Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Как распилили автомобили петербуржцев

Как распилили автомобили петербуржцев

507

Более 500 автомобилей, эвакуированных за нарушение правил парковки в Петербурге, растворились в недрах спецплощадок. Половина распилена на металлолом, остальные по документам пока существуют, но невидимо. По оценке чиновников, подавляющая доля этих транспортных средств стоила не дороже 2 тысяч рублей, так что их конфиденциально сдали в утиль.

Городской центр автостоянок и гаражей озаботился проблемой невостреброванных автомобилей, эвакуированных на его спецплощадки, в начале 2014 года. Тогда во время увольнения директора ГЦАГ Елены Деминой ряд собственников земельных участков, на которых располагались площадки, уведомил ГЦАГ о расторжении договоров аренды, ввиду чего невостребованные машины были перемещены на ещё остававшиеся стоянки.

Таких машин за время деятельности в качестве уполномоченной организации по эвакуации и хранению транспортных средств у ГЦАГ скопилось более 500. Точные цифры плавают. В июне 2014 года руководство ГЦАГ докладывало в комитет по развитию транспортной инфраструктуры о 567 невостребованных автомобилях. Как сообщили «Фонтанке» в ответ на редакционный запрос, в июне 2014 года их было 545. Так как Центр автостоянок и гаражей счел для себя убыточной дальнейшую деятельность в качестве уполномоченной организации, он уведомил соответствующую квалификационную комиссию о расторжении договора о перемещении, хранении и возврате транспортных средств. Проблема 500 с лишним оставшихся на хранении машин была решена так, что найти их сегодня невозможно.

Машин нет и не будет

«Осенью 2014 года ко мне начали обращаться автовладельцы, которые пытались найти свои машины, эвакуированные за нарушение правил парковки на спецплощадки Центра автостоянок и гаражей, – рассказывает представитель объединения организаций, уполномоченных на перемещение, хранение и выдачу задержанных транспортных средств Борис Вьюшкин, – на их обращения в центр им отвечали, что организация больше этим видом деятельности не занимается и, где машины, они не знают. Я попытался разобраться в ситуации. Удалось понять, что часть задержанных автомобилей с ликвидированных спецплощадок на Бухарестской и на Грузинской улицах были перемещены на стоянку незнакомой мне компании, не входящей в список уполномоченных организаций, а часть – на стоянку у дома 33 по Автовской улице. Через некоторое время машины с Автовской улицы исчезли. Насколько мне известно, их просто порезали на металлолом».

«Фонтанка» попыталась выяснить местонахождение полутысячи пропавших автомобилей. Вопросы были заданы руководству государственного учреждения «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга», в которое в начале 2015 года было преобразовано ГУП «ГЦАГ».

Два пути в переплавку

Как рассказали в Центре управления парковками, летом 2014 года, после того как были расторгнуты договоры аренды с собственниками земли под несколькими спецплощадками, 545 невостребованных автомобилей были перемещены на оставшиеся стоянки – на Бухарестской улице, дом 10, литера «А», и на Грузинской улице, дом 3, корпус 1, литера «Б». Так как аренда этих участков стоила центру более полумиллиона рублей ежемесячно и это влекло убытки, Евгением Соколовым, возглавлявшим ГУП в тот период, был найден выход.

В ответе на редакционный запрос утверждается, что 18 июля 2014 года ГЦАГ заключил договор безвозмездного хранения с неким ООО «Север». Остальные невостребованные авто отправились на недорогую стоянку ООО «Ремобиль» на Автовской улице, участок 119. После этого договоры аренды земельных участков на Бухарестской и Грузинской улицах были расторгнуты. Дальнейший путь «ничьих» машин удивителен.

С «Севера» в «МеталлТорг»

О судьбе 230 автомобилей, оказавшихся у ООО «Север», в ответе ГЦАГ ничего не говорится. След отыскался в решениях арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 10 марта 2015 года был рассмотрен иск Центра управления парковками к ООО «Север» с требованием вернуть транспортные средства «в количестве 230 единиц». Суд в иске отказал, выяснив ряд обстоятельств. Во-первых, транспортные средства передавались с правом возврата владельцам, изменения места хранения и иных условий. Во-вторых, представители ООО «Север» заверили, что в ноябре 2014 года передали все машины на хранение третьему лицу, ООО «МеталлТорг». В-третьих, многие акты приема-передачи были составлены так, что достоверно определить список транспортных средств, подлежащих возврату, суд не смог.

Где автомобили сейчас, и существуют ли они вообще, не установить. Спросить о чем-либо руководство ООО «Север» невозможно, так как где оно фактически находится – неизвестно. Представлявший компанию в арбитражном суде юрист пообещал передать телефон корреспондента генеральному директору, но ответного звонка не последовало.

ООО «МеталлТорг» осталось фактически анонимным: в Петербурге обществ с таким наименованием больше десятка. Симптоматично, что, судя по регистрационным данным, ни одно из них не осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией автостоянок и гаражей, зато почти все занимаются торговлей металлоломом.

Сам факт перемещения задержанных транспортных средств на стоянку «Севера» выглядит занятно. Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, обращаясь в КРТИ, разъясняет, что, согласно закону Санкт-Петербурга от 20 июня 2012 года № 343-54, «задержанные транспортные средства, находящиеся на специализированных стоянках прекратившей деятельность уполномоченной организации, передаются на основании акта приема-передачи вновь отобранной квалификационной комиссией для осуществлении на данной территории обслуживания уполномоченной организации». ООО «Север», хотя и имеет несомненное сходство в наименовании с уполномоченной организацией ЗАО «Север», формально с ней никак не связано (хотя и имеет в прошлом одних учредителей и руководителей).

Финансовая подоплека противоречива. В ответе на запрос издания первый заместитель директора ЦУПСПб Олег Гаманок утверждает, что с «Севером» был заключен «договор безвозмездного ответственного хранения». В решении арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области судья Оксана Селезнева применительно к этому договору упоминает обязанность «уплатить стоимость хранения в порядке, предусмотренном пунктом 4.1 договора». Кто-то из них неточен в формулировках.

Со спецплощадки – в металлолом

С автомобилями, оставшимися в распоряжении ГЦАГ на участке 119 Автовской улицы, всё понятнее. 283 автомобиля, как сообщает Олег Гаманок, «утилизированы». «Реальная стоимость утилизированных НТС (невостребованных транспортных средств. – Прим. ред.) составила порядка 950 – 1950 рублей за автомобиль», – обосновывает свое решение руководство Центра управления парковками, вспоминая, что разукомплектованные транспортные средства достались в наследство от бывших руководителей ГЦАГ.

Обескураженный ценами, журналист связался с несколькими фирмами, которые выкупают автомобили на металлолом. Обзвонив несколько организаций, выяснил, что даже самую разукомплектованную машину размером не больше «жигулей» коммерсанты при наличии документов готовы приехать и забрать не дешевле, чем за три тысячи рублей. Может, и за пять, но три – нижний предел. Кроме того, вопрос вызвал термин «утилизация». В Центр управления парковками был направлен запрос с просьбой разъяснить, кто именно так проводил оценку автомобилей, что их стоимость была установлена в 1 – 2 тысячи рублей (при стоимости одного металла кузова не менее 3 тысяч рублей), а также разъяснить, что такое «утилизация»: кто её проводил, кто, кому и сколько за неё платил.

Ответ государственного учреждения поставил журналиста на место: «Информация о договорах, заключенных с организациями на оценку НТС, а также куплю-продажу с дальнейшей утилизацией является конфиденциальной в соответствии с условиями договоров».

35 из 545

Те транспортные средства, которые были оценены (неизвестно кем) дороже, чем в 10 тысяч рублей, пока сохранились, уверяют в ЦУПСПб, и сейчас хранятся на социальной стоянке напротив дома 3, корпус 1, по проспекту Маршала Жукова. Их около тридцати пяти, по словам Олега Гаманка, «невостребованные транспортные средства в настоящее время передаются в правоохранительные органы». После уточняющего вопроса оказалось, что это опять неточность в формулировках. Никуда они не передаются, а в ГИБДД «направлен запрос для разъяснения вопроса их дальнейшей передачи». При чем тут органы ГИБДД, неведомо.

Уничтожать чужое имущество – нецивилизованно

Заместитель председателя общественного совета ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области, председатель координационного совета общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов отмечает, что, несмотря на наличие пробела в законодательстве, действия по утилизации чужих машин правомерными признать нельзя: «Действительно, законодатель не указал предельные сроки хранения эвакуированного транспорта на спецплощадках, так что формально организация обязана хранить автомобиль и десять, и двадцать лет, а владелец в любое время имеет право оплатить услугу хранения по официально утвержденным тарифам и забрать своё имущество. Передавать хранящиеся машины, как я считаю, уполномоченная организация не имеет права никому – даже другой уполномоченной организации. Уничтожение чужой собственности, как её называют – утилизация, с моей точки зрения, безусловно, незаконна».

Александр Холодов напомнил, что уже есть судебная практика по искам уполномоченных организаций, которые обращались в суды с требованиями к владельцам автомобилей забрать свои машины со спецплощадок, оплатив хранение: «Это единственный цивилизованный путь».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях