Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Финансы Деньги Симка с кредитной историей (фото)

Симка с кредитной историей (фото)

1 008
Kuzma / Фотобанк Лори

Владельца нового номера любого сотового оператора может подстерегать неожиданный сюрприз - назойливые коллекторы, требующие погасить долг предыдущего владельца. Возражения, что с ними говорит новый собственник номера, воспринимаются как уловка должника.

При этом операторы не могут гарантировать, что, если приобрести еще один номер, и тот будет «без истории». Что делать – разбиралась "Фонтанка".

Очевидное решение проблемы – сменить номер. Но оно не всегда подходит: например, был куплен «красивый» номер или специально подбирался номер с определенными цифрами. Потом коллекторы могут начать прессовать не сразу, а когда номер «прижился» у ваших друзей и партнеров. В конце-то концов, можно сказать «какого черта!» и попытаться с этим бороться. Ситуация усложняется, если предыдущий владелец понабрал кредитов в нескольких банках и микрофинансовых организациях.

Форумы в Интернете пестрят жалобами практически на всех операторов, которые продают б/у номера. Читатели «Фонтанки» также страдают от наследства заемщиков. «Подключал корпоративные номера у «Билайна». Симки выдали с номерами, которые явно использовались ранее, номер начинался на 905, этот пул номеров в ходу уже около 10 лет. Через какое-то время на один из номеров начались звонки от коллекторов. Реагировал всегда спокойно, и со стороны коллекторов хамства не было. Однако мои устные уверения в том, что номер уже не принадлежит прежнему владельцу, не срабатывали», – рассказывает Илья Коровёнков, сооснователь компании «Чили.Лаб». В итоге он решил проблему, попросив звонивших связаться с корпоративным отделом «Билайна», чтобы те подтвердили смену владельца номера. После этого разговора звонки от коллекторов прекратились.

Но этот пример едва ли не уникален. В другом случае проблему владельцы б/у номера так и не решили. «Нам стали названивать личности из компании «Кредит Инкассо Рус» и требовать к телефону Иванову Татьяну Сергеевну. Мы миллион раз объясняли им, что нет такого человека и т.д. и т.п., но безрезультатно», – говорит Александр Трифонов, главный эксперт компании 48Prav.ru. – Попытки самим обратиться в компанию «Кредит Инкассо Рус» ни к чему не привели, мы общались очень корректно и просили лишь исключить из коллекторского дела номер телефона, на котором с декабря 2013 года нет Ивановых. Мы в итоге слышим: «Старших сейчас никого нет, перезвоните позже».

В результате пострадавшей компании пришлось блокировать входящий номер. «Номерная емкость у коллекторов огромная, в среднем около 300 номеров. Мы ожидаем, когда все их номера окажутся в заблокированном режиме», – заключает Александр Трифонов.

Впрочем, есть и вменяемые коллекторы. В агентстве взыскания Filbert рассказали «Фонтанке», что они не заинтересованы тратить время на пустые звонки. Чтобы «оправдаться», новому владельцу необходимо... всего лишь прислать копию своего договора с оператором связи на электронный/почтовый адрес компании.

Читатель «Фонтанки» Георгий весной 2015 года купил в Москве номер МТС и получил общение с коллекторами, которые отказывались ему верить. Номер пришлось сменить. В январе 2016 года в Петербурге с ним произошла аналогичная история с оператором «Теле2»: начались звонки по просроченному долгу по банковской карте и SMS по другому долгу от банка Home Credit. В службе поддержки клиентов «Теле2» посоветовали лично обратиться в банки с претензией, а также позвонить им на «горячую» линию. Также посоветовали и другой выход из ситуации – бесплатно сменить номер, прийти в салон связи и написать заявление.

Юристы также советуют именно такой вариант – сменить номер телефона. «Действия, сопряженные с написанием претензии в адрес оператора связи, не принесут нужных результатов ввиду того, что последний не несет ответственности за долги своих клиентов и не может повлиять на коллекторов, – считает управляющий партнер юридической компании «Альфа-Легал» Анна Банько. – Что касается деятельности самих коллекторов, то можно просто вежливо объяснить им ситуацию и выслать на их адрес ваш договор с сотовым оператором».

Анна Банько считает, что можно даже обратиться в суд на коллекторов, хотя эта затея достаточно трудозатратная и малорезультативная: «Тогда необходимо выяснить юридическое лицо, от имени которого действует коллектор, и подавать иск о компенсации морального вреда. Сумму можно выиграть чисто символическую – до 10 тысяч рублей. Доказательства для суда лучше собирать самостоятельно, а именно: записывать телефонные переговоры, получить распечатки звонков, сохранять эсэмэски с угрозами, не удалять интернет-переписку». Рекомендуют юристы и написать жалобу в прокуратуру, если коллекторы окажутся неадекватными.

«Фонтанка» опросила экспертов в сфере IT, которые рассказали, что текущая ситуация возникла из-за особенности «жизни» абонентского номера оператора сотовой связи. После прекращения активности абонента и обнуления его счета проходит 9 – 15 месяцев, в течение которых номер лежит в «отстойнике», затем его снова отправляют в продажу. По практике у разных операторов данные сроки могут ужиматься.

Схема работы сотовых операторов через дилеров (в том числе по франшизе) также способствует тому, что б/у номера быстро возвращаются в оборот. «Схемы вознаграждения дилеров привязаны к качеству подключенных абонентов. Если вновь подключившийся клиент не проговорил 3 месяцев, то он считается некачественным, и дилер получает не бонус, а штраф, – объясняет Александр Янкевич, главный редактор портала spbit.ru. – Конечно же, в такой ситуации дилеру выгоднее вернуть этот номер побыстрее в оборот. Тем более некоторые особо приближенные дилеры могут сами перевыпускать SIM-карты или делать запросы на перевыпуск у операторов, мотивируя это различными причинами».

Операторы, конечно, могли бы просто вычеркивать бывшие в употреблении номера и заводить новые – ведь сейчас нет никаких проблем с самим объемом нумерации. Но не делают этого, так как обслуживать и проводить аудит номерной емкости оператору легче в одном диапазоне (+7-921, +7-905, +7-981 и так далее).

По оценкам аналитического агентства «Рустелеком», в 2015 году в Петербурге совокупная номерная емкость сотовых операторов составляла около 19 млн номеров.

Николай Львов, для «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях