Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Дима Поштаренко, его команда и "Взятие Берлина" (видео)

Дима Поштаренко, его команда и "Взятие Берлина" (видео)

1 695

Диме Поштаренко 24 года, вся его команда – сверстники. Они погрузились в события 70-летней давности, когда солдаты Красной Армии поднимали Знамя Победы в Берлине. И теперь эти очень молодые люди без запинки назовут размеры Рейхстага в метрах и сантиметрах. Экспозиция, которую они открывают в "Ленэкспо" 11 марта, получилась не военно-патриотической. Она получилась антивоенно-патриотической. "Фонтанка" побывала в павильоне, где скоро откроется трёхмерная панорама "Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев", и поговорила с её автором.

Видео – "Фонтанка.ру"

На кружках, стендах, плакатах, футболках – эмблема панорамы. Молодой парень в пилотке. Когда напротив меня садится Дима Поштаренко, я не могу удержаться от вопроса.

- Это не с вас рисовали?

– Не-не-е, – удивлённо тянет молодой человек. – Это же Григорий Булатов! Он тут точно такой же, как на фото. Он был самым молодым парнем из группы разведчиков Сорокина, которые водружали знамя над Рейхстагом.

- Похож на вас.

– Мне, вообще-то, обычно про Гагарина говорят, – широко улыбается Дима.

Он – поисковик. Командир отряда "Шлиссельбург".

– Я с детства увлекаюсь этим, – рассказывает. – Вырос в Ленинградской области, рядом с Невой. Гулял с отцом, находил какие-то патроны, гильзы, монетки. Было интересно узнать про них, копался в Интернете, спрашивал у взрослых, стал старше – в архивах. В 13 лет я попал в поисковый отряд. В 15 стал помогать делать выставки. Начал собирать историю военного костюма. Вот так, шаг за шагом, это и привело к созданию панорамы…

Егоров, Кантария, Булатов

Цитирую пресс-релиз, который разослали девушки из Диминой команды: "Военно-историческая панорама "Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев" позволит петербуржцам и гостям города оказаться в Берлине 1945 года, у стен Рейхстага, и узнать о малоизвестных фактах подвигов знаменосцев Советской армии. Интерактивная панорама расскажет о группе разведки под командованием Семена Сорокина. Бойцы этой группы, а именно Григорий Булатов, водрузили на Рейхстаге самодельное Красное знамя".

– Мы хотим не только напомнить о подвиге, – начинает рассказывать Дмитрий. – Конечно, надо, чтобы страна помнила про Егорова и Кантарию…

- Над Рейхстагом было много знамён, которые там оставляли советские солдаты, а Егоров с Кантарией вроде бы были даже не первыми, – перебиваю я. – Вы как относитесь к такой версии?

– Герои нужны, – отвечает он. – Когда Жукову на стол положили представления к званию Героя за водружение знамени над Рейхстагом, там было больше ста имён. И нужно было выбрать достойных. Он год разбирался с этой ситуацией. Нельзя было поставить в линейку 100 человек и сказать, что все – герои. Поэтому в истории отражён факт, связанный со знаменем № 5 Военного совета. Его специально изготовили, чтобы водрузить. Кинохроника запечатлела его на Рейхстаге. И теперь мы говорим об этом знамени. Мы знаем, что его установили Егоров и Кантария.

- Но ваша панорама посвящена не Егорову и Кантарии, а разведчикам из группы Сорокина, Григорию Булатову.

– Есть дивизионные газеты, они вышли уже 3 мая, в них написано о подвиге группы Сорокина. Они в числе первых водрузили знамя, но не специально изготовленное, а самодельное. Мы знаем, что их тоже представляли к званию Героя. Мы знаем их подвиги ещё до водружения. Это были смельчаки. Их история меня очень вдохновила, она мне по-человечески близка.

Берлин, май 1945-го

Панораму развернули в павильоне "Ленэкспо". Она занимает примерно треть помещения, но когда идёшь внутри неё – кажется целым городом. Берлином в мае 1945-го.

– Мы хотели показать не только подвиг, но и истории обычных людей, – начинает экскурсию Дима. – Обычных берлинцев, у которых жизнь была разрушена войной.

Сначала мы заходим в обычную жилую комнату. В углу стоит пулемёт. Кирпичная кладка пробита насквозь, пулемёт из дыры смотрит наружу – в город. Хозяина нет. Он был художником, он ушёл на войну. Таким его придумал Дмитрий.

– Это немец, – рассказывает он о своём первом персонаже. – Художник, тут была его мастерская. Он был увлечён своей работой. Здесь его рабочий стол. Такой творческий беспорядок, краски, кисти – всё разбросано по полу. Стаканы с чаем. Этот творческий уголок наполовину уничтожен войной. А на стенах на фотографиях – горы. Это другая жизнь. Мне хотелось показать характер этого человека. Хотелось, чтобы в его существование поверили. Он ушёл на фронт. Жизнь у него оказалась разделена на две части: мирная и после того, как он получил повестку и пошёл воевать. А его дом остался таким, каким он его оставил.

Этому берлинцу Дмитрий "подарил" свои увлечения: он тоже фотографирует и ходит в горы.

– Три года назад на Эльбрусе мне спас жизнь альпинист из Польши, так получилось, что я оказался на пяти тысячах метров один в условиях очень плохой погоды, а этот человек появился вообще ниоткуда и спас меня, – кажется, что Дима отвлёкся от рассказа о немце. – И вот этот художник дружил с русскими ребятами. Потом их разделила война.

Мы идём дальше, там уже другая комната. В ней стоит пианино, разбросаны книги.

– Видите – комната более дорогая, лепнина, паркет, – показывает Дима. – Мы ещё добавим семейные фотографии, много нот, граммофон, пластинки. Тут жила девушка. Когда город начали бомбить, она собрала чемодан и ушла из дома.

На выходе, добавляет Дима, будет лежать чемодан, из которого выпали вещи и связка писем.

Все эти предметы должны без всяких слов говорить о Германии 1940-х. Поэтому даже электросчётчики Дмитрий нашёл немецкие, образца 1925 – 1936 годов, трофейные.

– Проводку не успели сделать, пока у меня нету белых изоляторов того времени, – досадует он. – Таких, как использовались в то время.

Все детали интерьера искали с миру по нитке.

– Что-то пришлось взять в аренду, что-то ребята на дачах нашли, что-то нам приносили знакомые, – рассказывает Дима.

И из этих комнат, кусочка мирной жизни, мы попадаем на площадь перед Рейхстагом.

Площадь

Кругом лежат какие-то обломки, осколки, покорёженный автомобиль. Всё вокруг покрыто серой пылью, пеплом. Кажется, что серое небо сейчас рухнет. В него смотрит пушка.

– Это хаос войны: везде эти фауст-патроны, мешки с песком, пулемётные точки, винтовки, – говорит Дима.

Среди этого хаоса – фигуры людей, застывших на бегу.

– Скульптуры – отдельная история, – улыбается Дима. – Нам нужно добиться исторической достоверности, как они на самом деле бежали, и при этом связать их всех сюжетом. Чтобы вы шли мимо этих персонажей – и они вас "ввязывали" во всю историю.

Самой большой трудностью, продолжает он, оказалась эмоциональная достоверность этих бойцов.

– Нам помогали студенты художественных вузов, их учат делать монументальные фигуры, статичные, – объясняет Дима. – А мне приходилось просить их делать совсем по-другому: нужно было показывать, что это бой, человек пробежал – у него одышка, пошла вот эта скула, у него усталость, бессонница… Нужно было до ребят это доносить. Мы здесь работали до 8 вечера, а потом ехали к скульпторам, и там мы "дописывали" эмоции. Если видели, что какой-то персонаж похож на кого-то из наших друзей, мы его приглашали и просили позировать. Чтобы с него скульптор взял уши, подбородок, ещё что-то. Это была гигантская работу художников. До этого такого в панорамах никто не делал, проще кистью нарисовать.

Чтобы усилить эмоциональную нагрузку панорамы, можно было, продолжает он, применить простой приём, который приходит в голову при словах "битва за Берлин": нагромождение окровавленных тел.

– Эмоция была бы получена, сразу понятно: война – это плохо, – рассуждает Дмитрий. – Но этот приём слишком простой и грубый. И вообще незачем людей этим шокировать, и так в жизни хватает жести.

- Но боя без погибших не бывает, – спрашиваю, – как вы это обошли?

– Ужас войны можно показать по-другому, – отвечает.

И ведёт меня к изуродованному автомобилю, который наполовину зарыт в горы каких-то осколков.

– Вот здесь, – он показывает рукой, – будут лежать автомат, отстрелянные магазины, элементы снаряжения. Если присмотреться, вы увидите такой силуэт – так показывают в кино, как полиция очерчивает труп. Между предметами останется пустота, а дальше уже ваше воображение дорисует, что человек-то здесь был. Он упал, санинструктор с него снял снаряжение, оттащил его, а это всё осталось. Воображение у вас само включится, так впечатление будет сильнее, чем если бы мы просто показали тут горы трупов.

Впереди – Рейхстаг. На стенах – автографы советских солдат, оставленные 70 лет назад.

Как "бились за Рейхстаг"

Картину боя за Рейхстаг Дмитрий восстанавливал по документам.

– Я изучил наградные листы на группу Сорокина, и там рассказывалось, как они пересекли реку Шпрее, с ходу захватили немецкие огневые точки, из их же оружия открыли огонь по немцам, – начинает он рассказывать. – Сразу заработало воображение, перенесло туда. Потом – кинохроника, фотографии. И конечно, мой собственный поисковый опыт очень помог: благодаря ему понимаешь, что, где и зачем должно лежать.

Чтобы дополнить впечатления, Дмитрий и его команда искали участников боя. И ездили в настоящий Рейхстаг.

– В начале января мы стали понимать, что нам обязательно нужно увидеть участника штурма из группы Сорокина – Ивана Никифоровича Лысенко, – продолжает Дима. – Он живёт в Брянске. Потом по карте смотрим – до Бреста немножко совсем. А от Бреста до Берлина – совсем чуть-чуть. Ну и поехали на машине.

В Рейхстаге они тоже нашли помощника.

– Это Карина Феликс, мы нашли её через Интернет, – говорит Дима. – Она 25 лет водила экскурсии в Рейхстаге, а сейчас готовит книгу. Она привела нас в здание, и нас никто не трогал, пока мы там всё замеряли. Ведь нет нигде информации о его размерах, а нам надо было всё воссоздать достоверно.

Благодаря этой немке они смогли восстановить автографы на стенах Рейхстага.

– Немцы сохранили надписи, – объясняет Дима. – Они не замалчивают своей истории, для них война – страница этой истории.

Немцы сохранили и фотографии советских солдат, которые водружали Знамя Победы. Под куполом Рейхстага Дмитрий и его друзья нашли снимки с разведчиками из группы Сорокина.

Гавань

Сбор "реквизита", замеры и исследования в Берлине – всё это могло пройти впустую. Потому что у "группы Поштаренко" не было помещения для их панорамы.

– Нам нужно было помещение, где мы могли всё это разместить, – рассказывает Дима. – Мы обращались во многие музеи и выставочные залы, но получали отказы. Все как-то используют свои залы: под банкеты, под фуршеты и так далее. Ну, мы понимаем, что для музеев это дополнительный заработок, а тут мы... Была договорённость с залом в музее "Водоканала", но потом выяснилось, что помещение нам не подходит технически.

Наконец дирекция "Ленэкспо" согласилась выделить целый павильон.

– Здесь мне приходится мириться с тем, что потолок 7 метров, – вздыхает Дима.

- А надо сколько?

– Хотелось бы метров девять. Ещё конструкции на потолке немного мешают восприятию, поэтому мы будем решать эту проблему светом. Постараемся, чтобы люди наверх не смотрели. Над Рейхстагом потолок будем драпировать.

Монтаж в "Ленэкспо" начался в январе и продолжается полтора месяца.

- Успеете завершить работу?

– Завершить её нельзя, – смеётся Дима. – Можно только прекратить перед открытием. Нет предела совершенству, мне всё время хочется выспаться, посмотреть на это незамыленным взглядом и понять, что ещё хорошо бы добавить.

Панорама начинает работать для посетителей 11 марта. То есть 10-го числа ему всё-таки придётся поставить точку.

Для всех

Когда выставка откроется, она будет бесплатной для детей и для ветеранов. Всем остальным билет обойдётся в 100–150 рублей. И всё здесь можно будет потрогать руками.

– Я давно понял, что так интереснее что-то рассказывать людям, – говорит Дмитрий. – Стёкла, музейные витрины – в этом нет души. Мне хотелось, чтобы человек после посещения выставки задавал себе вопросы. Чтобы ему не просто произнесли лекцию, а чтобы он пришёл домой, полез в Интернет и начал читать.

- Не боитесь, что посетители, особенно дети, вам тут всё разнесут?

– У нас будет экскурсионное обслуживание. И потом какие-то предметы можно будет взять в руки, а какие-то только потрогать. В любом случае, мы не хотели лишать людей тактильных ощущений.

Тактильные ощущения здесь нужны не только и не столько обычным посетителям. Дмитрий изначально задумывал свою панораму так, чтобы сюда могли прийти инвалиды.

– Мы сделали дорожки такими, чтобы по ним можно было ездить в колясках. И всё будет ориентировано на людей незрячих, для которых в мире вообще сделано очень мало. Вот как показать войну человеку, который не видит? А так: человек ощущает дерево, металл, он пальцами считывает эмоции с лиц наших скульптур, с тканей. Надписи на ящиках у нас будут рельефные. Из всего будет складываться картинка.

После

Панорама будет работать в "Ленэкспо" (павильон 5) до 25 мая. На вопрос о том, что с ней сделают потом, Дима отвечает неохотно.

– Это для меня болезненный вопрос, – признаётся. – Пока непонятно.

Конечно, разобрать всё это придётся. Многое Дима рассчитывает сохранить: горельефы, колонны, фигуры людей, щиты с автографами, макеты орудий. Это, собственно, самое ценное во всей панораме.

– Особенно горельеф, – добавляет Дима. – Он у нас получился точь-в-точь как на Рейхстаге.

Сохранять это он планирует не просто так. Эта панорама у него – вторая. Первая, "Прорыв", работала год назад и была посвящена 70-летию снятия блокады Ленинграда. И она скоро станет музеем.

– Так получилось, что туда приехал президент, – начинает Дима.

- Сам приехал? – удивляюсь я.

– Ну… – смущается он. – Мы с Владимиром Владимировичем встречались неоднократно. Раза четыре.

Оказывается, этот скромняга из Шлиссельбурга успел встретиться с президентом, предложить ему закон о поисковиках и пригласить на свою панораму "Прорыв", когда только задумывал её. Панорама открылась, а Путин возьми да и приедь.

– Так получилось, – повторяет Дима. – А когда он уходил, он повернулся и сказал мне: "Дима, мы с вами не прощаемся, до встречи".

Потом он узнал, что Путин дал поручение построить в Ленобласти музей блокады и разместить там его первую панораму.

– Новый музей будет напротив диорамы, куда я ходил в детстве, – продолжает он. – В мае мы закладываем первый камень, через год здание будет готово, мы начнём монтаж конструкций. Новая панорама будет в несколько раз больше, чем та – первая. В конце года мы начнём уже делать для неё технику. Я хочу, чтобы там был разрушенный танк БТ-5, который наезжает на немецкую пушку. Части самолётов. Нужно будет начинать делать скульптуры.

Может быть, его "Битву за Берлин" ждёт такая же судьба.

О войне и патриотизме

- Ваша панорама получилась антивоенной, – говорю я Диме, собираясь прощаться.

– Почему? – с интересом смотрит он на меня.

- Эти разрушенные комнаты, пианино, семейные фотокарточки…

– Так я это и показываю! Война для обеих сторон, для всех людей – это плохо. Она начинается наверху, её начинают политики. А страдают обычные люди.

- Вот вы столько знаете о войне. Что это такое для вас? Героизм, подвиги?..

– Война – это грязь, – быстро и очень твёрдо отвечает Дмитрий. – Это плохо. Этого не должно быть никогда. Нет в этом ничего хорошего. Кроме светлой памяти о тех, кто погиб. И точно так же плохо, когда люди начинают забывать, как это всё было. Нельзя, чтобы кто-то стал сомневаться: что ж это, мой дед зря погиб? Всё начинается с любви к своей семье, к родне, к предкам. И приводит уже к любви к стране.

- Вы говорите о патриотизме?

– Патриотизм – это любовь, – он задумывается, с усилием подбирает слова. – Ты делаешь что-то… Не для того, чтобы тебе сказали спасибо. Не из-за чего-то… Не знаю, как сказать.

- Я по-другому спрошу: почему у нас если что-то патриотическое – оно сразу и военное? Обязательно военно-патриотическое?

– Совсем не обязательно, – пожимает он плечами. – Просто сейчас много юбилеев, был юбилей прорыва блокады, сейчас юбилей Победы. И надо понимать, что мы, наверное, последнее поколение, которое видит живых ветеранов. Потом уже мы будем только пересказывать их слова.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях