В Петербурге провалилась попытка провести Первомай без геев. Чтобы проникнуть в колонну демонстрантов, ЛГБТ-активисты использовали нетрадиционные методы. Полиция не сразу осознала неладное, а Милонов и вовсе все пропустил.
Запрет ряду петербургских движений на участие в первомайском шествии обернулся резким увеличением официальной численности демонстрантов. Масштабностью Первомая Северная столица перещеголяла Москву. ГУ МВД, называя цифру в 200 тысяч человек, в этот раз включило в нее всех: представителей секс-меньшинств, проукраинских активистов, поклонников Милонова и швейцарских парламентариев.
Иностранные гости, по данным пресс-службы Мариинского дворца, прилетели в Северную столицу в конце апреля, чтобы встретиться с петербургскими законотворцами, и решили остаться на традиционную политическую демонстрацию 1 мая. Член парламентской делегации Большого Совета кантона швейцарского города Тичино Лука Пагани и сопредседатели группы дружбы «Швейцария – Россия» парламента Швейцарской Конфедерации Филиппо Ломбарди и Жан-Франсуа Штайер в 10 утра собрались на построение колонны на Невском проспекте вместе с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко и спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым и в 11 утра бодро зашагали под звуки барабанов и оркестра за баннером «1 мая – день весны и труда». За ними одна за другой начинали шествие «коробки» профсоюзов, политических партий, «зеленых» и националистов.
В это время у БКЗ «Октябрьский» пытались организовать свою колонну проукраинские активисты из движения «Демократический Петербург». Смольный не согласовал им участие в Первомае на Невском, но они все равно решили выйти на акцию с минимальным количеством атрибутики. Сопротивление со стороны полиции встретили спустя десять минут после сбора на Лиговском. Блюстители правопорядка взяли активистов в кольцо и выпускали лишь после того, как те уберут всю политическую символику. Эта мера оказалась не результативной – положив флажки в карманы, убрав плакаты в сумки, демократы достали их снова, как только перешли на другую сторону улицы.
Пока «Демократический Петербург» общался с полицией, колонну «Единой России» Кировского района покинули несколько человек. Среди них был и депутат Виталий Милонов. Как и в прошлом году, он направился в конец шествия, чтобы проявить себя в излюбленном качестве гееборца, однако ЛГБТ-представителей парламентарий не нашел. Им, как и демократам, отказали в согласовании шествия. До последнего момента защитники меньшинств рассчитывали на возможность идти в колонне независимых профсоюзов, однако последним пригрозили из Смольного: «Пустите в свои ряды геев, отзовем согласование на мероприятие».
Не найдя радужные полотна, Милонов пошел к проукраинским активистам. У первого же зазевавшегося демократа он вырвал бумажный желто-синий флаг и порвал его. Неудовлетворенное желание встречи с ЛГБТ проявилось у гееборца в отчаянном выкрике: «Лесбуха». Кого именно Милонов назвал этим словам, корреспондент «Фонтанки» не заметил, но практически сразу началась перебранка. Полиция попыталась под руки увести Милонова с проспекта, но помощники депутата запротестовали: «Уберите руки, это же парламентарий, у него неприкосновенность». Тогда четверо сотрудников правопорядка живым щитом встали вокруг парламентария, который продолжал ругаться с оппозиционерами.
Казалось, что шоу приносит удовольствие обеим сторонам. С упоением переругиваясь, милоновские и «демократические» неспешно двигались по тротуару параллельно первомайскому шествию. На Невском проспекте один из оппозиционеров начал скандировать даже не первомайский, а скорее предвыборный лозунг: «Милонов идет, смотрите, вот такой у нас депутат». Видимо, окружающие должны были сразу понять, что речь идет о чем-то или ком-то недостойном, но в словах кричащего этого не звучало. Прохожие оборачивались, фотографировали, несколько молодых людей даже присоединились к колонне демократов и, когда накал спал, попросили у Милонова автограф и возможность сделать селфи.
Парламентарий довел проукраинский блок по тротуару до Караванной улицы и остановился, заявив акционистам: «Вам туда, там вас ваш Шаранский ждет в кафе «Матрешка», идите, митинг окончен». Еще немного подискутировав с депутатом, демократы согласились свернуть в сторону Манежной площади, где закончили акцию, выпустив в небо десяток желтых и голубых шариков.
Гееборец же, оставшись один, но все еще в оцеплении полиции, поблагодарил правоохранителей, сообщив, что может также самостоятельно покинуть акцию. «Христос воскресе», – сказал он напоследок десятку полицейских. «Воистину воскресе», – гаркнули депутату городовые.
Между тем те, кого так хотел повстречать на Первомае Виталий Милонов, вовсе не проигнорировали мероприятие. ЛГБТ-движение в этом году проявило чудеса маскировки — и с малозаметными радужными ленточками на куртках примкнуло к рядам «Зеленого блока». Экоактивисты к защитникам геев отнеслись сочувственно и пустили к себе. Когда экоколонна поравнялась с улицей Марата, в «коробке» зеленых взмыли два больших радужных флага. Какое-то время их просто не замечали, затем последовало замечание от шествующих рядом — парней попросили флаги убрать, чтобы лишний раз не провоцировать и не дискредитировать тех, кто любезно пустил «отверженных» властью к себе.
Один из знаменосцев упорствовал в отстаивании своего права пронести флаг высоко над Невским. Таким, гордо вышагивавшим, его и скрутили подоспевшие полицейские. Вслед за ним в полицейский микроавтобус отправили и упиравшуюся женщину, сжимавшую в руке все ту же «радугу». Задержания прошли оперативно и даже не повлияли на скорость продвижения «зеленых». Ряды сомкнулись, и «коробка» двинулась дальше.
На Аничковом мосту стражей порядка ждали ЛГБТ- активисты, до того момента никак не выдававшие себя. Судя по всему, они вписались в шумную толпу анархистов и затерялись где-то между их красно-черных флагов. В считаные секунды было развернуто еще одно радужное знамя, занявшее едва ли не четверть всей площади переправы. Полицейские вновь подоспели оперативно. Однако, вопреки ожиданиям, задержаний не последовало: державшие флаг сориентировались и, пока на них наступали полицейские, убрали его в рюкзак.
Финалом «Радужного Первомая» все же стало еще одно задержание на подходе к финальной точке маршрута – Исаакиевской площади. Вновь попытавшихся развернуть шестицветное полотнище отправили в автозак. Таким образом к концу Первомая в двух отделах полиции оказалось 12 сочувствующих ЛГБТ и один демократ, которого полицейские забрали в автозак во время перепалки с Милоновым.
К 16 часам большую часть активистов отпустили, составив протоколы по статье 20.2, часть 5, КоАП РФ ("Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования").
В отличие от «поклонников радуги», остальные участники празднования Первомая закончили шествие довольно мирно: эсеры митинговали на Марсовом поле, единороссы – на Дворцовой, коммунисты – на Исаакиевской. Не получившие согласования активисты РПР-ПАРНАС и «Весны» провели там же свои отдельные акции.
Еще до окончания программных речей и заявлений полиция выдала цифру – 200 тысяч человек. Участников петербургского Первомая оказалось в 2 раза больше, чем в Москве. И даже вдвое больше, чем участников Крестного хода по Невскому проспекту. По официальным данным вышло, что несмотря на Пасху, петербуржцы остались более политически активны, нежели религиозны.
PS: Что же касается Виталия Милонова, в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» он заявил, что совсем не расстроился из-за того, что проморгал геев на Невском. «Они же прятались, что мне за ними гоняться? Главное, что их нашла полиция. Да и потом, это ведь одни и те же лица. Сегодня они за ЛГБТ, завтра – за Украину. Но я доволен, что и те, и другие все же ушли с Невского проспекта», – не стал падать духом депутат.
Ксения Клочкова,
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»