные юрлица и физлица понимают, что крупный банк всегда спасут, даже самый плохой, то они всегда будут готовы инвестировать в любой банк — совершать вклады или открывать в нём счета. Теряется элемент конкуренции на рынке, когда банки соревнуются на рынке по фактору своей надежности, а не только по размеру ставок», – отметил собеседник «Фонтанки» в «Открытии».
С другой стороны, если бы банк рухнул, то за ним бы последовала цепочка других, потому что они тесно взаимосвязаны взаимными кредитами.
«Есть общий кредит доверия населения и организаций к банкам, и если бы Центробанк не подстраховывал систему, то могла разрушиться вся экономика, потому что люди перестали бы доверять банкам и перешли на расчеты наличными деньгами. Здесь Центральный банк пытается пройти между двумя огнями: не сильно исказить взаимоотношения вкладчиков и банков, а с другой стороны, пытается сохранить стабильность системы», – отметил один из опрошенных «Фонтанкой» петербургских банкиров.
В то же время, как посчитало в июне агентство S&P, от 20 до 24% всех выданных российскими банками кредитов сейчас либо в принципе не обслуживаются, либо закрываются с существенной просрочкой. По оценкам агентства, из-за этого потенциальная дыра в банковских балансах может достигать 11 трлн рублей. А значит, зачистка рынка в ближайшее время может выявить новые проблемные банки и снова могут потребоваться деньги на санацию и выплату компенсаций.
В связи с этим о необходимости как можно скорее взять деятельность ЦБ под жесткий контроль заявил депутат Госдумы Евгений Федоров. По его словам, показательна ситуация, когда ЦБ отказался подчиниться Генпрокуратуре и продолжил уничтожение банка «Югра», из-за чего бюджет лишился 170 млрд рублей, которые пошли на страховые выплаты. А общие расходы ЦБ на зачистку банков, по его словам, уже сопоставимы с размером государственного бюджета. В связи с этим он заявил, что на ближайших заседаниях Государственной думы будет поднят вопрос о подконтрольности ЦБ и об изменении его статуса на конституционном уровне.
На этой волне в четверг Минэкономразвития пересмотрело свой макроэкономический прогноз на 2017–2020 годы. Неожиданно в положительную сторону. Как и эксперты «Фонтанки», чиновники посчитали, что инфляция существенно не изменится – сохранится на уровне 4%, а в 2017 году будет даже 3,7%.
А заодно пообещали, что ВВП вырастет на 2,1%, доходы населения увеличатся не на 1%, а сразу на 1,2%, а в будущем году и на 2,1%. Безработица к 2020 году снизится до 4,7% (в 2017 — 5,2%), вырастет производительность труда на 2%, а рост номинальной зарплаты составит 7,2% в 2017 году (ранее – 5,4), а в следующем сразу 8% (ранее — 6,8). Но радостный настрой подчиненных тут же остудил Дмитрий Медведев.
«По данным Минэкономразвития, во втором квартале ускорился рост ВВП, до таких весьма уже неплохих цифр, но пока эти тенденции не являются устойчивыми, чтобы можно было говорить о качественном изменении экономической ситуации. Это нужно иметь в виду»,— резюмировал премьер-министр на заседании правительства в четверг.
Илья Казаков, "Фонтанка.ру"