Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть «Единая Россия» сыграла с муниципалами в тысячу

«Единая Россия» сыграла с муниципалами в тысячу

383

Единороссы отрапортовали о тысяче подписей муниципальных депутатов в поддержку врио губернатора Полтавченко на предстоящих выборах градоначальника. Услуга может оказаться медвежьей. Еще в 2012 году Конституционный суд указал на недопустимость сбора подписей больше, чем необходимо для регистрации, дабы не создавать искусственных препятствий для кандидатур не от партии власти. В «ЕР» теперь отмалчиваются, юристы указывают на несовершенство петербургского закона, а в «Справедливой России» говорят, что конкуренты Полтавченко фактически парализованы из-за излишней инициативности губернаторского избирательного штаба.

В поддержку выдвижения врио губернатора Георгия Полтавченко на выборах в сентябре 2014 года собрано около 1 тысячи подписей муниципальных депутатов, сообщили «Фонтанке» в пресс-службе «Единой России». Всего для прохождения муниципального фильтра кандидату необходимо заручиться подписями от 156 до 163 депутатов не менее чем в 84 округах из 111. С учетом того, что в Петербурге к концу четвертого муниципального созыва из 1565 депутатов осталось 1409, «свободных» подписей хватит только на 2 других кандидатов. Это при том, что на данный момент уже известно о выдвижении шести. В «ЕР» не исключили, что сбор подписей продолжится.

Складывается впечатление, что в Петербурге повторяется история соседней Новгородской области, где прошли первые после отмены губернаторские выборы. Напомним, в 2012 году на выборах губернатора муниципальный фильтр там не преодолели кандидаты от КПРФ и "Справедливой России". Причем коммунистка Ольга Ефимова, пытавшаяся баллотироваться на пост главы региона, даже обратилась к президенту Владимиру Путину с требованием отменить барьер. Дело в том, что среди левых муниципалов Новгородчины нашлись те, кто поддержал кандидата от партии власти, тем самым сократив шансы оппозиционных кандидатов на регистрацию. И это несмотря на то, что голосов единороссов хватало с лихвой — у них было порядка 65% местных депутатов при необходимых для прохождения фильтра 10%.

В результате той политической осени появилось постановление Конституционного суда, принятое 24 декабря 2012 года. Решение хоть и признавало муниципальный фильтр соответствующим основному закону страны, тем не менее дало важное разъяснение, которое отразилось в законах о выборах губернаторов. Судьи указывали: предписание пункта 20 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" разрешает превышать установленный минимум количества подписей, но не более чем на 5 процентов. Однако собирать больше, во избежание «злоупотребления правом и создания искусственных препятствий для выдвижения кандидатов», недопустимо. Тем более что массовый сбор подписей в поддержку одного кандидата противоречит статье 17 ч. 3 Конституции РФ (Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц).

Руководитель избирательного штаба Георгия Полтавченко Виктор Лобко не смог прокомментировать «Фонтанке» ситуацию: «Мы подписями не занимаемся. Этим занимается «Единая Россия». Так что звоните Макарову (спикер ЗакСа и глава петербургского отделения «ЕР» Вячеслав Макаров. — Прим. «Фонтанки») и спрашивайте его мнения». Мнение Макарова, впрочем, не удалось узнать, а в пресс-службе «ЕР» не предоставили оперативных комментариев.

Однако с ходу обвинять сторонников врио губернатора в «злоупотреблении правом» преждевременно. Для начала надо разобраться непосредственно с самим понятием «сбора подписей». И здесь сразу утыкаешься в юридическую неопределенность. По петербургскому закону о выборах высшего должностного лица муниципал может оставить подпись только за одного кандидата; подписной лист, сдаваемый в Горизбирком в поддержку кандидата, должен быть нотариально заверен; права отзыва своего голоса кандидат не имеет. На этом моменте мнения различных представителей политического процесса начинают расходиться в диаметрально противоположных направлениях.

Подписи на доверенности

В частности, в эфире «Фонтанки.fm» глава горизбиркома Алексей Пучнин заявил, что «сличаться» будут только те подписи, которые принесли в Горизбирком, а все «ненужные» юридической силы иметь не будут. То есть если у двух кандидатов обнаружат в подписных листах одного и того же условного Пупкина, то пострадает та подпись, которая поставлена позже. Однако ряд оппозиционеров не поверили главе избиркома. В частности, депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский считает, что ненужные подписи все равно можно использовать на выборах для блокировки выдвижения конкурентов: «Вот представьте, положат эти ненужные 800 подписей в сейф. А когда придет время сдавать подписи конкурентов, они их достанут и скажут — а этот человек не мог подписываться за Оксану Дмитриеву, он уже подписался за Полтавченко. И не важно, что нам его подпись не понадобилась». Сам Пучнин в интервью сообщил, что «не понадобившиеся» подписи значения не имеют и на избирательную кампанию не повлияют.

В законе сказано: «Депутат муниципального совета может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией», «отзыв своей подписи не допускается». Соответственно, возникает вопрос, может ли кандидат, который подписался за кандидата № 1, подписаться за кандидата № 2, если его подпись не понадобилась? Ведь отзыв не допускается. И соответственно, будут ли местные депутаты из той тысячи, о которой объявила «Единая Россия», иметь право подписаться за условную Оксану Дмитриеву, выдвинутую «Справедливой Россией», например. Ну или за любого другого кандидата? Горизбирком не смог ответить на этот вопрос «Фонтанки». Как заметили в пресс-службе избирательной комиссии, этот момент в законе не сильно проработан. В то же время, полагают там, возможно, для прояснения этой ситуации кандидатам потребуется обратиться в суд.

По словам члена ГИК от «Яблока» Ольги Покровской, диспуты вокруг этого вопроса ведутся постоянно, мнения существуют разные. «В законе указывается, что имеет значение только первая подпись, поставленная за кандидата. Но устанавливать подлинность можно только на основании тех документов, которые проверяются. Ведь что такое нотариальное заверение? Это просто подтверждение нотариусом законности действа. Это запись в нотариальной книге, которая существует для контроля, но по ней не проверить подлинность подписного листа». Вот именно этот вопрос «передачи», указывает Покровская, в законе и не проработан: где должна происходить передача, что именно считается передачей подписи? Являются ли подписи, которые забрал штаб претендента на губернаторское кресло, но не сдал в избирком, переданными или нет?

Солидарную позицию (тоже приведя в пример ситуацию с доверенностями, только на дом) высказал юрист, член «Гражданской платформы» Игорь Кучеренко. Народные избранники из муниципальных советов могут спокойно разорвать свои подписные листы — никаких юридических последствий для них это иметь не будет. Однако это возможно только в том случае, если бумага осталась у них на руках. А вот со случаями, когда заверенные, но еще не сданные в ГИК копии лежат в штабе — все сложнее. «Я думаю, здесь будет так: если я обращусь к человеку, у которого лежат подписи, и попрошу: «Юра, отдай пожалуйста», он отдаст. Но это если мы в хороших отношениях. Но может и не отдать. Скорее всего, такие ситуации будут зависеть от выгоды тех, в чьих руках документы. И они будут толковать закон так, как им удобно», – заявил Кучеренко.

Старт только после кандидата

Впрочем, есть еще один аспект, который необходимо учитывать конкурентам Полтавченко при выдвижении. Условно его можно назвать «фактором срока». Как уже было сказано выше, муниципал может отдать свой голос только одному претенденту. Если при проверке подписей в Горизбиркоме обнаружится, что один из муниципалов подписался сразу за несколько потенциальных кандидатов, то его подписи будут аннулированы, за исключением той, что была поставлена раньше. Время и дата указываются в листе, и проверить все это довольно просто.

По словам юриста «Справедливой России» Вячеслава Плахотнюка, на данный момент эта проблема актуальна для любого кандидата. «Не важно, является ли этот кандидат Оксаной Дмитриевой или Константином Сухенко. Важно то, что любой из них, приходя к муниципалам и прося их подписаться за выдвижение, скорее всего, будет натыкаться на ответ: «Мы не можем, мы подписались за Полтавченко уже». И вот таких людей тысяча. Кто-то даже готов отдать свой голос другому. Но у кандидатов связаны руки. Пока Полтавченко не принесет в ГИК подписи, мы не узнаем, чьими голосами он воспользовался, соответственно, к кому можно обращаться с просьбой поддержать нас на выборах», – заявил Плахотнюк.

Получается, что конкуренты Полтавченко смогут представить в Горизбирком подписные листы с автографами муниципалов только после него. А когда именно он решит принести необходимый пакет документов, неизвестно. По мнению Плахотнюка, вполне возможно, что губернатор осчастливит Горизбирком в самом конце отведенного срока для выдвижения, когда у остальных кандидатур просто не останется времени для обзвона отсеянных депутатов. В самой «Единой России» о сроках сдачи документов не распространялись, заявив только, что принесут их в Горизбирком в отведенные законом сроки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях