Финские байкеры приехали на мотофестиваль St.Petersburg Harley Days в Петербург. Чем финская культура вождения отличается от российской, почему во всем мире в дни фестивалей не перекрывают улицы, и как ДТП на финской дороге подружило финнов с питерскими «харлеями», рассказали нам член финского клуба Harley Davidson Юрки Римминкангас и его русская жена Лера Гатс-Вестерберг.
Из Финляндии на фестиваль St.Petersburg Harley Days, который проходит в центре Петербурга, на площади Островского с 6 по 9 августа, приехали девять мотоциклов. С владельцем одного из них, Юрки, и его женой Лерой побеседовала наша коллега, журналистка «Фонтанки.fi».
Ф: Вы впервые в Петербурге?
Ю: Мы уже пять лет подряд приезжаем на Harley Days в Петербург. Нам тут нравится дружеская атмосфера. Хотя пусть говорит жена.
Л: Здесь такая энергетика, которой нет на других европейских фестивалях Harley Days, мы же постоянно их посещаем. Здесь принимают с распростертыми объятиями, настолько все открытые, такого русского тепла нет в Европе. Организаторы и члены клуба — наши хорошие друзья, нас когда-то связала авария.
Ф: Что случилось?
Л: В 2011 году летом клуб Capital Chapter Finland (CCF) из Хельсинки пригласил нас на праздник. Мы с мужем мчимся, и я вижу, что на обочине стоят около 15 мотоциклов. Помню, подумала, может, просто остановились, устали. Проезжаем, и я вижу лежащего на обочине мотоциклиста. Краем глаза увидела российские номера. Хлопаю по спине Юрки, показываю, мол, разворачиваемся. Приезжаем, выясняется, что парень слетел с мотоцикла, а байкеры стоят в растерянности и не знают, куда звонить. Мы вызвали скорую, приехали врачи, отвезли в больницу. Финские байкеры, наши друзья, и русские собрали деньги, привезли в больницу. Там была приличная сумма, на лечение. Как он был благодарен! Вот так мы и познакомились.
Ф: А финские байкеры гоняют? У вас же в Финляндии большие штрафы.
Л: Многие летают на дорогах, там, где камеры, мы замедляем ход. У нас на мотоциклах стоят специальные навигаторы с картами видеокамер на дорогах.
Ф: То есть финны не законопослушные?
Л.: Мы – нет (смеется). Финны в целом законопослушные, и культура вождения очень сильно отличается от той, что в России.
Ф: А чем именно?
Л: Организованностью. Когда мы собираемся на парад, и старт в 11 часов, это значит, что все завели мотоциклы и ровно в 11 выдвинулись. Здесь, в России, в 11 кто-то кого-то ждет, кто-то по телефону говорит — колонна выехала в 12.
Ю: Поведением на дороге. В Финляндии принято ехать в колонне в шахматном порядке в границах своей полосы, а в России едут вереницей. Это логично и безопасно: если один съезжает с дистанции, колонна перестраивается по принципу шахмат. А в России подрезают, хаос на дороге. Мотоциклист должен быть уверен, что справа или слева точно никого нет. Это главное отличие. Никто никого не подвергает опасности.
Ф: Как ее воспитать, культуру вождения?
Ю: Кто должен этим заниматься в России, трудный вопрос. Расскажу о Финляндии. В Финляндии и в Европе когда байкер вступает в клуб, то ему обязательно выдается инструкция, как себя вести на дорогах, в колонне. Перед началом мотосезона ежегодно проходят обучающие курсы для мотоциклистов. Об этом постоянно рассказывается, этим занимается клуб. Но, естественно, основы закладывает мотошкола во время обучения, а также само общество воспитывает.
Ф: И еще о культуре. Для байкеров это праздник, для петербуржцев – пробки. Движение в центре города перекрыто в эти дни.
Л: Правда? Перекрытия? Мы не знали. Мы на многих фестивалях Harley Days в Европе были, и, например, в Германии, в Гамбурге, да и в других городах фестивали проходят в таких местах, что перекрытий не требуются, только во время парада, на короткий промежуток. Нам, конечно, нравится, что во время парада все внимание приковано к нам (парад байкеров прошел днем в субботу, 8 августа, в нем приняло участие около 3 тысяч мотоциклов – прим. ред.). На прошлой неделе мы были на Harley Days в Турку, там, правда, собралось мало народу, может, 500 мотоциклов, и конечно, Турку не Петербург, но улицы перекрыли только ради парада. На конференции в пятницу говорили, что питерский фестиваль соберет больше гостей, чем гамбургский.
Ф: Расскажите о своей гордости.
Ю: Конечно! Это Harley-Davidson CVO 110» Ultra Classic Electra Glide, crimson mist black/dark slate весом 550 кг. В 2010 году завод изготовил юбилейную версию в 999 мотоциклов. У каждого на баке свой уникальный номер. Мой – №116. Со всеми аксессуарами он обошелся мне в 60 тысяч евро. У них специальный цвет, даже дилеры во время ремонта мотоцикла проверяют цвет по номеру шасси. Я с этим столкнулся три года назад после аварии. Еду по прямой по дороге возле Котки, а справа выруливает автомобиль Saab, я по тормозам и… в багажник авто. Машина не подлежит восстановлению, у моего байка тоже перед искорежен. В страховой компании не поверили, что ремонт может стоить 28 тысяч евро. Звонили, уточняли. Но мотоцикл отремонтировали, все детали и краску заказывали в концерне.
Ф: Байкерство – это образ жизни?
Ю: Это вся моя жизнь. Я 47 лет за рулем. И с женой на сайте клуба познакомился, в прошлом году расписались.
Harley-Davidson — американский производитель мотоциклов, базирующийся в городе Милуоки, штат Висконсин. Компания была основана в 1903 году Уильямом С. Харли и Артуром Дэвидсон. В наши дни компания выпускает мотоциклы классов «кастом», «круизер» и «турер» и предлагает полный ассортимент запасных частей, экипировку и аксессуаров. Каждый владелец байка может вступить в созданное сообщество H.O.G. — Harley Owners Group. На сегодня H.O.G. — самый многочисленный клуб любителей мотоциклов в мире, насчитывающий более миллиона участников. Мировую известность марке принес фильм с участием Микки Рурка и Дон Джонсона «Харли Дэвидсон и Ковбой Марльборо», снятый в 1991 году, и ставший культовым в среде байкеров. «Харлей» был даже у Папы Римского Франциска, который он продал на аукционе в 2014 году за четверть миллиона евро. Вырученные средства передали католической ассоциации Caritas Roma.
Беседовала Елена Анатольева. Полную версию интервью читайте на «Фонтанке.fi».