О динамике отечественного рок-н-ролла, о реакциях общества на публичную риторику, о "мерседесах 666", о важности разговора и об андеграунде в студии [Фонтанки.Офис] рассуждает Артемий Троицкий – журналист, музыкальный критик
Запись эфира от 28.01.2016.
- Вы так давно в шоу-бизнесе, наверно у вас много врагов?
– Нет, у меня нет врагов, может они и есть, но я об этом ничего не подозреваю. Я сам человек достаточно спокойный, паранойей не страдаю, абсолютно не мнительный, я не слежу за какими-то высказываниями о себе, за какими-то публикациями, если они вдруг есть. Я подозреваю, что есть какие-то артисты, в основном так называемые попсовые, которые меня не любят, поскольку я о них часто и не почтительно высказывался, но считают ли они меня своим врагом, этого я не знаю.
- Как вы считаете, с точки зрения музыкального критика, что обиднее для исполнителя: негативный отзыв или вообще молчание?
– Я думаю, что т.н. игнор – это самое обидное, если о человеке не говорят ни хорошо и ни плохо – это значит до него никому нет дела. Если вдруг какой-то критик его лягнул, ага, уже меня заметили! Знаете, как в рассказе Чехова.
- Вы уже давно ведете национальный бестселлер и, соответственно, вы читали уйму книг за последнее время. Как у нас дело обстоит с русской литературой?
– Спасибо Национальному бестселлеру, надеюсь, что в этом году он тоже состоится. Я знаю, что есть некоторые чисто финансового рода проблемы у организаторов Нацбеста. Мне это хорошо знакомо, потому что у меня тоже есть премия, музыкальная премия, которую я в свое время основал, которая существует уже 10 лет, но происходит не каждый год, из-за того, что спонсоры то появляются, то исчезают. Денег нужно не много, но сейчас времена такие, что даже немного денег становится проблемой. Я имею ввиду премию «Степной волк». И по "Степному волку" я знаю как это сложно и неприятно, отчасти даже унизительно ходить с протянутой рукой и говорить "дай миллион". Имеется ввиду миллион рублей, что наверное вообще сейчас не деньги практически, поскольку никто из нас и из ребят с Нацбеста на этом не зарабатывает. Для нас это история гуманитарная и происходит из любви к искусству. Денег требуется немного , но получить их сложно. Я всегда читаю те книги, которые входят в шорт-лист этой самой премии. Их обычно бывает 6-7 штук, их я читаю и еще сверх этого читаю то, что пишут мои близкие и знакомые писатели, с творчеством которых я пытаюсь знакомиться по мере выхода их произведений. На мой взгляд, дела в нашей литературе обстоят средне, не плохо, хотя я не сказал бы что блестяще. За последнее время я для себя открыл несколько писателей наших российских. Один из них Евгений Водолазкин. "Лавр" у нас к сожалению не получил премии Национальный бестселлер, но это не моя вина, я был за "Лавр" как раз, о чем честно сказал, ведя эту самую премию. Роман Сенчин, прекрасный свежий писатель, лауреат Нацбеста прошлого года. Сергей Носов пожал обильный урожай комплиментов, вплоть до гениальности. Я не могу сказать, что я сумасшедший фанатик Сергея Носова, хотя и предыдущие его книги и "Фигурные скобки" очень хороши, но я вижу это на уровне беллетристики, нежели по-настоящему серьезной литературы. Также у нас имеются обычные подозреваемые, я имею ввиду и Сорокина, и Пелевина, и Улицкую, и на мой взгляд, они все по-разному, но более-менее в форме. Новая работа Пелевина меня не впечатлила, работа Сорокина "Теллурия" – это шикарный роман. Я бы сказал, что литература наша скорее жива, чем мертва. Появляются какие-то молодые авторы, например, сын моего покойного друга Сергея Курехина, Федор Курехин написал, на мой взгляд интересную повесть «Исчезновение», она вышла полтора года тому назад, так что теплится жизнь.
- Про "Боярышник" говорим, значит ли это, что у нас хорошая музыка наконец-то вернется, потому что есть традиции сильные?
– У меня имеется два отступления от генеральной темы хорошей музыки. Почему я попросил, чтобы поставили Майка: «Белая ночь, белое тепло»? Сегодня будет концерт в котором примут участие два безумца питерского рока Владимир Репшан и Андрей Тропило. У Андрея Тропило сейчас имеется группа «Новый зоопарк», где Андрей исполняет песни Майка, и сейчас у Тропило возникла новая идея, где он на концерте будет проводить спиритический сеанс. Он пригласит на сцену какую-то колдунью и будет вызывать дух Майка, прямо на сцене, меня попросил в этом поучаствовать, я очень по Майку соскучился, поэтому счастлив был, таким образом с ним пообщаться. Что касается "Боярышника", то я думаю, что очень удачно совпала эта тема с визитом председателя Совмина Медведева в город Петербург на совещание по импортозамещению. Я как раз совсем недавно к своем блоге написал, что реальное импортозамещение в нашей стране происходит путем всяческого укрепления и усиления натурального хозяйства, то есть люди используют собственные грядки, сады и огороды, а также бодро и весело переходят на самогоноварение. Вот наш ответ на импортозамещение и все, что там будет говорить Медведев, Силуанов, Улюкаев – это вообще не имеет никакого отношения к реальности. Имеет отношение к реальности – змеевик, самогонный аппарат, расположенный в каждой квартире и прекрасное настроение с этим связанное. Вот это импортозамещение в русском народном варианте.
- Пока не запретили. А могут дойти до того, что было 30 с небольшим лет назад?
– Думаю, что вряд ли.
- Все-таки возвращаемся в прекрасное прошлое и ждем появления хорошей музыки?
– Я стараюсь пунктирно отслеживать то, что происходит на рок-сцене и должен сказать, что какие-то изменения происходят. Трендом предыдущего пятилетия был переход на английский язык, появилось огромное количество хипстерских различных групп, одна из этих питерских групп, даже стала достаточно известная в Великобритании, среди любителей дрим-попа это группа уже известна. Всякие наши разговоры, типа "Помпея" и так далее, это все миф и блеф, эти группы никто не знает. Это такие московские модники, которые про себя распространяют слухи, что они покорили Европу, на самом деле никого и ничего они не покорили, и вообще группа очень скучная. Но это был тренд, ставший уходящим. В последнее время снова стал популярный русский язык и смысловые тексты, сердитые тексты, явно на подъеме находится панк-рок, гаражный рок, такая хулиганская и активистская музыка.
- С чем это связано?
– Я думаю, что это связано с ситуацией в стране, неформальная музыка это всегда показатель, это всегда индикатор тех засорений, которые бродят и гложат умы. Это я говорю про Россию.
- В Финляндии мы можем это сказать или не можем?
– В Финляндии русскоязычная одна группа, называется "Курск", они играют такой дум-метал. Они называются "Курск" в честь знаменитой подводной лодки.
- Есть расхожее мнение, что русская музыка стала такой кислой и скучной, играть научились, но слушать это совершенно не интересно, от вторичности не ушли. Вы считает, что есть самородки?
– Я не то, что бы противник этой точки зрения, я считаю, что в ней много правды. Я всегда надеюсь на лучшее, я верю в талант нашей молодежи, что она жива и она что-то чувствует, поэтому настроен в этом смысле оптимистично. Есть какие-то небольшие индикаторы того, что сцена рок-н-рольная не имеет никакого отношения к музыкальному официозу, это все практически возвращение подполья, но гораздо лучше оборудовано, чем наше подполье начало 80-х. В начале 80-х все концерты происходили в Питере на улице Рубинштейна дом 13 в Рок-клубе. Сейчас клубов полно, они маленькие и находятся ниже уровня радара культурных властей. Я думаю, что люди типа Милонова или какие-то казачки и прочая гопота вряд ли до всех подпольных точек дотянутся. Так что музыка будет звучать, группы будут звучать и в ближайшее время будет веселее.
- Чувствуете свою ответственность за то, что в какой-то момент напророчили и в 2007 году переиздали с этим названием хорошую книжку "Back in the USSR"? А потом мы смотрим новости и понимаем, что Троицкий конечно молодец, спасибо ему
– Во-первых, спасибо Полу Маккартни за песню "Back In The USSR" , но насчет того, что напророчил... У меня к Советскому Союзу отношение сложное, оно скорее отрицательное, чем положительное. Тем не менее, та страна, в которой мы сейчас живем, в каком-то отношении значительно хуже, чем Советский Союз. Есть какие-то вещи которые заменят собой некоторый прогресс по сравнению с т. н. совком, а есть такие вещи, которые гораздо противнее, чем это было в СССР.
- Вопрос от пользователя Михаила: сильно ли фонило от Боуи, какой-то вайб он изучал или просто крупная уставшая рыба из западного шоу-биза?
– Боуи был абсолютно уникальным и выдающимся человеком. От него фонило очень сильно и аура у него была, и свечение от него исходило. Я видел несколько таких человек в своей жизни, один из них был питерский Сергей Курехин, еще Александр Башлачев. Боуи был из таких людей в превосходной степени.
- Как вы видите дальше использование его наследия? Великие уходят. А наследники устраивают разные вещи, Майкл Джексон ушел и началось. Что будет с Боуи, насколько его имя будет красиво оставаться в нашем сознании?
– Я думаю, что Боуи красиво ушел, более впечатляющей кончины я не припомню. Даже если бы он умер от инфаркта на сцене. Это не было бы так символично и мистично обставлено, как то что произошло с новым альбомом. Боуи позаботился о будущем, потому что совсем недавно стало известно, что он оставил своей вдове огромное количество новых записей, то есть в будущем году выйдет новый альбом Девида Боуи, с новыми треками, а возможно еще что-то выйдет. Он создал определенный запас , который не позволит скучать его почитателям и всему миру. Интригу он создал и очень серьезную, уверен, что никаких скандалов не будет. У Майкла Джексона была большая необразованная негритянская семья, куча братьев, дядя, тетя, отец семейный тиран, так что там какие-то скандалы произойдут – это было неизбежно . В данном случае имеется первая жена и сын от первого брака, симпатичный парень, с которым папа дружил. И имеется новая семья, я думаю, что никаких склок не будет, Боуи был идеальным джентльменом.
- Оценили его последнюю работу? Два последних клипа удалось посмотреть?
– Это мощнейшая работа, я считаю, что это лучший альбом за 20. Пластинка очень мощная, трагичная и очень интересно. Это не реквием Моцарта, она очень интересна в музыкальном отношении, такое сочетание джаз-метал. Такая жесткая, тяжелая, траурная музыка гитарная и совершенно невероятный истеричный, парящий джазовый саксофон, а там где это накладывается на визуальный ряд с умирающим Боуи – это производит просто убийственное впечатление. Я считаю, что лучший альбом года мы уже определили.
- После роли Бога в известном фильме сниматься будете дальше?
– Я снимаюсь только в тех фильмах, в которых мне предлагают сниматься, а нравится мне сниматься в хороших компаниях, потому что процесс киносъемок дико занудный, он мне страшно не нравится. Ты сидишь и ждешь 9 часов для того, чтобы потом сняться в течении получаса, из которого будет потом использована одна минута. Очень тоскливый процесс, такая тоска почета, поэтому сниматься в кино, чтобы рожей своей посветить, мне совершенно не хочется и не хотелось никогда. Снимался я только в том случае, когда был веселый фильм и хорошая компания. Поэтому я снимался у своего друга Романа Качанова. Компания такая: Ваня Охлобыстин, Федя Бондарчук – московская тусовка. К сожалению тусовку нашу раскидало.
- Артемий Троицкий в ближайшее время сниматься с Охлобыстиным и Бондарчуком, наверно, не будет?
– Я не знаю. Это хорошие ребята, я их люблю. Хотя я когда увидел Федю с плакатиком "Рамзан Кадыров гордость России", мне стало очень грустно. Мне непонятно, что могло подтолкнуть хорошего человека Федора, что могло подтолкнуть к такому сомнительному шагу. Я очень огорчился.
- Умы наших обывателей занимает клип, который гуляет по сети, «Экспонат». В чем секрет популярности? Как вы можете объяснить 20 миллионов просмотров?
– У нас сейчас в стране происходят довольно загадочные вещи, поскольку живем мы в сумраке. И эта странная реальность выкидывает какие-то интересные выкрутасы. У нас в Москве происходит какой-то лом и давка на выставку импрессиониста Валентина Серова, при чем спокойно и при минимуме посетителей эта выставка прожила три месяца, потом то ли Путин почтил своим вниманием, то ли планеты сгустились – и вдруг туда повалила масса народа, выломали двери и сейчас это событие месяца. Выставка Серова! Но я не могу понять, что это такое, я прокомментировал это так: видимо, импрессионизм наступает.
- На похоронах, которые непременно произойдут, не будем говорить чьих, давка будет еще больше.
– Думаю, что нет. Вряд ли кто-то кроме близких родственников придет. Вирусность этого клипа из разряда чего-то малообъяснимого. Клип забавный, но на мой взгляд у "Ленинграда" были более смешные клипы. Клип про сумку мне понравился больше. В данном случае, я думаю, что у нас народ вступил в стадию массового подсознательного мазохизма, поэтому люди становятся в какие-то километровые очереди. Клип про лабутены – совершенно издевательский клип, который женщины на себя примеривают, видят свою несчастную долю и участь и при этом сами же от этого кайфуют.
- Анна Пармас, режиссер этого клипа сказала, что все девочки так делают.
– Я считаю, что далеко не все так делают, есть просто определенный слой девический, поэтому нефиг врать режиссеру. Сережа Шнуров супер талантливый человек и талант его заключается в том, что он знает , что народу надо, у него фантастическая социокультурная интуиция, на уровне гениальности. У меня к Шнурову отношение более чем противоречивое, с одной стороны, я считаю, что он почти гений, с другой – его творчество вызывает у меня омерзение, потому что это пик всяческой жлоботы. Это высшая точка гопничества, и само по себе это интересно, это и социальный, и культурный феномен.
- Вопрос от пользователей: Артемий упомянул о тенденции возрождения подпольной музыкальной культуры в последние годы. Есть ли у нее, по его мнению, какое-то идейное оформление? В какую сторону "требовать перемен нашим сердцам"? Тем паче, ныне какое-либо подполье кажется скорее актом доброй воли.
– Что касается доидейного оформления, если сравнивать с нулевыми годами, то оформление было нарочито и навязчиво безыдейное, то есть это был комфорт, это было искусство ради искусства, это были заработки, о какой-то идеологичности и социальности речи не шло. Сейчас, начиная с 2010 года, когда в обществе начались шевеления, эта повестка дня всплыла и оживились ветераны сцены, Шевчук или Вася Шумов, Миша Борзыкин. Кстати, Вася Шумов, Миша Борзыкин и Вася Обломов будут выступать первого марта в Брюсселе в Европарламенте, там они делают большой мемориальный рок-концерт, посвященный годовщине убийства Бориса Немцова. Плюс имеется сердитое новое поколение, которое никак не оформилось как какое-то течение, но я послушал полтора десятка молодых групп из Москвы, Питера, Поволжья и т.д. с какими-то смешными названиями – они все такие сердитые, похожи на нашу молодежь 80-х годов и тоже все хотят перемен. Пишут о том, что все лживо вокруг и сгнило вокруг, настоящие панки нигилисты –молодцы.
- Каких перемен требует ваше сердце?
– Мое сердце требует огромного количества перемен, причем у меня есть такое ощущение, что ,что-то надломилось в нашей цивилизации, произошло это наверно на стыки тысячелетий, 2000-2001 год. До этого можно было говорить о каком-то прогрессе и каком-то поступательном движении, можно было говорить, что жизнь становиться лучше. Сейчас у меня четкое ощущение, что жить становиться хуже, при чем с каждым годом. Это касается не только России, Россия просто одна из заметных стран. Это касается и Европы, и Америки, я не говорю про регионы ближнего Востока. Вся та же ближневосточная проблема, как вы понимаете, – раковая опухоль, которая дает метастазы повсюду, это и беженцы, и терроризм, и непонимание того, что делать с Евросоюзом, который разваливается.
- Владимир Путин Ленина критикует и говорит, что он заложил бомбу под наше государство, а кто-то говорит, что Артемий Троицкий фиговый и цитирует Визбора. Кто больше вреда принес Ленин или Троицкий?
– Я вообще никакого вреда не принес, я исключительно полезный паразит. Что касается Ленина, фигура противоречивая. Если бы меня спросили про Сталина, я бы сказал совершенно определенно – преступник, сволочь, гад, жалею, что его не пристукнули и его отца не кастрировали.
- Почему президент России в 2016 году об этом заговорил?
– Президент РФ вообще паренек не смелый, вот если бы он так заговорил о Сталине, то рискнул бы этим вызвать недовольство у широких гопничексих масс. А Ленин такой лежит в мраморе и никому не мешает, и мозг его удален давно. Ленина критиковать не трудно и безопасно.
- Нумерологию вы здесь не видите? 2016, следующий 2017…
– Думаю, что это аналогия сыграет. В 2016 взять разбег, а в 2017 совершить скачок. Я себе не очень представляю, чтобы в этом мороке мы жили долго. На моей памяти единственный период, который по ощущениям ужаса и мрака я могу сравнить с сегодняшним днем , – это самое начало 80-х годов, вот был такой же мрак. Дохли эти генсеки убогие, в магазинах шаром покати, денег у людей нет, настроение мрачнейшее, а в Афганистане вообще не пойми чего, но этот сон продолжался 4-5 лет. Больше жить в этой выгребной яме было невозможно. Так что что-то изменится, и я надеюсь, что к лучшему.