20:55 24.05.2018
Летний дворец Петра I откроется для публики — без плесени
Где получить стартовые номера на забег и велопробег по ЗСД
МФК «Аэрополис» в Пулково построят за 11,3 млрд рублей
Тимченко: После «Силы Сибири» построим еще один газопровод в Китай, только дешевле
Комментаторами финала Лиги чемпионов на «Матч ТВ» станут Генич и Казанский
«Ростех» получит долю в Mail.ru в обмен на медь и акции «МегаФона»
Объявлена тема «Ночи музеев»-2019
Новый вице-премьер по цифровому развитию не считает блокировку Тelegram «дремучим охранительством»
Смольный не смог вернуть в бюджет землю у метро «Приморская»
РФПИ инвестирует 7 млрд рублей в город-спутник Южный
Тимченко: Бюджет СКА будет сокращен
Четвертьфинал Евро-2020 пройдет в Петербурге 3 июля
«Российская ассоциация парков» поможет Смольному найти 20 млрд на семь тематических парков
В новой «форумной» пробке петербуржцы отдыхали и загорали
Путин принимает в Константиновском дворце Макрона с супругой
«Газпром» может увеличить поставки газа в Китай до 110 млрд кубометров в год
Петербуржцы жалуются на недавно отремонтированные дороги: «Я вообще не понимаю, как они это сделали»
Заплывший в Выборгский залив кит вернулся в Финляндию
Петербургскому коту Фунтику устроили пенную ванну после дерзкого нападения вандалов
Готовимся к ЗСДФесту: в парке Победы пройдет открытая тренировка по бегу
«Деловые линии» оцифруют российскую логистику
Трамп отменил встречу с Ким Чен Ыном в Сингапуре
На стадионе «Санкт-Петербург Арена» появится трибуна авиакомпании «Россия»
Напавшего на полицейского во время акции в Москве посадили на три года
Фурсенко: Имя нового тренера «Зенита» объявят на следующей неделе
В Минобороны заявили, что российские «Буки» никогда не пересекали границу с Украиной
Строители ЗСД и М-11 могут построить трамвай до Красного Села и «коричневую» ветку метро
Петербургская спортсменка с инвалидностью взяла бронзу на Кубке мира по гребле
Автовокзал «Южный» построят в 2024 году
Кудрин рассказал, как будет оценивать правительство Медведева
Водители разговорились в очередной «форумной» пробке на КАД
Арена «Санкт-Петербург» принесла «Зениту» миллиард рублей дохода
РЖД построит дополнительный путь до Белоострова. Через 30 лет
В Финляндии бушуют лесные пожары. «Ситуация критическая»
Минкульт озвучил планы по реставрации Михайловского замка
Кудрин: Развитие Петербурга замедлилось
Суд разрешил Смольному искать инвестора для Кузнечного рынка
Алексей Кудрин: Мы теряем на контрсанкциях, нужно думать, как ответить
Рогозин сделает «все возможное» на посту главы «Роскосмоса», чтобы не разочаровать Путина
За присвоение почти миллиона рублей партнера Аграрного университета отправили в колонию
Путин предложил Шувалову возглавить ВЭБ
ПМЭФ-2018 на открытии назвали самым удачным в десятилетии
Рейтинг конкурентоспособности стран: Россия растет, Финляндия падает, Украина в конце
Еврокомиссия передумала штрафовать «Газпром»
"Приморскую" открыли для пассажиров
Роскомнадзор договорился с Google: компания больше не помогает Telegram обходить блокировки
В Ботаническом саду впервые за много лет зацветут аж три Царицы ночи
Тимченко об отчете с критикой его компании и «Газпрома»: «Мне лично все равно, я это … не читаю»
Выбран официальный девиз сборной России на ЧМ-2018
Зеленая ветка метро временно заканчивается «Василеостровской»
Берег Финского залива украсят ветрогенераторами
В Москве задержали юриста Фонда борьбы с коррупцией
В Северной Корее показательно демонтировали ядерный полигон
К ЧМ-2018 выпустят 7 тысяч коллекционных карт «Тройка-Подорожник»
ВВС прорекламировал ЧМ-2018 роликом под «Очи черные»
Гастарбайтерам - выпускникам российских вузов упростят получение гражданства
Минэкономразвития объяснило, почему провалилась идея «российского Alibaba»
СКА подписал соглашение со Смольным по реконструкции СКК «Петербургский»
35 квадратных метров золотой фольги ушли на восстановление двух мостов в центре Петербурга
Международные следователи обвинили российских военных в катастрофе «Боинга» над Донбассом
Бизнес

«Трансстрой» и Смольный: битва за миллиарды

На изгнание со стройки стадиона «Трансстрой» ответил исками почти на 7 млрд. И эта сумма претензий - не окончательная. В преддверии масштабной юридической битвы «Фонтанка» разобралась в претензиях двух сторон.
«Трансстрой» и Смольный: битва за миллиарды
Евгений Павленко/Коммерсантъ

Всего за 2 месяца после разрыва контрактов на строительство стадиона на Крестовском и «Трансстрой», и комитет по строительству подали в арбитраж 9 исков. Претензии принимают огромные масштабы — смольнинским требованиям вернуть 3,6 млрд «Трансстрой» уже противопоставил ответные 6,9 млрд. На них можно возвести 7 школ или с десяток детских садов.

Юристов, работающих по спору «Трансстроя» и Смольного, в Арбитражном суде можно узнать издалека. На каждое заседание они приходят с объемными чемоданами. «У нас документов – два грузовика», – отмахиваются, шутя, адвокаты от прессы. Похоже на правду — любой иск или отзыв по объему выигрывает у «Войны и мира».

Напомним: арену на западной оконечности Крестовского острова, на месте снесенного стадиона имени Кирова, начали строить в 2007 году. Но уже в 2008-м Смольный расстался с первым подрядчиком – компанией «Авант». Тогда выяснилось, что в изначально озвученную сумму – 6,7 млрд – уложиться не удастся. Госэкспертиза утвердила смету масштабного проекта Кисе Курокава с раздвижной крышей и выкатным полем в 23,7 млрд рублей. А на стройку пришел «Трансстрой». Уже через 3 года, после изменения требований FIFA, стадион отправился на масштабное перепроектирование. Цена строительства возросла еще раз – до 37,8 млрд рублей. И в 2013-2014 годах контракты с «Трансстроем» перезаключили на новых условиях. Но и это подорожание оказалось не последним – из-за скачка курса доллара стадион снова вышел из сметы. Весной этого года депутаты ЗакСа добавили на стройку еще 4,3 млрд рублей. Тогда же, параллельно с подорожанием весной этого года, стало известно и о разногласиях "Трансстроя" с вице-губернатором Игорем Албиным. Позже в Смольном объясняли это падением темпов работ на площадке в апреле – мае этого года. В июле Смольный объявил о расторжении контрактов с бессменным подрядчиком. А в августе на арену зашел "Метрострой". Сдать стадион в эксплуатацию планируется 25 декабря этого года. Первый матч в присутствии болельщиков анонсирован в конце марта 2017-го.

И у Смольного, и у «Трансстроя» в этом споре на кону очень многое. Пока город на шаг впереди. Он уже провернул операцию по замене генподрядчика на стройке, фактически даже не остановив работы. В августе на площадку Крестовского острова вышел дружественный ему «Метрострой».

Теперь задача администрации — доказать, что договоры были расторгнуты обоснованно и взыскать с «Трансстроя» или с его поручителя – банка ВТБ – 3,6 млрд рублей авансов. Они были выданы, но не освоены, заявляли в комитете по строительству.

Стратегия бывшего генподрядчика более многосложна. Компании нужно продемонстрировать, что поводы для расторжения договоров надуманны. Тогда она сможет вернуть затраты на дополнительные работы, выполненные из-за недочетов проекта, а заодно взыскать с города убытки и штрафы. Пока озвученная сумма претензий – 6,9 млрд рублей, но велика вероятность, что она увеличится. В интервью «Фонтанке» председатель совета директоров «Трансстроя» Кирилл Поляков уже заявлял о 3,5 млрд рублей кредитов, привлеченных компанией в стройку, связывая нежелание города их возвращать с разрывом контрактов. Пока аудит этих трат официально не завершен, говорят в компании.

«Трансстрой» стремится доказать свою правоту как можно быстрее, рискуя банкротством. В отношении АО Корпорация «Трансстрой» и «Инжтрансстрой» уже введены процедуры наблюдения. К «Инжтрансстрою-СПб», по данным базы СПАРК, в этом году поданы иски больше чем на 650 млн рублей.

Смольный, напротив, не слишком заинтересован в скором решении спора. Он уже перебросил на возведение арены 2,6 млрд со строек садиков, школ и больниц. Проигрыш в суде обернется более значительными потерями. А на фоне стоимости стройки в 42 млрд рублей — это равнозначно уже политической катастрофе.

На этом фоне спор в суде грозит превратиться в полномасштабную битву. И там столкнутся адвокаты-тяжеловесы. Отвоевывать вложенные средства «Трансстроя» призвано одно из самых высокооплачиваемых бюро в России – «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАиП). В прошлом году оно добилось для Смольного права не выплачивать 330 млн рублей по проекту Орловского тоннеля. И тогда услуги юристов обошлись городу в 7,3 млн рублей. Теперь ЕПАиП выступает против администрации – и в гораздо более масштабном деле. Интересы города представляет не менее известный игрок юридического рынка — Pen&Paper.

Адвокатам придется сразиться на трех фронтах. Именно столько контрактов было заключено и расторгнуто Смольным с «Трансстроем». Два из них, на 9,1 и на 12,5 млрд рублей, – на строительство самой арены. Еще один, на 2,9 млрд рублей, — на создание окружающей инфраструктуры — парковок и зоны контроля.

В августе три иска к Смольному подал «Трансстрой» – в попытке признать расторжение незаконным. В сентябре такой же очередью ответил комитет по строительству. Чиновники, наоборот, просят суд признать договоры расторгнутыми.

Фронт первый. Контракт за 9 млрд

Смольный не только заключил с «Трансстроем» 3 контракта на строительство одного стадиона. Договоры были подписаны с тремя разными юридическими лицами. Контракт на 9 млрд – с компанией «Инжтрансстрой-СПб».

Ей Смольный выставил целый список претензий: нарушение пожарных требований, правил безопасности и миграционного порядка, самовольное изменение проекта и срыв промежуточных сроков работ.

Компания претензии уже отвергла — представила в суд подтверждения, что проект менялся с санкции самого комитета по строительству, что это и было поводом для срыва сроков. А также — возразила на пункты о нарушении миграционных и пожарных требований, подтвердив свою правоту решениями судов.

По этому делу можно предвидеть самые жаркие споры. Смольный вменил невозвращение 2,7 млрд рублей авансов. «Трансстрой» оценил свой ущерб от расторжения договора в 4,9 млрд рублей. Если суд решит, что контракт был расторгнут незаконно, компания сможет взыскать немало из этих средств.

Фронт второй. Контракт на 12,5 млрд

Этот контракт заключили в 2013 году с АО «Инжтрансстрой». И поводом для расторжения, помимо прошлогодних предписаний Ростехнадзора, стало введение в компании процедуры наблюдения. В 2015-м к ней был подан иск о банкротстве.

На эти претензии в «Трансстрое» ответили удивлением — еще год назад договор был исполнен больше чем на 90%. В прошлом декабре из-за изменения технологической последовательности стройки его «заморозили» до октября 2016-го. И тогда чиновники признавали, что не имеют претензий к работе подрядчика, заявили юристы ЕПАиП.

Сегодня в суде, получив из их рук очередной том опровержений, адвокаты Смольного попросили отложить предварительное заседание.

«Комитет пытается затянуть это дело. Мы до сих пор никакой мотивированной позиции от него не получили», – запротестовал солидарный с «Трансстроем» представитель ВТБ. Интересы банка в этих делах сходятся с генподрядчиком. Если тот не устоит перед комитетом, ВТБ придется выплатить Смольному 3,6 миллиарда по банковской гарантии.

И все же судья благоволила чиновникам. Заседание перенесли на конец ноября, а в очередных финансовых требованиях «Трансстроя» на 2 млрд рублей последовал отказ.

Фронт третий. Контракт на 2,9 млрд

Договор на строительство инфраструктуры арены комитет заключил с АО «Корпорация Трансстрой». Причины для его расторжения те же — введение наблюдения, срывы промежуточных сроков работ и нарушение правил охраны труда. По данным Смольного, корпорация не вернула в бюджет 860 млн рублей аванса.

Предварительное рассмотрение этого иска еще не начиналось. Но можно предположить, что и реакция корпорации будет похожей — опровержение причин разрыва контракта и новые требования о возмещении ущерба.

Московский фронт

«Трансстрой» встречается с комитетом Смольного не только в петербургских кабинетах арбитража. Три иска корпорации поданы и в суд Москвы. Подрядчик пытается оспорить решения Федеральной антимонопольной службы. Она включила все три компании в реестр недобросовестных поставщиков. Теперь 2 года компании не смогут претендовать на госконтракты. А это чревато непоступлением новых средств. В октябре «Трансстрой» попытался приостановить решение ФАС, но в этих обеспечительных мерах суд отказал.

Рассмотрение всех 9 дел по существу может начаться в ноябре – декабре этого года. И затянуться, судя по их объему, до самого Чемпионата мира по футболу.

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
ГК «Эталон»
Директор по правовым вопросам ГК «Эталон» рассказала о влиянии поправок в 214-ФЗ
17 мая в рамках Петербургского Международного Юридического Форума (ПМЮФ) – уникальной международной площадки, объединяющей ведущих специалистов в области права, состоялась дискуссионная сессия ДОМ.РФ, посвященная новым тенденциям финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования
Фотобанк авиакомпании "Победа"
Аналитики: Лоукостер «Победа» стоит 600 млн долларов
Стоимость авиакомпании «Победа» за три года выросла в 12 раз – до 600 млн долларов, оценила американская консалтинговая компания Bain & Company. Об этом в интервью ТАСС рассказал Виталий Савельев, генеральный директор ПАО «Аэрофлот», дочерней компанией которого является «Победа».
Группа компаний «ЦДС»
Группа ЦДС за возрождение традиций благотворительности
Группа ЦДС награждена призом ассоциации «Большая Медведица» по итогам 2016-2017 годов в номинации «Организация-спонсор»