Единственная линия аквабуса может продолжить работу в 2015 году, хотя ранее Смольный декларировал намерение закрыть ее. Изучая контракт с перевозчиком, чиновники комитета по транспорту пришли к выводу, что в случае досрочного расторжения договора компания «МБС» вправе взыскать с государства серьезную неустойку и для города дешевле будет оплатить ее работу. Договор был составлен таким образом, что совершенно непонятно, когда именно он истекает – в начале или в конце 2015 года.
К настоящему времени от некогда амбициозного проекта эпохи Валентины Матвиенко осталась только одна линия аквабуса, соединяющая станцию метро «Старая Деревня» и Английскую набережную. Запуская ее в мае, в комитете по транспорту заявили, что 2014 год станет последним для городского водного такси. Как говорил тогда глава ведомства Александр Воробьев, Смольный не намерен продлевать контракт с нынешним перевозчиком – компанией «МБС», – который истекает в 2015 году.
Объясняя свое решение, чиновник говорил о том, что аквабус используют в основном туристы, а не горожане. По этой причине комитет по транспорту существенно ужесточил условия работы перевозчика в этом году. В отличие от практики предыдущих лет, ведомство субсидирует только перевозки буднего дня: предполагается, что с понедельника по пятницу часть пассажиров все-таки пользуются аквабусом для того, чтобы добраться из одной точки Петербурга в другую, а не для увеселительной водной прогулки. В связи с этим тарифы рабочего и выходного дня существенно отличаются: в будние проезд стоит 170 рублей (до площади Ленина – 100), а в субботу и воскресенье – 300 рублей.
Однако, как стало известно «Фонтанке», теперь позиция комитета по транспорту изменилась. Вчитавшись внимательнее в контракт с компанией «МБС», чиновники обнаружили, что срок его действия может быть расценен двояко. Дословно в нем указано следующее: «Настоящий договор вступает в силу с 12 апреля 2010 года и действует в течение пяти лет до 31 ноября 2015 года». В этой фразе есть определенное противоречие: пять лет истекают в апреле 2015 года, а не в ноябре. При этом навигация длится в Петербурге с апреля по конец октября. Исходя из этого, в 2014 году «МБС» работает уже пятую навигацию, однако договор в его нынешнем виде формально позволяет перевозчику выйти на линию и в шестой раз.
Контракт был составлен еще в комитете по транспортно-транзитной политике, который перестал существовать с 1 января 2013 года, а его тогдашний руководитель Николай Асаул ныне трудится заместителем министра транспорта. По мнению юриста корпоративной и арбитражной практики компании «Качкин и партнеры» Максима Али, в данном случае в договоре явно присутствует противоречие, которое «может быть использовано как аргумент к окончанию отношений между сторонами в апреле 2015 года». Если же дело дойдет до суда, то там предстоит выяснить, что в действительности подразумевали стороны, заключая этот договор. «Стороны смогут обосновать свою позицию перепиской, переговорами, а также сложившейся практикой отношений. Иными словами, многое будет зависеть от фактических намерений сторон при заключении контракта и возможности их подтверждения доказательствами», – считает эксперт.
В комитете по транспорту говорят, что окончательного решения о работе линии аквабуса в 2015 году пока не принято, а юристы еще анализируют контракт с «МБС». Впрочем, глава ведомства Александр Воробьев, выступая 6 августа на заседании бюджетно-финансового комитета ЗакСа, не исключил, что линия все же продолжит работу в 2015 году, а городская казна выделит перевозчику субсидию. В 2014 году ее размер составит 28,5 млн рублей. Возможный объем ассигнований на 2015 год чиновники пока не называют, но в проекте бюджета на 2015 – 2016 годы, который является приложением к действующему бюджету, была заложена сумма в 15 млн рублей.
Собеседники «Фонтанки» в Смольном отмечают: в том случае, если юристы посчитают, что «МБС» успешно оспорит расторжение контракта в суде, то субсидия будет наименьшим из всех зол. Ведь в противном случае перевозчик может взыскать неустойку на упущенную выгоду и плату за хранение судов в зимний период. Отметим, что в настоящее время флот «МБС» насчитывает 9 судов (восемь пассажировместимостью в 12 человек и один – 30 человек).
Напомним, что проект городского водного аквабуса начали развивать при губернаторе Валентине Матвиенко. В 2010 – 2012 годах в городе работали четыре линии: Приморская («Старая Деревня» – Английская набережная), Центральная (Университетская набережная – Свердловская набережная), Невская (Рыбацкое – центр), а также Курортная (площадь Ленина – Кронштадт). Размер субсидии был в несколько раз выше, чем сейчас (так, в 2011 году перевозчики получили 130 млн рублей). Однако при Георгии Полтавченко чиновники стали активно критиковать проект за то, что его услугами пользуются туристы, а не горожане. Добавились и проблемы с перевозчиками.
В 2012 году комитет по транспорту поссорился с компанией «Интер яхт сервис», которая обслуживала Центральную и Невскую линии и осталась недовольна изменением порядка начисления субсидии. Чуть позже обанкротилась компания «Русские круизы», которая работала на Курортном направлении. В итоге из всех перевозчиков в проекте осталась только фирма «МБС», которая, похоже, намерена доработать свой контракт до конца. Вопрос только в том, когда он истекает.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»