Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Тяжелая артиллерия в битве за Красную горку

Тяжелая артиллерия в битве за Красную горку

2 570
Сергей Куликов/Интерпресс

Между военно-патриотической организацией «Красная звезда» и фортом «Красная горка» разразилась нешуточная борьба за 130-миллиметровую корабельную пушку. Стороны обвиняют друг друга во лжи и даже в предвыборном пиаре, делом заинтересовались в правительстве Ленобласти.

Руководитель военно-исторического общества «Форт Красная горка» Александр Сенотрусов бьет тревогу: утром 30 августа организаторы военно-исторической реконструкции «Подвиг авроровцев», которая должна пройти в Красном Селе 11 сентября, телефонным звонком поставили его в известность, что в период с 5 по 9 сентября заберут с постамента и вывезут мемориальное орудие Б-13 (между прочим – 130-миллиметровая корабельная пушка общей массой 12 800 килограммов).

«На вопрос, кто разрешил, последовал ответ: военно-патриотическая организация «Красная звезда» согласовала с Ленинградской военно-морской базой, – вспоминает Сенотрусов. – На вопрос, какое отношение имеет ВМБ к даче разрешения на вывоз памятника областного значения с форта, ответа не последовало. Позднее стало известно, что вывоз орудия был согласован в Ломоносовском ОВД, здесь заявители указали, что Б-13 является макетом орудия и памятником не является».

При этом Сенотрусов подчеркивает, что орудие было установлено в составе мемориала в 1975 году и с 1988 года является памятником регионального значения, а значит, стоит на учёте в департаменте государственной охраны, сохранения и использования памятников культурного наследия комитета по культуре правительства Ленинградской области. Сам форт является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возмущенный Сенотрусов написал обращение к прокурору Ломоносовского района и в департамент по охране памятников. Но есть нюанс: как такового музея на месте Форта «Красная горка» нет – военно-историческое общество занимается охраной памятника хоть и долгие годы (с января 2007 года), но добровольно.

«У нас есть музей общественной организации «Форт Красная горка», но на балансе у нас этого орудия быть не может, – объясняет Сенотрусов. – В свое время на форте создали филиал Центрального военно-морского музея России, он назывался «Музей береговой обороны». Три года просуществовал — потом сгнило все, а мемориал остался, он живой. Мы его поддерживаем, защищаем. И пока мы живы, он будет жив».

По словам руководителя военно-исторического общества, 10 апреля 2015 года приказом комитета по культуре Ленинградской области были установлены охранные границы памятника.

«Весь форт и еще 200 метров вокруг него специально включили, чтобы поползновений не было», – вспоминает Александр Сенотрусов.

Однако, как видно, «поползновения» все-таки начались и с территорией они как раз не связаны. Межрегиональная общественная военно-патриотическая организация «Красная звезда» едва ли не каждые выходные проводит в Петербурге и области исторические реконструкции на различные темы — от современных контртеррористических операций до Отечественной войны 1812 года. В своем «парке» имеет колоссальное количество военной техники (макеты, то есть не действующее оружие). Регулярно устраивает массовые катания на танках и БТР, стрельбы холостыми. И некоторые участники рынка исторических реконструкций в обсуждении конфликта вокруг «Красной горки» уже активно высказывают мнение, что организация планирует захват исторического орудия и не собирается возвращать после проведения фестиваля. Эту же точку зрения разделяет Александр Сенотрусов — по его источникам, «Красная звезда» уже запланировала участие Б-13 с Красной горки в последующих своих мероприятиях.

По всей видимости, речь идет не только о деньгах, но и о предвыборном пиаре: как сообщил «Фонтанке» один из депутатов петербургского ЗакСа, на мероприятии планирует выступить действующий глава Красносельского района и один из кандидатов на выборы от партии власти.

Но, в свою очередь, руководитель «Красной звезды» Павел Бараненко в беседе с корреспондентом «Фонтанки» обвинил самого Сенотрусова в предвыборном пиаре и напомнил, что тот также выдвигается в Законодательное собрание Ленобласти от одной из партий. По его словам, вывоз пушки согласован с полицией, с военными, с администрацией района и с главой поселка Лебяжье.

