Спустя полгода после того, как в Петербурге резко начали расти цены на продукты, можно сказать, что Смольному не удалось договориться с крупнейшими торговыми сетями о сдерживании цен на социально значимые продовольственные товары, такие как хлеб, молоко и картофель. План профильного комитета не сработал – гипермаркеты идти на предложенные городским правительством меры отказываются, кивая на поставщиков, которые повышают отпускную стоимость товаров, в том числе из-за роста евро и доллара. Теперь чиновники надеются посадить за один стол и производителей, и торговцев. Цены, между тем, растут.
По данным Петростата, с декабря 2013 года по май 2014-го цены на сосиски и сардельки выросли на 2,8%, сливочное масло — 6%, куриные ноги — 6,5%, курицу — 12,4%, пастеризованное молоко — 15%, свинину с костями — 20,7%, морковь — 37,9%, свеклу — 47,6%, картофель — 53,8%, репчатый лук — на 59,8%, свежую капусту — 96,2%. В мае рост продолжился. Больше всего за последний месяц выросли цены на говяжью печень — на 14,3%, костистую свинину — 13,3%, бескостную свинину — 8,4%, курицу — 8,3%, куриные ноги — 4,7%.
Следует отметить, что Петростат в своей статистике не разделяет отечественных и импортных производителей. А поскольку с декабря 2013 года постоянно росли курсы евро и доллара, и только сейчас они немного опустились, вероятнее всего, основная доля роста цен приходится на импортные продукты.
Проблему подняли на заседании правительства в конце марта. Глава комитета по развитию предпринимательства Эльгиз Качаев предложил искусственно сдержать рост цен на социально значимые продовольственные товары, разрешив торговым сетям ускорить рост цен на «второстепенные» продукты (http://www.fontanka.ru/2014/03/25/168/). Для этого, как сообщил «Фонтанке» первый замглавы комитета Александр Герман, сотрудники ведомства встретились с руководителями торговых сетей «Дикси», «О`Кей», X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка»), «7Я» и «Лента».
«По информации, предоставленной сетями, наценка на социально значимые товары делается минимальная, а общий рост цен обусловлен удорожанием выпускаемой продукции у производителей», — рассказал Герман по итогам встреч с представителями сетей.
Поэтому чиновники теперь намерены провести совещание уже с самими производителями, «на котором будут выяснены причины удорожания отпускной цены». «Следующий этап — когда за один стол сядут представители сетей, заводов-производителей и руководства комитета, с тем чтобы найти пути решения данной проблемы», — отметил чиновник.
К значимым для общества продуктам питания относятся: хлеб, картофель, молоко и молочные продукты (творог, твердый сыр), сливочное и подсолнечное масло, яйца, сахар, соль, черный чай, мука, хлеб, рис, картофель, говядина, курица, некоторые овощи и фрукты. Как уточнили «Фонтанке» в комитете, чиновники хотят пригласить на встречу руководителей мясоперерабатывающих заводов «Иней», «Петербурженка», Кронштадтского завода, Рыбоперерабатывающего комбината № 1, ассоциацию «Хлебопеки Санкт-Петербурга», куда входят «Каравай» и «Арнаут», а также других производителей.
Но более чем за два месяца, с тех пор как в Смольном заговорили о проблеме, чиновникам пока не удалось сдержать рост цен. В торговой сети «О`Кей», которая насчитывает 38 гипермаркетов в Петербурге и Ленобласти, сообщили, что на встрече с представителями комитета, которая прошла в конце марта, стороны договорились о том, что Смольный подготовит текст соглашения с торговыми сетями, направит его им, согласует и заключит. Подписать документ планировали в мае, говорил Эльгиз Качаев. Однако текст соглашения «О`Кей» до сих пор не получил: «Мы по-прежнему ждем». То же самое говорят и в X5: «Нам нечего комментировать. У нас нет текста соглашения».
Текста соглашения действительно еще нет. В Смольном пояснили, что нужно сперва провести все запланированные встречи, чтобы подготовить документ. На руку чиновникам может сыграть ожидаемый летом 2014 года спад роста инфляции. По прогнозу Центробанка, темп роста потребительских цен замедлится. Во втором полугодии уровень инфляции, по прогнозу Банка России, должен составить 5%. На ПМЭФ-2014 в конце мая глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что инфляция достигла 7,5%.
Некоторые торговые сети заявили «Фонтанке», что пытаются решать вопрос роста сцен самостоятельно. В X5, например, рассказали, что ведут переговоры о сдерживании или хотя бы о небыстром их росте «практически со всеми поставщиками социально значимых товаров». «Основным доводом для сдерживания роста цен является увеличение объемов реализации продукции. Также этому могут поспособствовать благоприятные погодные условия», — сообщили в компании.
Если говорить предметно, рост цен на молочную продукцию и сыры в сетях X5 ожидается на уровне от 3% до 7% — это уже второй этап повышения, заявленный еще в марте в связи с ростом евро. Но в ближайшее время некоторые производители — «Сваля», «Данон», «Вимм Билль Данн» — сами предлагают снижение цен, что связано с началом высокого сезона молока, который традиционно приходится на лето.
Главный поставщик хлеба в «Перекресток», «Карусель» и «Пятерочку» — торговый дом «Настюша» — пока удерживает цены, говорят в X5. У других крупнейших производителей — «Фацер», «Каравай», «Арнаут», «Волжский пекарь», «Грейн холдинг» — повышение отпускных цен было согласовано в X5 еще в мае, а заявлялись на повышение они в феврале и марте — в период начала роста цен на муку.
К сожалению, ни на одном из предприятий, с которыми намерен встретиться Смольный, пока не посчитали возможным высказаться относительно планов чиновников снизить их отпускные цены. В нескольких даже сказали, что «сотрудники слишком заняты», чтобы общаться с журналистом.
Ситуацию по крайней мере с молочными продуктами «Фонтанке» прояснили на СХП «Лосево», которое ежедневно производит 10 тонн продукции, поставляя ее в универсамы Петербурга и сетевые супермаркеты «Лайм», «Лэнд», «Азбука вкуса», «Диета» и др. Там уверены, что, если власти повлияют на цены на молочные продукты, это может привести к плачевной ситуации в отрасли, поскольку рентабельность производства в ней и так крайне мала. «В итоге мы получим или падение качества продуктов, или большие убытки для таких предприятий», — полагают в «Лосево». Формула отпускных цен предприятия складывается из себестоимости плюс 10-процентной наценки, поэтому снижать цены некуда.
Решением для снижения цен могло бы стать импортозамещение, для которого нужно пересмотреть получение инвестиционных кредитов для сельскохозяйственных предприятий. «На это уже обратили внимание губернатор Ленобласти и наш премьер-министр, но, к сожалению, пока ситуация не изменилась. Мы, к примеру, не можем получить кредит на реконструкцию фермы уже полтора года», — говорят на предприятии.
Кроме того, власти должны внимательно отнестись к порядку и объемам предоставления дотаций и субсидий сельхозпредприятиям. А также, считают в «Лосево», властям следует заняться сельской инфраструктурой, чтобы решить проблему нехватки кадров для производств: «Человек в селе должен понять, что он нужен нашему государству».
На самом СХП «Лосево» отпускные цены не повышали с осени 2013 года и пока не планируют, поскольку почти не зависят от произошедшего падения рубля. Рост же цен в отрасли обусловлен в основном ростом тарифов ЖКХ, электроэнергии, говорят там. А сейчас растет стоимость топлива и некоторых видов твердых кормов, так как поставщики покупают их за иностранную валюту.
«Но в Ленобласти есть и другие предприятия, на которые колебание курса валют влияет сильнее. Возьмем, например, молочную продукцию, которая производится с использованием сухого молока, которое, в том числе, закупается за границей. Себестоимость таких продуктов растет, и сделать с этим производитель ничего не может. Конечно, в рамках такой ситуации может появиться возможность спекуляции со стороны сетей. Решением может быть указание на упаковке продукта рекомендованной цены от производителя», — говорят на предприятии.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»