Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Политика На выборах губернатора Петербурга убили политику

На выборах губернатора Петербурга убили политику

1 299

До выборов губернатора Санкт-Петербурга осталось меньше месяца, но кандидаты на пост высшего должностного лица не торопятся возбуждать массы своей агитацией. «Фонтанка» изучила, как соискатели кресла градоначальника пытаются заинтересовать избирателя: кто лицом, кто молодостью, а кто и крепким здоровьем. Как считают наблюдатели, за всеми этими нехитрыми приемами стоит вполне конкретная политтехнология, цель которой — сделать так, чтобы политики на выборах губернатора Петербурга не было.

16 августа, когда по закону начался период официальной агитации, никто из кандидатов эту агитацию не начал. Более того, к этому дню никто даже не подготовил агитматериалы для представления в Горизбирком. По состоянию на 18 августа только команда Андрея Петрова принесла в городскую комиссию макеты предвыборных плакатов.

Собственные сайты в Интернете есть у троих кандидатов из пяти.

Андрей Петров поступил проще всех: он приспособил под агитационные нужды личный сайт, который у него уже был, «отзеркалив» его содержимое на домен, названный просто и со вкусом: «губернатор78». Здесь можно посмотреть его видеоролик, плакаты и фотографии, в том числе в распластанном виде над облаками и с флагом партии «Родина» над головой, прочитать длинное обращение к «дорогим друзьям» и перечень кандидатов в сенаторы. Причем на главной странице сайта нет вообще никакой символики: ни государственной, ни партийной. Лишь по краям сквозь дымку фоторедактора проступают левитановские лесные пейзажи на тему «Времена года».

Свой ролик Петров снимал на одной из петербургских крыш, с которой виден шпиль Петропавловской крепости. «Приходите, голосуйте!» – призывает Андрей Петров, почему-то скромно не прибавляя ожидаемое «за меня». У Петрова больше всего вариантов предвыборных плакатов: и для больших рекламных щитов, и для размещения в вагонах электричек. Кандидат партии «Родина» перефотографировался на фоне всех значимых городских достопримечательностей, подобрав к каждому изображению свой слоган: к Стрелке Васильевского острова – «Великому городу — великие цели», «Петербург — научная столица» и «Время выбирать молодых!», к Исаакиевскому собору – «Петербург. Духовная столица», к Исаакиевскому собору в обрамлении темных крон Александровского сада – «Родина. За безопасный Петербург», к крейсеру «Аврора» – «Родина. За армию и флот», к фасаду Конституционного суда – «Воля народа. Высший закон». Невооруженным глазом заметно стилистическое сходство оформления плакатов Андрея Петрова и главной страницы сайта Георгия Полтавченко.

Сайт врио губернатора через поисковик обнаружить почти невозможно, такое ощущение, что никто не занимался даже минимальным его продвижением или оптимизацией. Найти ресурс можно путем простейшего логического умозаключения. Если домен «губернатор78» уже занят расторопным Андреем Петровым, значит, Георгию Полтавченко остается использовать только свою фамилию. Кроме главной страницы на его сайте есть «биография», отделенный от нее «опыт», «новости» и «программа». Нет ни полунамека на выдвинувшую Полтавченко партию «Единая Россия» (впрочем, он не является ее членом) и никакого упоминания кандидатов в сенаторы, идущих с потенциальным губернатором на выборы рука об руку.