«Данный товарищ мне не звонил, не обращался, ничего не спрашивал. У нас действительно запланировано большое, эмоционально насыщенное, сложное мероприятие, посвященное 70-летию подвига авроровцев. Мероприятие готовится в течение года. И мы рассматривали вариант — установить посреди площадки как символ одну из башен. За орудие отвечает муниципальное образование первого уровня, на чьей территории оно находится, и с главой мы неоднократно встречались. Товарищ, который сейчас возмущается, тоже говорил с главой. И мои коллеги разговаривали. Диалог был. Но вдруг появляется информационная бомба непонятно с чем. Мне он не звонил. В администрацию не звонил. Никуда не звонил. Интересные обострения перед выборами», – отметил Бараненко.

Руководитель организации отверг обвинения в намерении присвоить пушку. Более того, вопрос ее вывоза еще не решен.

«Планируется, что пушка увозится только на время проведения мероприятия, – пояснил Бараненко. – Это технологически сложный процесс. Надо получить разрешение и понять, кто отвечает за пушку. Надо найти денег на доставку — их нет в бюджете. Реконструкторы и поисковики поддержали и предложили скинуться на тяжелый трал. С точки зрения историчности это было бы сильно. А если ее не будет — никто не умрет».

Сенотрусов, в свою очередь, обвиняет Бараненко в монополизации реконструкторского движения.

«Бараненко я звонил один раз в жизни — пять лет назад. У меня нет никаких оснований иметь с ним деловые контакты. Для меня Бараненко появился внезапно в связи с пушкой. Я знаю о большой нелюбви к нему реконструкторов РОО «Эпоха» (объединение военно-патриотических клубов. — Прим. ред.). У меня все друзья — из «Эпохи», и я доверяю своим товарищам. Я наблюдаю, как постепенно монополизируют рынок военно-патриотических мероприятий Великой Отечественной, чеченской и афганской войн, и это не в пользу мероприятиям. Присосавшись к бюджету Петербурга и Ленобласти, этот человек играет квазигероическую и квазипатриотическую роль, разрушительную для нормальной демократично организованной реконструкторской общественности», – подчеркнул Сенотрусов.

По его словам, по поводу пушки с «Красной горкой» общался сотрудник ГБУ «Патриот», который также возглавляет Павел Бараненко.

«Я ему сказал: «Молодой человек, обойдите Красную горку, и у вас не будет проблем. Не трогайте нас. Мы закалились в многолетней защите форта и как реконструкторы, как поисковики представляем собой общественную силу. Не могли отправиться в Центральный военно-морской музей? Там стоят пушки Б-13 в Кронштадте». А молодой человек сказал: «А там ценник большой». То есть получить пушку у ЦВММ — это деньги. Там такой же предприниматель, как Бараненко. А здесь можно получить за небольшой откат, но считайте, что бесплатно», – отметил Сенотрусов.

В департаменте по охране памятников комитета по культуре Ленобласти получили обращение Сенотрусова и подтвердили, что вывоз пушки всё-таки незаконен.

«Это объект культурного наследия, и эта пушка — предмет охраны. Разрешения никто у нас не брал, никто не спрашивал. Только по информации Сенотрусова мы об этом узнали. С нами это никто не согласовывал. Это просто самовольство», – пояснили в департаменте.

В областном правительстве на обращение отреагировали незамедлительно, отправив в Ломоносовское ОВД требование отозвать согласование на вывоз. Теперь следующий шаг — за полицией.

Справка:

Заказчиком реконструкции 11 сентября выступило СПб ГБУ ПМЦ «Лигово», подконтрольное администрации Красносельского района. По данным портала госзакупок, стоимость мероприятия составляет 2,8 млн рублей. При этом поставка 130-мм пушки Б-13 в условиях технического задания не значится.

«Красная звезда» – одно из самых масштабных объединений военно-исторических клубов. Организация и ранее неоднократно выигрывала конкурсы на проведение подобных мероприятий. По данным СПАРК, за 2015 год организация выиграла 19 тендеров на общую сумму 14,3 млн рублей, а в 2016 году заключила 10 контрактов на 10,6 млн. Больше всего контрактов заключено с ПМЦ «Лигово» – на 6,6 млн в 2015 году и на 8,1 — в 2016-м.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях