Роль РПЦ в воспитании патриотов и отношение к ней чистого, по ее же признанию, историка - нового главы Минобрнауки, «Фонтанка» исследовала по научным работам Васильевой.
Когда министром образования назначали физика Дмитрия Ливанова, никто не анализировал и не цитировал его научное наследие, в частности – докторскую диссертацию на тему «Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах со взаимодействием». После назначения Ольги Васильевой пресса растащила на цитаты её выступления. Одни растаскивали, другие опровергали: сказано было не то, не так, не в том контексте. Причина повышенного интереса к новому министру – «церковная» тематика её работ, в которой разбираются, естественно, поголовно все.
Основой для характеристики нового министра образования стала её полуторачасовая встреча с молодёжью на форуме «Территория смыслов» в июне этого года. Тогда она ещё была сотрудницей администрации президента. Никто не обратил внимания на то, как Ольга Васильева начала выступление.
– Я, конечно, польщена такими за… скажем так – заказными аплодисментами, – сказала она с усмешкой. – Надеюсь, что прощаться мы будем более естественно, более эмоционально, более человечно.
Зал захлопал второй раз – уже вполне «эмоционально и человечно».
Как не обратил никто внимания и на совсем небольшую… скажем так – вторичность речи будущего министра. Темой выступления было «Формирование национальной идеи России: истоки и современность». А поскольку президент Путин всем объяснил, что «у нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», госпожа Васильева его процитировала – и дальше говорила о нём, о патриотизме.
И вот первая часть выступления некоторыми фразами странно повторяла чужие тексты. В частности – брошюру «Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности», изданную в 2015 году Российским экономическим университетом имени Плеханова, Ассамблеей народов России, Научно-исследовательским центром проблем национальной безопасности и Московским домом национальностей. Другой вероятный источник, где нашлись фразы-двойники, – методическое пособие по проведению уроков патриотизма в средней школе, выложенное на сайте храма Успения Пресвятой Богородицы, 2011 год. «Цитаты» нашлись и на сайте «Студепедия» в статье «Русская национальная идея: основные подходы к пониманию в историко-философской мысли» и в статье А.А. Иерусалимской «Кавказ на шёлковом пути». Это те источники, которые лежат «на поверхности», хотя одни и те же фразы о патриотизме с минимальными изменениями мелькают в разных публикациях. Справедливости ради добавим, что таких фрагментов немного.
Когда Ольга Васильева перешла от общих слов к конкретному патриотизму, явные совпадения с чужими текстами закончились. Она рассказала, что дважды в жизни России «слово «патриотизм» полностью из школы ушло, из употребления». Первый – в 1917 году, второй – в 1991-м. В первый раз заслуга его возрождения принадлежит Иосифу Сталину. На сцене за спиной у Васильевой появилось фото «вождя народов» с датами жизни и цитатой. Второй раз понятие «патриотизм» отсутствовало до 2002 года. За эти годы «обрушились на общественное сознание» разного рода мифы о «белых пятнах» в истории СССР. Мифы «были ошеломительными», в частности – о количестве репрессированных Сталиным. «Если посчитать то количество погибших и репрессированных, которое нам давал Коротич в «Огоньке», то вообще непонятно, кто в этой стране остался жить и трудиться», – уверена Васильева. И только президент Путин вернул понятие «патриотизма», присвоив ему статус национальный идеи. Цитата из Путина была на экране ещё в начале выступления.
Историко-культурный стандарт
Это то самое, что появилось у нас вместо пресловутого единого учебника истории. И уже 1 сентября этого года, то есть – через неделю, российские школьники начнут учиться по учебникам, написанным в соответствии с этим стандартом.
– Я считаю, что это величайшее событие, – оценила разработку стандарта новый министр. – Потому что те артефакты, которые есть, должны быть понятны любому ученику, который учится и на Дальнем Востоке, и в Калининграде. Три линейки, которые написаны на основе историко-культурного стандарта, уже в сентябре этого года войдут в наши российские школы, это здорово. Мы вновь возвращаемся к преемственности, мы вновь возвращаемся в традиционную ценностную основу.
С самим стандартом можно ознакомиться на сайте Российского исторического общества. Там перечислены все вехи российской истории, не упущены ни сталинские репрессии, ни путч 1991 года. Другое дело, что по некоторым событиям, которые министр назвала «важнейшими в истории нашей страны», разработаны дополнительные методички: как преподнести их детям патриотично.
– Самое главное для преподавания истории, для педагога любого гуманитарного цикла – это мировоззренческая платформа, – объяснила министр. – Было принято, что учебник излагает факт. А вот оценочная работа учителем даётся в очень минимальной форме. Потому что любое событие можно трактовать даже не двояко, а трояко.
Для методичек выделены 20 событий, которые, как сказала Васильева, «требуют дополнительного объяснения и дискуссии».
«Я хочу сильного православия»
С минувшей пятницы это одна из любимых журналистами фраз от Ольги Васильевой. Действительно, под таким заголовком публикует её статью портал «Православие.ру». Якобы это сказал Сталин, когда возрождал в СССР православную церковь.
В статье речь идёт о событиях 1942-43 годов, когда Сталин действительно взял «новый курс» государственно-церковной политики». Но сделал он это не из любви к православию, а, как пишет Васильева, чтобы использовать церковь «как духовно-нравственную опору международной политики Кремля».
Васильева как раз говорит о сомнительности того, что фразу «Я хочу сильного православия» произнёс Сталин. На самом деле слова приписал «вождю народов» митрополит Ливанский Илия, когда произносил хвалебную речь: «Только благодаря Сталину обеспечено процветание Русской Православной Церкви и православия во всем мире», – цитирует священника Васильева.
Православный конкордат
Отношение самой Ольги Васильевой к роли РПЦ в обществе можно проследить по её научным работам – раз, по её прежним интервью – два.
В 1999 году Васильева защитила докторскую диссертацию «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.». Во вступительной части автореферата автор отмечает редакцию закона «О свободе совести» 1997 года, которая должна была обеспечить долгожданное сближение церкви и государства, но президент Ельцин отказался её подписать. В отличие от Сталина, он не захотел повышать роль церкви. Это, считает автор, повлекло «правовое устранение Русской Церкви от ее традиционного, тысячелетним опытом апробированного государственно-строительного служения».
В июне 2009 года Ольга Васильева как завкафедрой государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС дала интервью изданию «Православие.ру», беседовал с ней иеромонах Адриан Пашин. Он спросил о моделях отношений между государством и церковью. Напомнив, что отношения между церковью и государством были исторически «интегрированы… во внешнюю политику нашей страны» и во внутреннюю, она предположила, что «нам стоит постепенно перейти к конкордату». Сегодня мы под этим понимаем слияние церкви и государства. Но Васильева предлагала конкордат в классическом понимании термина: договоры, объяснила она, «которые заключает государство с религиозными организациями, исходя из степени их исторической, социальной значимости». Иеромонах Адриан поинтересовался, как это будет с точки зрения Конституции. Васильева ответила, что «вопрос дискуссионный и поднимать его, вероятно, ещё рано». Правда, было это, повторим, в 2009 году.
Иеромонах спросил Васильеву о религиозном образовании – высшем и среднем. Что касается вузов, ответила профессор, высшие духовные заведения – это одно, теология в общем академическом образовании – другое. И совсем отдельный вопрос, добавила, школы.
«Что касается духовного образования в школах, то я здесь умышленно ухожу от слова «религиозное образование», – говорила будущий министр образования 7 лет назад. – Моё глубокое убеждение, что религиозным образованием занимается в первую очередь семья. Если семья хочет, то она будет отправлять чадо и в воскресную школу, и водить его в храм. А что касается духовного образования, то тут возникает сложность… Люди должны знать свою культуру. Это – культура нашей страны. И дети должны знать о вкладе каждого этноса в российскую культуру. Но если Вы меня спросите о религиозном образовании, я вновь повторюсь – это дело семьи. Может быть, я не права».
Ирина Тумакова,
«Фонтанка.ру»