Международный юридический форум в Петербурге собрал больше трёх тысяч участников из 79 стран, количество официальных делегаций увеличилось в 2,5 раза. Такую арифметику озвучил министр юстиции России Александр Коновалов, подводя итоги мероприятия: количественно и качественно четвёртый форум побил рекорды предыдущих трёх, несмотря на бойкот со стороны делегаций из США и Великобритании. Тем не менее, вопросы, которые задавали министру журналисты, оказались несколько дальше от форума, чем хотелось его организаторам, зато ближе к «земле».
Агенты и реестры
Формирование списка НКО – «иностранных агентов», о котором Александру Коновалову задали первый вопрос, глава ведомства «не считает такой уж животрепещущей задачей».
– Что касается новых полномочий по наделению статусом «иностранного агента», это для нас является вполне рутинной, обыденной задачей, – ответил он. – В целом критерии для внесения в соответствующий реестр будут теми же, что и раньше. Моё мнение – практика судов общей юрисдикции по этому вопросу ещё не сформировалась, есть ещё целый ряд спорных моментов, которые будут вызывать полемику.
В самом по себе статусе, который «не влечёт ограничений правосубъектности» НКО, он не видит «ничего страшного и драматичного». И вообще, добавил министр, у «иностранных агентов» ведь есть возможность обжаловать в суде внесение в реестр.
К формированию ещё одного реестра – недвижимости (он должен заработать с 1 июля) Минюст полностью готов, как заявил Коновалов, отвечая на другой вопрос. Нотариусам, которым предстоит вести этот учёт, работы, конечно, добавится, но ведь не дело, считает министр, чтоб они только доверенности выписывали.
Больше юристов
Вопрос о качестве юридического образования в стране (и, соответственно, о количестве дипломированных юристов) министру понравился.
– Россия не страдает от переизбытка юристов, – заметил он. – Она страдает от переизбытка плохих юристов.
Он считает, что следовало бы дифференцировать систему подготовки кадров: пусть ведущие университеты применяют проверенные «традиционные подходы», корректируя их в связи с новейшими веяниями, а узкоспециальные вузы пускай готовят узкоспециальных юристов. Лишь бы хороших.
– Главное, чтобы они соотносили свои программы подготовки с запросами экономической сферы, гуманитарной сферы, социальной сферы, – добавил Коновалов. – Это касается не только юридических вузов.
Налоговые дела
Просьба «успокоить» бизнес, напуганный новостью о том, что Следственный комитет сможет возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям по собственной инициативе, без участия налоговых органов, вызвал у министра юстиции усмешку.
– Я тут представляю не Минздрав, поэтому не смогу выписать успокоительное, – пожал он плечами.
Его ведомство, добавил Коновалов, «будет в лучшем случае привлечено к экспертной работе» при подготовке законопроекта. Но поскольку «руководство страны не будет действовать во вред своей стране», выразил уверенность министр, то всё, надо понимать, для бизнеса будет не очень страшно.
О следователях и адвокатах
А вот вопрос о сделках обвиняемого со следствием, которые, конечно, ускоряют работу Следственного комитета, но не всегда повышают её качество, министру юстиции понравился меньше. Может быть, оттого, что это всё-таки – не вполне компетенция его ведомства. Тем не менее, свою оценку Коновалов дал: сделку, по его мнению, стоит применять только при расследовании нетяжких преступлений. Главное, чтобы при этом были соблюдены права ещё и потерпевших.
Впрочем, претензии есть не только к следствию, но и к адвокатуре: клиент, недовольный защитником, практически не может ничего с ним сделать, если нарушений на нашла адвокатская палата: обжаловать решение её президента в суде закон не разрешает. Министр юстиции согласился с тем, что «существующий порядок стоило бы оптимизировать».
– Мы можем об этом подумать, – пообещал он автору вопроса.
С общей Конституцией торопиться не надо
С созданием общей Конституции России и Белоруссии, по мнению Коновалова, слишком торопиться не надо: всё должно идти своим чередом и в интересах экономики. Без большой политики. А то будет – как в Евросоюзе, который, «может быть, создавался не только на экономических и гуманитарных основах, но и не без политики», а как с экономикой всё стало непросто – так и в других сферах пошли проблемы.
– С нашей стороны не должно быть форсажа, – заметил министр. – Шаги по интеграции должны происходить органично и в своё время. Вряд ли нужно форсировать, но и отставать мы тоже не должны.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"