В разделе «биография» можно посмотреть, как выглядел врио губернатора Санкт-Петербурга в детстве, узнать, как он познакомился с будущей женой. В серии семейных фотографий сын Алексей присутствует в виде симпатичного младенца, о нем сообщается только то, что он родился в 1985 году. Упоминается, что в 90-е годы Георгий Полтавченко «довольно часто по работе пересекался с Владимиром Путиным, тогда первым заместителем мэра А. А. Собчака», но ни одной совместной фотографии не представлено. Завершается раздел «биография» помещенным в серую рамку диалогом. В. Путин: «Главное, чтобы Вы оправдали доверие петербуржцев». Г. Полтавченко: «Это я всегда помню. Буду стараться. Спасибо большое». Ниже — пояснение: «4 июня 2014 года президент России Владимир Путин на рабочей встрече одобрил намерение Георгия Полтавченко идти на досрочные выборы губернатора». Раздел «новости» в последний раз обновлялся 15 августа. В шапке раздела размещена прямая ссылка на сайт Администрации Санкт-Петербурга с пояснением, что на данном ресурсе содержатся лишь «избранные материалы», а «ознакомиться со всеми новостями губернатора Санкт-Петербурга» можно по этой ссылке. Видимо, создатели предвыборного сайта Георгия Полтавченко уже знают, кто этим губернатором станет по итогам выборов. Ни плакатов, ни видео на сайте нет. Ответственный в штабе кандидата за связь с прессой Борис Петров объяснил «Фонтанке», что искомый контент должен там вот-вот появиться. Но на главной странице размещен портрет Полтавченко со строгим выражением лица на фоне размытого изображения уже виденного нами в ролике Петрова шпиля Петропавловской крепости со слоганом: «Вместе мы — Петербург!» Насчет этого слогана очень трудно понять, хорош он или плох. С одной стороны, очевидно, что слово «Петербург» поставили вместо слова «сила», тем самым намекнув, что это в некотором роде синонимы. С другой стороны, если «вместе мы — Петербург», то перестав или не захотев быть «вместе», мы тут же превратимся в какой-то другой населенный пункт?

Ролик кандидата Полтавченко можно увидеть не только в эфире государственных телеканалов, но и на экране, установленном над Сенной площадью. Пожалуй, в этом ролике использованы самые сложные и дорогостоящие съемки — с вертолета. Судя по картинке, Петербург для кандидата — это прежде всего город-порт, где жизнь не замирает ни на минуту.

На вопрос корреспондента «Фонтанки» о предвыборной агитации кандидат от ЛДПР Константин Сухенко объяснил, что активную работу в этом направлении его команда начнет в последние две недели перед выборами. А на вопрос, есть ли у кандидата свой сайт в Интернете, Сухенко ответил: «Я оживил свою страничку «Вконтакте». На упомянутой страничке, действительно, указано, что в последний раз хозяин посещал ее ночью 17 августа. В разделе «Видеозаписи» хранится 11 роликов, но все они датированы 2012 годом, когда Сухенко участвовал в дебатах как представитель кандидата в президенты РФ Владимира Жириновского. Глава предвыборного штаба кандидата от ЛДПР Михаил Вершков подчеркнул, что вести агитацию прямо сейчас не имеет смысла, так как люди либо на дачах, либо собирают детей в школу и на политическую рекламу просто не отреагируют.

Не будет специального сайта и у кандидата от КПРФ Ирины Ивановой. Она делает ставку на личные встречи с избирателями и социальные сети. Зато в ее видеоролике присутствует лидер партии Геннадий Зюганов, который говорит, что голосовать надо именно за Иванову, потому что «на Ивановых держится наша любимая Россия». Кроме того, в ролике в желании проголосовать именно за Иванову признаются люди на улице — в одном из них корреспондент «Фонтанки» узнал одного из кандидатов в муниципальные депутаты от КПРФ, судящихся с ИКМО «Парнас» за право быть зарегистрированными.

Уже готов спецвыпуск партийной газеты с шапкой «Красная программа» и фото кандидата на всю полосу: Ирина Иванова в строгом черном платье, том же, что и в видеоролике, испытующе глядит на избирателя. А вот плакаты у единственной среди претендентов на губернаторство женщины получились романтические. На них Ирина Иванова представлена в белом. В левой части плаката над акваторией реки Невы светит яркое солнце, между волнами и солнцем гордо реет белая чайка. Кандидат, мечтательно улыбаясь, искоса глядит куда-то в сторону чайки. То есть справа налево. Любой психолог скажет вам, что такой вектор в изображении трактуется как обращение в прошлое, в страну воспоминаний. Над светлыми воспоминаниями расположен нехитрый слоган: «Любимому городу — новое лицо!» Интересно, как воспримут этот посыл борцы за сохранение исторического центра.

