Со следующего года финские вузы вводят плату за обучение для иностранных студентов. Не успевшим подать документы придется искать деньги или альтернативы в других странах. «Фонтанка» спросила тех, кто уже учится за границей, как выбрать вуз и выжить при нынешнем курсе рубля.
2016 год стал последней возможностью для россиян получить бесплатное высшее образование в Финляндии. Со следующего года минимальная плата для студентов из стран, не входящих в Европейский союз или Европейскую экономическую зону, составит 1500 евро в год, за исключением тех, кто обучается на финском и шведском языках. Однако во многих других странах высшее образование продолжает оставаться бесплатным. «Фонтанка» пообщалась со студентами заграничных вузов и узнала, что заставляет молодых специалистов менять работу в России на жизнь бедного студента за рубежом, как выбрать учебное заведение и насколько реально остаться в другой стране после окончания учебы.
Как возникла идея получать образование за границей? Как ты выбирал(а) вуз?
Анастасия, магистратура Университета прикладных наук Штутгарта, Германия:
Я начала задумываться о том, чтобы продолжить учиться своей специальности — геодезии – за границей еще на пятом курсе Горного института. Хотелось просто пожить в другом месте. Это никак не связано с политикой, я патриот России, но просто было желание какой-то новизны и как-то применить свои знания английского. Однако в англоговорящих странах образование чаще всего платное, поэтому я выбрала Германию.
Артём, бакалавриат Университета прикладных наук Хаага-Хелиа, Финляндия:
Я получаю в Финляндии второе высшее образование. Первое — факультет мировой политики МГУ. Окончив его, я работал в пиаре, потом — в журналистике. Когда в конце 2014 года разогнали редакцию «Русской Планеты», понял, что в стране меня ничто больше особо не держит. Для второго высшего выбрал программирование, так как интересовался им с детства, но тогда почему-то все думали, что это будет мода вроде юриста в 90-х — рынок быстро перенасытится. Но программисты по-прежнему востребованы.
Варвара, аспирантура Университета спорта Шанхая, Китай:
Я закончила бакалавриат и магистратуру в Университете культуры и спорта им. Лесгафта в Петербурге и поступила там же в аспирантуру. Но оказалось, что я не смогу защитить там свою диссертацию. Моя тема по спортивной генетике требовала исследований, которые невозможно сделать на нашем оборудовании. Надо было менять либо тему, либо искать вуз, где я могу ей заниматься.
Ольга, бакалавриат Арктического университета Норвегии:
Когда упал рубль в конце 2014 года, я поняла, что с моей зарплатой преподавателя возможности путешествовать будут сильно ограничены. Поэтому я решила получить образование за рубежом. Я учила норвежский язык в СПбГУ и всегда хотела пожить в Норвегии, кроме того, в этой стране бесплатное образование и хорошие зарплаты. Я поступила сразу на две программы — история искусства в Осло и креативное предпринимательство в Альте. В итоге я выбрала Альту — небольшой город за полярным кругом. Во-первых, впоследствии я хотела бы заниматься организацией культурных мероприятий, поэтому креативное предпринимательство оказалось бы полезнее, чем искусствоведение. Во-вторых, там программа была на английском, что проще, чем обучение на норвежском.
Екатерина, магистратура Университета Хельсинки, Финляндия:
Я окончила бакалавриат по финскому языку в Педагогическом университете имени Герцена, там же училась в магистратуре, потом работала преподавателем. В какой-то момент я решила, что надо расти дальше, и где же еще учиться финскому языку, как не в Финляндии. Университет Хельсинки — одно из лучших мест для преподавания финского для иностранцев. Кроме того, у меня тут была возможность лично пообщаться с авторами тех учебников, по которым я занималась, это было очень ценно.
Каких инвестиций потребовало поступление?
Анастасия, магистратура Университета прикладных наук Штутгарта, Германия:
В Германии в государственных высших учебных заведениях образование для всех бесплатно, в том числе для иностранцев. Однако это не означает, что вам не понадобится никаких инвестиций. Во-первых, для поступления вам нужно подтвердить уровень знания английского. Сдать экзамен TOEFL обошлось в 250 евро. Виза стоит 50 евро в год. Для ее получения нужно открыть счет в немецком банке и иметь на нем 8 000 евро для открытия либо продления визы. Также каждый семестр взимается около 200 евро, точно не помню, на что идут эти деньги, кажется, они трансформируются в какие-то льготы. Например, после 18.00 студенты могут бесплатно пользоваться транспортом.
Артём, бакалавриат Университета прикладных наук Хаага-Хелиа, Финляндия:
Никаких репетиторов я не нанимал. Вступительный экзамен Business IT — это уровень математики 8 класса, «полноценный» IT лишь немногим сложнее, так что если вы сдавали ЕГЭ, то справитесь. Сама программа бесплатная. Виза на год стоила около 300 евро, плюс на счету должно было быть 6780 евро — демонстрация, что ты сможешь обеспечить проживание. Затем каждый год на продлении визы нужно около 160 евро и все ту же сумму на счете. В этот раз запросили сведения о движении средств на счете, уж не знаю почему. Со следующего года образование в Финляндии перестанет быть бесплатным для иностранцев. Нам обещают, что для тех, кто уже поступил, ничего не изменится, но тем, кто планирует подавать документы следующей зимой, уже не повезло.
Варвара, аспирантура Университета спорта Шанхая, Китай:
О том, что есть возможность учиться в Китае, мне рассказали профессора. Там был конкурс на стипендию китайского правительства. Я подала документы, написала о себе, предоставила рекомендации от своих профессоров. В итоге мою заявку одобрили. Но, когда я приехала, выяснилось, что преподавателей, специализирующихся на спортивной генетике, в университете нет. Пришлось менять тему и защищать работу по спортивной иммунологии.
Ольга, бакалавриат Арктического университета Норвегии
Норвегия дорогая страна. Чтобы учиться там, нужен счет с 11 000 евро на нем. Сумма немаленькая. Самый простой вариант — взять в долг у родственников и вернуть им эти деньги после поступления. Жилье для студентов стоит 380 евро в месяц, затраты на еду – примерно 300 евро в месяц.
Екатерина, магистратура Университета Хельсинки, Финляндия:
Каких-то специальных инвестиций не потребовалось. Поскольку моя программа на финском, платить за международный экзамен по английскому было не нужно. Кроме того, мой супруг финн, поэтому мне не нужно было иметь какие-то финансовые гарантии.
Чем обучение в зарубежном вузе отличается от российского? Доволен(на) ли ты качеством получаемого образования?
Анастасия, магистратура Университета прикладных наук Штутгарта, Германия:
Сначала я поступила в Университет Штутгарта и отучилась почти год на мастерской программе. Это оказалось тяжелее, чем в России. Здесь гораздо больше объём сложной математической основы, которая, по мнению профессоров, необходима инженеру. В итоге я перешла на другую программу по геодезии в Высшей школе техники. Там дают нужные в моей профессии навыки, а объем теории меньше.
Артём, бакалавриат Университета прикладных наук Хаага-Хелиа, Финляндия:
В отличие от России, в Финляндии обучение прикладным наукам и собственно научное образование четко разделено. В прикладной сфере почти не учат теории, например, стилю кода — главное, чтобы работало. В российских вузах программистов теории учат больше, но как я слышал от знакомых, бывает, что недостаточно учат практике.
Еще отличие, что здесь ты контролируешь процесс обучения, с самого начала знаешь, что нужно, чтобы получить ту или иную оценку. В России слишком много зависит от экзамена. Также можно выбирать курсы, но из-за сокращения финансирования программы урезают. На английском языке выбор весьма невелик.
Варвара, аспирантура Университета спорта Шанхая, Китай:
Мое обучение длилось четыре года. Первый год я учила язык, второй ходила на различные занятия, остальные два занимались непосредственно кандидатской. К сожалению, не могу сказать, что получила много новых знаний. Многое из того, что мы проходили в Шанхае, в Петербурге мы изучали еще в бакалавриате. Зато у меня была возможность работы с лабораторным оборудованием, которого у нас попросту нет.
Что касается организации образования, здесь оно скорее коллективное. Например, как-то мой руководитель сказал: найди себе китайского друга, чтобы он помог тебе разобраться с темой. В России ты занимаешься сам или обращаешься к преподавателю. У китайцев принято сидеть вместе в библиотеке и ковыряться в материале.
Ольга, бакалавриат Арктического университета Норвегии:
Процесс обучения мне нравится. Здесь нет сессий — читается короткий курс, сдается по нему экзамен, потом другой курс и так далее. Это гораздо удобнее чем учить десять предметов сразу и потом отчаянно вспоминать через полгода. Но сама программа, на мой взгляд, немного сыровата. В основном уклон в сторону туризма, а не культурных мероприятий, которыми мне бы хотелось заниматься. Кроме того, в процессе обучения она внезапно изменилась — появилось два новых предмета, которых не было изначально. Я собираюсь договориться, чтобы заменить их на другие курсы, причем удаленные. То есть я буду заниматься сама, а потом сдам экзамены по Интернету.
Что касается уровня... Вообще, я много где училась. Но СПбГУ — это СПбГУ, и уровень там выше, чем во многих местах в мире.
Екатерина, магистратура Университета Хельсинки, Финляндия:
Поскольку до этого я училась в Финляндии по обмену, не было ни завышенных, ни заниженных ожиданий. Я получаю то, что хотела — академический язык от преподавателей, разговорный от друзей и коллег. Но что не перестает меня удивлять — это свобода. Нет четкого учебного плана, нет единой группы, с которой ты ходишь на все предметы, ты сам набираешь курсы и планируешь свое время. Для российского студента это очень непривычно. Но такая свобода требует большой самоорганизации, к этому надо привыкнуть.
Как удается обеспечить учебу и проживание за рубежом? Поделишься лайфхаками по экономии и поиску работы?
Анастасия, магистратура Университета прикладных наук Штутгарта, Германия:
Когда обвалился курс, часть моих накоплений оставалась в рублях. Но это не сильно отразилось на моем образе жизни. Из-за того, что учёба занимает много времени, тратить время и деньги на развлечения и путешествия хочется гораздо меньше. Из-за осознания, что программа короткая, а жильё лишь временное, нет желания покупать вещи в дом. При этом, если нахожу тумбочку на помойке, не гнушаюсь притащить домой. Также я пользуюсь системой food-sharing. Она действует во многих городах Германии и суть ее в том, что волонтеры забирают из гипермаркетов продукты с истекшим сроком годности и размещают их в специальных местах. Или люди, которые почему-то приготовили или купили еду, но решили, что она им не нужна, тоже приносят ее.
С подработками пока сложилось не очень. Один раз я снималась в массовке, потом устроилась в магазин одежды. Однако через какое-то время мне сказали, что в моих услугах не нуждаются, поскольку кто-то из покупателей пожаловался на мой плохой немецкий, хотя в мои обязанности входило только сортировать вещи, но не консультировать. Сейчас я в целях экономии живу в семье и слежу за ребенком, а свою комнату в общежитии сдаю.
Артём, бакалавриат Университета прикладных наук Хаага-Хелиа, Финляндия:
В Финляндии во всех больших городах есть организации, которые отвечают за социальное жилье. Отправляешь заявку, ждешь и хватаешь, что предлагают. В отличие от России снимать одну комнату на двоих нельзя, лимит — одна комната для одного человека. Неожиданностью было то, что, когда мы приехали цена была одна, но спустя полгода плату подняли. Но все равно стоит такое жилье в два раза дешевле, чем на рынке. Например, двухкомнатная квартира, которую мы снимаем с моей подругой, стоит 460 евро в месяц. Сколько трачу на питание, я не подсчитывал , но могу сказать, что студентам положены социальные карты. В столовой по ней обед на одного человека обойдется в 1,5 евро.
Найти подработку не так просто, как казалось. Первые полгода я проедал накопленные сбережения, потом пошли заказы из России — переводы, статьи. Вообще у меня был стереотип, что здесь «все по правилам», но оказалось не совсем так. Я, например, рассылал кучу резюме — но безрезультатно. Оказалось, более эффективный способ приходить в каждую забегаловку и спрашивать, не нужны ли сотрудники. Но все равно без знания финского проблематично даже устроиться в "Макдональдс" или супермаркет. В итоге на лето я еду работать в Россию, если повезет, будет постоянная удаленная работа.
Варвара, аспирантура Университета спорта Шанхая, Китай:
Наша программа помимо бесплатного обучения и проживания включала стипендию. Первые три года это было 2 тысячи юаней. Этого хватало на еду, одежду и чтобы раз в месяц куда-то сходить. Чтобы поехать на каникулы в Россию, надо было подрабатывать. В Китае студенты не могут работать официально, но все же мне и моим сокурсникам удавалось заработать преподаванием английского, тренерством, съемками в массовке и так далее.
Ольга, бакалавриат Арктического университета Норвегии:
Я покупала еду в магазине, пока не открыла для себя мусорки. Норвежские гипермаркеты каждый день выкидывают тонны продуктов с только что истекшим сроком годности. Их ставят позади магазинов в огромных контейнерах в конце рабочего дня. Все это аккуратно рассортировано по группам — овощи, фрукты, мясо, хлеб – и совершенно бесплатно. В общем, покупаю я только молоко, которое почему-то редко выкидывают, и чипсы и шоколадки, если захочется.
Работу я нашла довольно легко. Во-первых, я подрабатываю в университете, занимаясь расшифровкой интервью, которые проводит кафедра для своих исследований. Во-вторых, я нашла место в отеле. Зарплата за 8-часовую смену 180 евро. То есть заработать на месяц общежития можно за два дня.
Екатерина, магистратура Университета Хельсинки, Финляндия:
Тут каждый выбирает — жить подальше, но тратить больше денег и времени на дорогу, либо жить в центре и платить больше за жилье, зато дойти пешком или доехать на велосипеде до университета. Мы живем в пригороде и снимаем квартиру за 850 евро в месяц. В центре жилье меньшего метража обошлось бы в 1100-1200 евро.
Первый год у меня не было постоянной работы – были подработки из России, в основном преподавание через скайп. Сейчас я работаю в центре международной студенческой мобильности, который занимается организацией обмена и продвижением финского языка за рубежом.
После окончания учебы останешься или вернешься в Россию?
Анастасия, магистратура Университета прикладных наук Штутгарта, Германия:
В идеале я бы осталась в Германии. После получения диплома моя виза позволяет находиться здесь еще полтора года для поиска работы. Но уже сейчас я понимаю, что это будет не просто. Хоть в вузах и есть множество программ на английском языке, это не означает, что в Германии есть предприятия, где ждут англоговорящих выпускников. То есть они есть, но количество вакансий ограничено, требования – высокие. Поэтому нелишним будет хорошее знание немецкого языка. Сейчас я ищу стажировку по специальности, надеюсь, подтянуть немецкий получится прямо там.
Стоит упомянуть ещё о том, что в Германии есть целая культура составления резюме. Люди готовят папки с документами о себе. Даже сами эти папки должны выглядеть ухоженно и недёшево, чтобы продемонстрировать, насколько сильно желание кандидата поступить на работу именно в данную компанию.
Артём, бакалавриат Университета прикладных наук Хаага-Хелиа, Финляндия:
Совсем возвращаться в Россию точно не хочу. За год учебы я понял, что Финляндия очень удобная страна. Здесь тихо и спокойно, большой радиус личного пространства, фанатичное отношение к экологии. Это меня устраивает. Общаюсь в основном с другими иностранными студентами. Насколько я знаю, такое поведение не типично, обычно русские стараются держаться вместе.
Что меня привлекает, это социальная поддержка. Например, если ты платишь здесь налоги, то получаешь доступ к государственной медицине — неважно, какая у тебя виза, — а это почти бесплатное лечение по страховке. Кроме того, здесь очень социально ответственный бизнес — крупные компании всегда предлагают какой-нибудь дополнительный соцпакет, от питания до частной медицины.
Варвара, аспирантура Университета спорта Шанхая, Китай:
Острого желания остаться в Китае у меня не возникло. Если бы предложили работу, я бы подумала. А так у меня есть работа в России, и я собираюсь к ней вернуться. Я бы хотела продолжить свои научные исследования, но в петербургских НИИ, связанных со спортом, для этого нет условий. Возможно, стоит задуматься о Казани, где, как я знаю, хорошо развита спортивная наука. Вообще, мне еще предстоит подтвердить свою степень в России. Между Китаем и Россией есть договоренность о взаимном признании научных степеней. Но моей сокурснице, которая обратилась в Минобразования, сказали, что нужно переводить работу в Китае, заверять у нотариуса и затем идти в российское консульство.
Ольга, бакалавриат Арктического университета Норвегии:
После окончания бакалавриата я бы хотела поступить в магистратуру. В Норвегии или Франции, так как французский я тоже знаю. Петербург я нежно люблю и по нему скучаю, но экономика не позволяет мне вернуться. Здесь на квартиру в Петербурге я смогу заработать за пару лет, тогда как дома в лучшем случае за десять.
Екатерина, магистратура Университета Хельсинки, Финляндия:
Если бы четыре года назад меня спросили, хочу ли я после обучения вернуться в Россию или жить в Финляндии, я бы уверенно выбрала второе. Но сейчас новизна немного подстерлась, и пока я не хочу загадывать. Многое будет зависеть от того, получится ли устроиться на постоянную работу.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»