Петербургский General Motors сократил производство до минимума. За 2,5 месяца работать предприятие будет лишь 16 дней. Рабочим GM не до протестов: они заняты поисками новой работы. Остальные автозаводы пока работают в прежнем режиме. Эксперты ожидают, что спрос на легковые автомобили восстановится через год-полтора. Но это возможно только при отсутствии новых санкций.
Автозавод General Motors в Петербурге сократил объемы производства до минимума. Возобновив работу после летнего перерыва, руководство предприятия ввело дополнительные дни простоя с августа по ноябрь. Их настолько много, что за два с половиной месяца работать предприятие будет лишь 16 дней. Рабочим GM не до протестов: они заняты, в основном, поиском новой работы. Остальные автозаводы продолжают работу в прежнем режиме. Эксперты ожидают, что спрос на легковые автомобили восстановится через год-полтора. Но возможно это только при отсутствии новых удушающих российскую экономику санкций Запада.
Начиная с пятницы, 22 августа, производственная деятельность завода GM в этом месяце заканчивается. Таким образом, в августе предприятие работало четыре дня, с 18 до 21. В следующем месяце предусмотрено столько же – с 15 до 18 сентября. В октябре на предприятии сделают исключение и поработают восемь дней. Рабочие дни: 6-9 октября и 28-31 октября. Причины в пресс-службе называют прежние – «продолжающееся замедление автомобильного рынка России».
Логику руководства предприятия можно объяснить: только за июль продажи новых автомобилей Chevrolet, производящихся на заводе GM, в Петербурге снизились на 47%, или на 460 автомобилей, по сравнению с июлем прошлого года. Всего за июль продано 519 машин компании. И по объему продаж, и по объему производства автомобили Chevrolet конкурентам уступают: даже продукция автозавода Ford, сократившего весной половину штата и перешедшего на одну смену производства, пользуется большим спросом – в июле куплено 846 штук.
Что же касается работников завода в Шушарах (а это – около 2 тысяч человек), то, как рассказали "Фонтанке" в Межрегиональном профсоюзе «Рабочая ассоциация», члены движения находятся в растерянности: о новых днях простоя им стало известно только во вторник, 19 августа, – на второй день после возвращения с летних каникул.
«Людей сложно сейчас организовать на какое-то общее противодействие. Кто-то озабочен поиском приработка, кто-то – основной работы. Оплата производится за фактически отработанные часы. И если августовский простой считается общим отпуском, за который выплачиваются отпускные, то за последующие простои деньги не выплатят. Средняя заработная плата рабочих составляла порядка 37 тысяч рублей. В сентябре – октябре она снизится до 25 тысяч», – рассказал сотрудник General Motors, член профсоюза Роман Косенков.
На других автозаводах – легче
На сегодня изменений в производственных графиках конкурентов General Motors не наблюдается. В пресс-службе автозавода Hyundai сказали, что, несмотря на относительное снижение объема продаж (падение в 8%, или 560 автомобилей, по сравнению с январем-июлем прошлого года), предприятие продолжает работать в три смены. Предприятие остается лидером Петербурга по объемам производства, делая больше автомобилей, чем остальные четыре автозавода в черте города – 61% (порядка 117 910) за полугодие 2014 года.
Toyota работает в обычном для себя режиме. «Завод работает в две смены по пять дней в неделю. Первая с 7:30 до 16:30, вторая начинается в 16:45, заканчивается в 1:45», – рассказала пресс-секретарь автомобильного завода Ольга Крайнюк. Здесь связывают рост реализации своих автомобилей с успешным запуском новых комплектаций Toyota Corolla, RAV4 и нового поколения Toyota Highlander.
Ford работает в одну смену и, как и остальные автопроизводители, не планирует закрываться. Несмотря на то, что спрос на автомобили завода падает (снижение продаж в январе-июле на 25%, или 1870 автомобилей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), на предприятии не видят «ничего катастрофического» в спаде на рынке.
Общее падение продаж на рынке в Toyota объясняют, кроме макроэкономической нестабильности, колебанием валютных курсов. С начала года рубль подешевел по отношению к иностранным валютам, в которых закупаются комплектующие для производства. Из-за этого покупательная способность населения снизилась, а объем автомобильного рынка России сократился на 10%. В компании прогнозируют, что совокупные объемы продаж в 2014 году составят 2,5 млн штук, а продажи автомобилей Toyota останутся на уровне прошлого года – порядка 155 тысяч. Но в будущее здесь смотрят с оптимизмом – стабилизации рынка ожидают уже в 2015 году: предполагая, что в России будет реализовано 2,6 млн машин. При этом делать долгосрочные прогнозы в «Тойота Мотор» не берутся – экономическая ситуация слишком нестабильна.
Покупатель пойдет через полтора года
Аналитики считают, что спрос на автомобили восстановится. Но не ранее, чем через полтора года. По мнению начальника аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрия Кумановского, причина падения спроса – переизбыток произведенных в течение последних лет автомобилей. В течение 2010-2012 годов наблюдался бум продаж. Тогда сработал эффект отложенного спроса. Когда грянул кризис 2009 – 2010 годов, многие отложили покупку автомобилей, из-за нестабильной экономической ситуации люди боялись потерять работу и источник заработка и придерживали расходы до стабилизации экономики. В 2010 году продажи резко увеличились. В какой-то момент после кризиса производителям показалось, что такой рост рынка – его нормальное состояние. Что привело к перепроизводству и затовариванию складов.
«Срок эксплуатации легкового автомобиля в России 3-5 лет. Из-за того, что новые автомобили покупались совсем недавно, в течение этого и следующего годов большинство потребителей не будут покупать новые автомобили. На сегодня предприятиям выгоднее простаивать, чтобы не генерировать производственные убытки», – констатирует Кумановский.
Спрос восстановится через год-полтора, в том случае, если против России не будут введены новые санкции, подрывающие экономику. Закрывать свои заводы в Петербурге ни одна из автомобильных компаний не будет, уверен эксперт. Инвестиции западных корпораций в производственные мощности были в свое время слишком велики.
Справка
Производственный комплекс General Motors в Шушарах обошелся американской компании в $300 млн. Строительство предприятия началось в июне 2006 года, пробный пуск производства осуществлен в сентябре 2008 года. В ноябре автозавод открылся официально. Производственная мощность предприятия составляет на сегодня 98 тысяч автомобилей в год, но по факту предприятие производит меньше. На заводе в Шушарах делают модели Chevrolet Cruze, Opel Astra, ведется крупноузловая сборка Chevrolet Trailblazer.