Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 5

0 м/с, штиль

761мм

82%

Подробнее

Пробки

1/10

Stockmann прощается с Россией

919

Концерн Stockmann объявил о прекращении розничного бизнеса в России. Сегодня компания сообщила, что договорилась о продаже своих универмагов за 5 млн евро компании Reviva Holdings Limited, российскому франчайзи британской сети Debenhams.

Сделка будет закрыта до конца января 2016 года при условии получения одобрения Федеральной антимонопольной службы РФ. В нее войдут права аренды на семь универмагов (пять в Москве, один в Екатеринбурге и один в Петербурге), а также право использовать бренд Stockmann в течение двух лет. Новому владельцу перейдут 2300 работников этих магазинов.

Еще раньше Stockmann закрыла в России магазины Seppala. Торговые точки Lindex прекратят работу до лета 2016 года.

Как пояснил генеральный директор группы Пер Телин (Per Thelin), российский розничный бизнес Stockmann был убыточным на протяжении последних лет, но резкая девальвация рубля только ухудшила ситуацию. Так, в прошлом году торговый оборот финской компании в России составил 240 миллионов евро, тогда как убытки были в 26 миллионов евро.

Таким образом, в России у финской группы останется только девелоперское подразделение. Оно продолжит владеть и управлять ТРК «Невский центр», в котором сейчас работает универмаг Stockmann.

Британцы вместо финнов

По мнению экспертов и участников рынка, отказ Stockmann от развития розницы в России является логичным шагом. «Такое ощущение, что все это время они играли в поддавки и толком своими универмагами не занимались. Насыщенность товарами на квадратный метр в российском магазине не сравнится с тем, что в Хельсинки», - комментирует генеральный директор универмага «У Красного моста» Денис Рыженко.

Руководитель Y Consulting Дарья Ядерная считает, что финны просто не угадали с концепцией. «Формат ценового сегмента средний плюс/премиум, который продвигал Stockmann, - это очень узкая целевая аудитория, которая прекратила почти свое существование в период кризиса, в результате марка оказалась слишком дорогой для некоторых и непонятной для других, которые ходят в «Азбуку вкуса», «Глобус Гурмэ» и более дорогие магазины одежды, при этом не ездят в «Мегу», - отмечает она.

Однако там, где потерпели неудачу финны, намерены попытать счастья британцы.

Debenhams (штаб-квартира находится в Лондоне) является одной из крупнейших сетей универмагов. В нее входит около 188 универмагов в Великобритании и Ирландии, шесть универмагов Magazin du Nord в Дании, а также 69 универмагов в 28 других странах мира. В них продается женская, мужская и детская одежда и обувь, аксессуары, косметика и парфюмерия, товары для дома и т.д.

Первую попытку привести британскую сеть в Россию совершил в 2006 году совместный проект девелоперской компании RID Group и совладельца World Class Максима Игнатьева. Однако спустя полтора года объект прекратил работу.

Спустя пять лет у компании появился новый российский франчайзи - компания «Дебрусс», бенефициарами которой через Reviva Holdings Limited являются российский бизнесмен Яков Панченко и британец Ник Хилл. По данным участников рынка, Якову Панченко принадлежит несколько компаний, владеющих различными объектами коммерческой недвижимости в Москве. Ник Хилл ранее в качестве топ-менеджера руководил универмагами ЦУМ и Tsvetnoy Central Market.

В 2012 году компания запустила универмаг в ТЦ «МЕГА Белая Дача» в Москве, в октябре 2015 года — еще один в ТРЦ «Авиапарк». Однако, судя по данным базы СПАРК, дела у «Дебрусс» пока идут не слишком хорошо. В 2014 году выручка «Дебрусс» составила 239 млн рублей против 272 млн рублей в 2013 году. Убыток в последние два года составлял 59,8 млн рублей.

Каждый день как сумасшедший

Площади универмага Stockmann в петербургском ТРЦ «Невский центр» перейдут под управление «Дебрусс» уже в начале 2016 года.

На вопрос «Фонтанки.fi» о том, будет ли компания менять вывеску сразу, а также будет ли отличаться концепция петербургского магазина от действующих московских, в «Дебрусс» не ответили, пообещав предоставить информацию после закрытия сделки.

Однако в пресс-релизе Stockmann приводятся слова Якова Панченко о том, что компания намерена развивать розничный бизнес «с помощью двух ведущих брендов Debenhams and Stockmann». Напомним, в соответствии с условиями сделки, право на бренд Stockmann в России компания получила только на два года.

По мнению участников рынка, опрошенных «Фонтанкой.fi», Debenhams предложит петербуржцам более бюджетную концепцию, нежели Stockmann. «Они ведут жесткую маркетинговую политику, предлагая скидки и устраивая акции», – говорит Денис Рыженко.

Однако выбор может оказаться уже, чем в Stockmann. По словам топ-менеджера, основной ассортимент Debenhams приходится на одежду под собственными марками Redherring, Collection, Maine.

Другие бренды представлены в Debenhams отдельными корнерами. Например, в недавно открывшемся ТЦ «Авиапарк» это Levi’s, Lee/Wrangler, Calvin Klein Jeans and Underwear, Trends Brands, Promod. «Компания продает их за комиссию, но требует очень большой процент, поэтому идут туда неохотно», - говорит Денис Рыженко.

Однако модель ретейлера может измениться после покупки Stockmann, не исключает Дарья Ядерная. «Они открылись в России в более бюджетном формате, нежели в Англии, сделав ставку на узнаваемость. Но оказалось, что в нашей стране этот подход попросту не работает», - говорит эксперт. Получив аудиторию Stockmann, компания может сделать попытку вернуться в более привычный «средний» и «средний плюс» сегмент.

Однако момент выбран не самый удачный. В кризис именно средний сегмент страдает больше всего. Так, продажи одежды этой ценовой категории этом году упадут, несмотря на инфляцию, на 13% в деньгах, прогнозируют в Y Consulting.

Кроме того, концепция Debenhams, которую компания реализует в Москве, предполагает только торговлю одеждой, тогда как Stockmann управлял также одноименным продуктовым супермаркетом. По мнению Дениса Рыженко, «Дебрусс», вероятнее всего, сдаст эти площади в субаренду одной их сетей. Что касается продаж парфюмерии, то для этой цели компания может привлечь партнера. Например, в московской «Белой даче» таковым выступает «Рив Гош». Вопрос о том, будет ли компания также открывать магазины в объектах, доставшихся от Stockmann, в «Рив Гош» не ответили.

Справка. Stockmann пришёл в Россию в 1989 году, открыв совместно с Мосторгом советско-финское предприятие KESKUSSATO, которое вело торговлю по каталогам за инвалютные рубли (условная денежная единица, использовавшаяся во внешнеэкономических расчетах). Одновременно финны открыли в Москве отдел одежды в ГУМе и супермаркет площадью 400 кв. м на Зацепском Валу под вывеской «Калинка-Стокманн». В 1998 году открылся первый универмаг Stockmann в Смоленском пассаже в Санкт-Петербурге. Позднее он переехал на Невский проспект, 25.

Самой крупной инвестицией финнов на российском рынке стало строительства ТРК «Невский центр» углу Невского проспекта и улицы Восстания, завершившееся в 2010 году. Вложения в проект составили 185 млн евро, из них 20 млн евро были потрачены на реконструкцию исторического фасада. Общая площадь здания составляет 98 000 кв. м, из них 20 000 кв. м занял универмаг Stockmann. К этому моменту розничная сеть компании уже насчитывала пять универмагов в Москве - в ТРК «Мега» в Теплом Стане, в Химках, в Белой Даче, в ТЦ «Метрополис» и в ТЦ «Золотой Вавилон». Год спустя компания открыла магазин также в Екатеринбурге в ТЦ «Гринвич». Кроме того, под управлением компании работало 70 магазинов Seppälä, Vero Moda и Lindex.

Однако после 2010 года компания постепенно начала сокращать присутствие на российском рынке.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close