Девять высококлассных российских бодибилдеров, трое из которых — петербуржцы, скончались за последние полтора года в самом расцвете сил. «Фонтанка» выясняла, что убивает молодых спортсменов.
1 октября в Барселоне скончался известный бодибилдер из Нижегородской области Алексей Имеряков. Произошло все моментально — еще 24 сентября он занял пятое место на престижных соревнованиях «Арнольд Классик Европа», опубликовал оттуда несколько фотографий в Инстаграме, а уже 30 сентября Алексея срочно госпитализировали в барселонскую больницу с подозрением на разрыв аневризмы. 1 октября медики зафиксировали смерть от внутреннего кровотечения.
Ну, бывает, скажет большинство. Вот только Имеряков стал минимум девятым российским бодибилдером с более или менее известным именем, умершим начиная с мая 2015 года. Это в 3 раза больше, чем за предыдущие 12 – 13 лет. В девяти случаях из них причина — в проблемах с сердечно-сосудистой системе. Большинству нет и 30 лет. В трех случаях — это спортсмены из Петербурга.
Суровая статистика
Факторов риска у людей, занимающихся бодибилдингом, всегда было великое множество. Не случайно на всех крупных интернет-форумах по бодибилдингу, как правило, есть отдельная тема, посвященная умершим спортсменам. При ее просмотре создается впечатление, что читаешь сводки с места боевых действий. Не проходит и месяца, чтобы не появилась запись о новой смерти. Но если примерно до 2015 года в соответствующих форумах писали преимущественно о смертях зарубежных спортсменов, то дальше в некрологах все чаще начинают мелькать россияне. «Фонтанка» насчитала минимум девять случаев смерти более или менее известных спортсменов, которые добились определенных результатов, список которых ниже, и еще с десяток не таких успешных, о смерти которых сообщали только близко знавшие их люди.
«Список умерших с мая 2015-го по октябрь 2016 года:
2 мая 2015 года — Ирина Фоменкова (20 лет, Тамбов). Остановка сердца. Предположительно спортсменка принимала сильнодействующие препараты, способствующие потере веса. В соцсетях Ирина лично хвасталась, что к соревнованиям, после которых она умерла, сбросила 23 килограмма за 70 дней.
23 июля 2015 года — Илья Городничев (24 года, Москва). Рак. Абсолютный чемпион Московской области по бодибилдингу среди юниоров (2013), вице-чемпион Москвы по бодибилдингу среди мужчин в категории 85 кг (2013).
4 сентября 2015 года — Ильдар Кабиров (28 лет, Санкт-Петербург). Точных данных о причинах смерти в публичном пространстве нет. Известно лишь, что у Ильдара были некие проблемы с сердцем — незадолго до своей кончины он 10 дней находился на лечении в больнице. Чемпион Санкт-Петербурга и Ленинградской области (2013), бронзовый призер чемпионата России (2013), обладатель Кубка Северо-Западного ФО (2015).
5 сентября 2015 года — Дмитрий Поляков (50 лет, Смоленск). Инсульт. Семикратный чемпион России (1993, 1994, 1995, 1996, 2000, 2003, 2005 и 2007), пятикратный обладатель Кубка России, чемпион Европы 2002 года.
11 сентября 2015 года — Екатерина Пузыренко (38 лет, Омск). Обширный инфаркт. Вплоть до самой смерти не испытывала проблем со здоровьем, вовсю готовилась к выступлению на самом престижном турнире культуристов «Мисс Олимпия». Чемпионка России по тяжелой атлетике, серебряный призер чемпионата Восточной Европы по фитнесу.
4 января 2016 года — Андрей Бахмат (Тула). Стало плохо с сердцем, был доставлен в больницу, где скончался через несколько дней.
14 января 2016 года — Максим Самойло (36 лет, Санкт-Петербург). Отрыв тромба, отказало сердце. При вскрытии брюшной полости якобы обнаружили, что поражены все крупные сосуды, кровоснабжающие внутренние органы. Вице-чемпион Восточной Европы 2011 года, чемпион Санкт-Петербурга – 2006.
22 августа, 2016 года — Артем Масалов (27 лет, Санкт-Петербург). Причина смерти доподлинно неизвестна, по неподтвержденным сведениям — что-то с сердцем. Двукратный чемпион Санкт-Петербурга по бодибилдингу.
1 октября 2016 года — Алексей Имеряков (25 лет, Нижний Новгород). Разрыв аневризмы, внутреннее кровотечение.»
Нулевой контроль
Общеизвестно, что различные препараты, запрещенные в других видах спорта, в бодибилдинге формально тоже запрещены, но контроль за их употреблением практически нулевой. Самые распространенные — это, конечно же, стероиды, напрямую способствующие росту мышц, и диуретики (мочегонные), принимаемые для «сушки» перед соревнованиями, для более четкого контура мускулатуры. Именно за чрезмерное употребление диуретиков, судя по всему, поплатилась жизнью Ирина Фоменкова. На все тех же форумах обязательно существует отдельная тема, посвященная «химии», где спортсмены делятся советами по поводу употребления таких препаратов и эффективности той или иной марки.
Между тем в сентябре 2011 года журнал американской кардиологической ассоциации Circulation: Heart Failure опубликовал результаты исследования, согласно которому длительное употребление анаболических стероидов ослабляет сердце сильнее, чем раньше предполагали специалисты.
Нормальный здоровый левый желудочек выкачивает от 55 до 70% крови, заполняющей сердце (показатель, известный как фракция выброса). 83% участников, употребляющих стероиды (исследование проводили на 12 спортсменах), имели низкую нагнетательную функцию (фракция выброса менее 55 %). По данным предыдущих исследований, это приводило к увеличенному риску развития сердечной недостаточности и внезапным кардиальным смертям.
«Я думаю, что мы впервые начинаем осознавать, что сердце – один из органов, который в первую очередь попадает под удар при длительном приеме стероидов», – пишет доктор медицинских наук Аарон Л. Багиш, главный автор исследования и преподаватель на кафедре медицины при Центральном госпитале штата Массачусетс в Бостоне.
«Сушка» (особенно ее агрессивные виды) также отрицательно влияет на сердечно-сосудистую систему, истончая стенки сосудов.
Новое веяние
Однако все эти проблемы были всегда и во все времена, и они не объясняют всплеска летальных исходов. Несколько источников в мире бодибилдинга, пожелавшие остаться неизвестными, рассказали «Фонтанке», что причина, возможно, в определенных наркотиках. Их употребление, можно сказать, новое веяние в этом виде спорта. Применяют их опять же в момент «сушки», самый тяжелый период подготовки, сопряженный с депрессией и общим ухудшением физического здоровья. Расплата за это для организма слишком велика.
За разъяснением «Фонтанка» обратилась к Станиславу Линдоверу, мастеру спорта по бодибилдингу и чемпиону Европы. Станиславу 44 года. В мае после перенесенной операции на сердце он принял решение завершить карьеру.
«Убивает на самом деле не фармакология, а подготовка. Требования стали совершенно другие, они повысились в разы, нагрузки становятся запредельными, нужно более жестко держать диету. Препараты применяются все более и более агрессивные. Нарушения идут просто по всему организму. При всем при этом многие игнорируют собственное здоровье, я и сам такой. Только недавно узнал, что у меня порок сердца», – говорит он.
На вопрос про употребление в период «сушки» наркотических препаратов Линдовер ответил утвердительно.
«Это действительно так. Но, насколько я знаю, в большей степени это касается Москвы, потому что там совершенно другие финансовые ресурсы. Я лично знаю нескольких таких спортсменов. Но об этом же никто не рассказывает. Пришло это к нам из Америки. Там есть целый ряд спортсменов, которые даже не пытаются это скрыть. Но у нас это пока не массовое явление. Думаю, что максимум процентов 10 сопровождают свою подготовку такими препаратами», – признается Линдовер.
Отметим, что в различных видах спорта подобные ситуации время от времени также происходят. Например, 13 октября 2008 года на матче Континентальной хоккейной лиги «Витязь» – «Авангард» из-за остановки сердца умер 19-летний хоккеист Алексей Черепанов. После этого руководство КХЛ ввело жесткие требования к медосмотру и допуску игроков до соревнований. Для бодибилдинга подобные меры будут означать смерть всего вида спорта, считает Линдовер.
«Бодибилдинг – это единственный вид спорта, где спортсмен выходит на соревнования в худшем своем физиологическом состоянии. Он обезвожен, он обезминерален. Собственно, все это и приводит к проблемам с сердцем, вплоть до его полной остановки. Если ввести жесткое медобследование бодибилдеров, то выступать просто будет некому. Просто некому. Ни один спортсмен не будет допущен даже по банальному анализу крови», – заявил спортсмен.
Выхода нет?
«Фонтанка» обратилась за комментариями к директору Федерации бодибилдинга и фитнеса России Наталье Михайловой, из слов которой следует то, что федерация никак повлиять на плачевную ситуацию не может.
«Каждый спортсмен приносит медицинскую справку, что он проходил обследование. Без них мы не допускаем к соревнованиям. Как мы проверяем, что они настоящие? Я понимаю, что любой штамп можно подделать, но нам что теперь, каждое медицинское заведение обзванивать? Представляете, сколько это займет времени? На сегодняшний день допинг-контроль у нас не осуществляется, потому что московская медицинская лаборатория лишена аккредитации. Наркотики же не тот способ, который нужен для прохождения «сушки». Это не специфика нашего вида спорта.
Пример КХЛ для нас неактуален. Футбол и хоккей финансируются из бюджета. У них очень богатые титульные спонсоры – «Газпром», «Аэрофлот». Они могут себе позволить дорогостоящие медицинские обследования каждого спортсмена. У нашей федерации нет бюджетного финансирования. Мы существуем только за счет стартовых и членских взносов. Вы представляете, если каждому спортсмену организовывать медкомиссию, во сколько это нам обойдется? Мы бы с удовольствием, но у нас, к сожалению, нет на это финансирования», – заявила Наталья Михайлова.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»