Сайт Тахира Бикбаева открывает портрет кандидата на зачищенном от подробностей фоне неопределенного зелено-телесного цвета, слоган «Петербургу — деловую активность, защиту человека и природы!» и объяснение – за что на самом деле проголосует избиратель, выбравший Бикбаева губернатором. Среди семи «за» самые интригующие – «возможность быстро добраться в любую часть города» и «повышение гражданской активности». В разделе новости — разворот газеты «Петербургский дневник», где опубликована программа кандидата, почему-то поданная как обращение Тахира Бикбаева к народу. В разделе «Выступления» две публикации. В одной кандидат отмечает 16-ю годовщину «черного вторника», рассказывая, что тогда, во время дефолта, всем пришлось нелегко, но теперь-то страна «расправила плечи». Второе «выступление» — уже не самого Бикбаева, а почему-то исполнительного директора общественной организации «Опора России» Александра Мельникова с критикой оппозиции, призывающей портить бюллетени для голосования. Сайт Тахира Бикбаева украшен фирменной «елочкой» партии «Зеленые» и логотипом «Опоры России». Бонусом идет раздел «Я голосую за Бикбаева». В разделе отметились всего четыре избирателя, причем трое — его кандидаты в сенаторы. Четвертая — гендиректор ООО «Герда» Татьяна Герекли. От слов поддержки она сразу переходит к главному: пусть солидный возраст Бикбаева никого не смущает. «А о крепком здоровье и энергии нашего кандидата лучше всего свидетельствует его 9-летний сын», – аргументирует Герекли. Макеты агитационных плакатов команда Тахира Бикбаева планирует представить Горизбиркому в ближайшее время.

Политолог, профессор Дмитрий Гавра отмечает, что нынешняя кампания по выборам петербургского градоначальника напоминает выборы губернаторов центральной России: Курска, Белгорода, Краснодарского края, которые проходят в фоновом режиме по принципу «короля играет свита». «Я бы сделал комплимент всем кандидатам сразу, поскольку ни в одном из избирательных материалов я не увидел спекуляции на тему «Крым наш», хотя этого можно было бы ожидать, – говорит Дмитрий Гавра. – Нет ярко выраженной антизападной риторики: что следует готовиться к трудным временам, что против нас санкции и так далее. Это комплимент, если угодно, воздуху Петербурга. В целом нет ни языка вражды, ни того, что называют контрпропагандой или негативным пиаром. Если бы зарегистрировали Оксану Дмитриеву или Анатолия Голова, такие материалы присутствовали бы непременно. Другое дело, что любая критика в законных рамках — это нормально для избирательной кампании, она позволяет увидеть кандидатов в реальной борьбе».

Отметил политолог и то, что, победив соблазн на фоне высокого рейтинга президента вытащить в разделе «биография» все материалы, касающиеся Путина, команда Полтавченко этого не сделала. Дмитрий Гавра отмечает, что в агитматериалах нет не только условного «Крыма», но и кандидатов в сенаторы. «Надо думать, что политтехнологи, которые работают с Полтавченко, не упоминают Валентину Матвиенко сознательно, – отмечает эксперт. – В целом нет креатива, который традиционно присутствовал в петербургских выборах. Например, в 2003 году была реклама «Мы — неВаляшки» – ее разместили те, кто выступил против Валентины Матвиенко».

Дмитрий Гавра отметил, что Ирине Ивановой следовало бы обыграть мысль о том, что «на Ивановых земля русская держится» в слогане, а для Андрея Петрова он предложил бы слоган в духе «тебе, град Петров, подойдет кандидат Петров». «Вместо этого мы видим кучу безликих плакатов с портретом, – говорит эксперт. – И для каждой группы свой слоган. Это стандартная технологическая ошибка. Размытый, размноженный слоган не запоминается. В этом смысле слоган Полтавченко более выигрышный. Кстати, команда Полтавченко могла бы смело говорить, что «Питеру не нужен Иванов, Петров, Сидоров — ему нужен настоящий губернатор». Всегда, когда есть креатив, возникает интерес у публики, у журналистов, но только когда есть реальная борьба».

Гавра отмечает, что в агитации кандидатов крайне мало идеологии, опоры на ценности. Даже у коммунистки Ивановой базовые цвета плаката сливаются друг с другом, только в уголке – красный логотип КПРФ. «Дизайнерски ничего интересного нет, – говорит эксперт. – Есть избирательные кампании, нацеленные на высокую явку, а есть – на низкую. На выборы с высокой явкой приходят те группы населения, которые в спокойное время голосовать не ходят: предприниматели, молодежь, студенты. На выборы с низкой явкой придут бюджетники, пенсионеры, чиновники, военные — все те, кто обычно голосует за партию власти. Эта кампания нацелена на то, чтобы показать, что в городе все в порядке. Это не попытка закамуфлировать очевидный результат. Это вполне грамотная технологическая работа, цель которой – сделать эти выборы неполитическими».

Венера Галеева,
"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях