«Единая Россия» столкнулась в преддверии предстоящих сентябрьских выборов местных депутатов с неожиданной проблемой — дефицит кандидатов. Одни партийцы жалуются: невозможно найти толковых «брендовых» управленцев на неоплачиваемую должность, чтобы они согласились на дополнительную нагрузку. Другие добавляют: Смольный пользуется положением и переманивает действующих депутатов у единороссов, чтобы иметь больше влияния.
«Единая Россия» столкнулась в преддверии предстоящих сентябрьских выборов местных депутатов с неожиданной проблемой — дефицит кандидатов. Одни партийцы жалуются: невозможно найти толковых «брендовых» управленцев на неоплачиваемую должность, чтобы они согласились на дополнительную нагрузку. Другие добавляют: Смольный пользуется положением и переманивает действующих депутатов у единороссов, чтобы иметь больше влияния.
Выборы в муниципальные советы 2014 года пройдут в 106 муниципальных округах. Охват территории — более чем значительный. Исключение составят лишь округа «Морской», «Ломоносов», «Автово», а также поселки Солнечное и Александровская. Вакантных — 1500 мандатов. Острота борьбы — существенная, так как оппозиция намерена бороться не просто за места, а за возможность провести своего кандидата на выборах губернатора. А в «Единой России» были бы не против повторить результат прошлой избирательной кампании, когда у них под контролем оказалось 77% мест в советах (хотя неофициально еще в феврале говорили, что готовы и на 50%).
Формально до начала избирательной кампании еще 2,5 месяца — выборы будут объявлены за 90 – 80 дней до единого дня голосования 14 сентября. Потом у различных политических сил будет порядка 40 дней для выдвижения своих кандидатов — их регистрация закончится за 36 дней до дня голосования. Конечно, официально претендентов будут выбирать на праймериз, которые пройдут в конце мая — начале июня. Предварительное голосование, напомним, пройдет по максимально широкой модели, когда проголосовать за «кандидатов в кандидаты» сможет любой житель МО, а выдвинуться – как партиец, так и общественник. Однако, говорят источники в партии, «все понимают, что партия сделает все возможное для того, чтобы не допустить того, кого не хотят видят в числе кандидатов, и сделает все, чтобы пропихнуть своих людей».
Подготовка списков претендентов на муниципальные мандаты началась более 2 месяцев назад. И практически сразу же корреспонденту начали звонить источники с жалобами на возникшую, казалось бы из ниоткуда, проблему — у самой большой партии нехватка кандидатов.
В первую очередь речь идет о привлечении новых лиц. «Мы бы хотели задействовать в муниципальной кампании людей «брендовых». Врачей, директоров гимназий, ярких общественников», – пояснил один из видных единороссов. Однако люди, довольно успешные в своих районах, обычно много работают. И взваливать на себя дополнительные обязанности муниципального депутата, которые подразумевают и постоянные совещания, и встречи с избирателями, не могут. Тем более что за эту деятельность, согласно закону о деятельности депутатов МО, не платят. «Это главы администраций могут дать указания своим подчиненным подобрать людей — кого по социалке, кого по благоустройству. А у нас все сложнее. Надо понимать, что «крикунов» тоже брать в списки не хочется», – говорит источник.
Спасти ситуацию могли бы действующие депутаты муниципальных советов. Во-первых, у них много шансов пройти повторно в силу того, что есть связи с местными советами ветеранов, ученическими организациями и прочими, которые вполне могут собрать свой актив для похода на избирательные участки. Во-вторых, они понимают, как функционирует система. Но из-за противостояния Смольного и ЗакСа, которое началось еще в 2012 году, составить какой-то определенный список оказалось затруднительно.
Прежде всего провести своих кандидатов намерены сами единороссы — им важно иметь лояльные муниципалитеты, которые будут готовы оказать поддержку как действующим депутатам ЗакСа, так и будущим. К работе по составлению списка подключились, как парламентарии, так и секретари районных ячеек. Вторая заинтересованная сторона — Смольный. Он бросил на составление списков глав районов, которые также принимают активное участие в процессе, зачастую используя чиновников более мелкого ранга, но знакомых с ситуацией на местах. Третья сторона — это главы советов депутатов МО. Дело в том, что по закону получать зарплату могут только 2 депутата. Все остальные работают на общественных началах. Чаще всего занимает оплачиваемую должность именно глава, который избирается коллегами на голосовании. Таким образом, действующим главам необходимо подобрать свою команду, которая сохранит ему пост главы администрации без лишних проблем.
Отметим, раздел сфер влияния ЗакСом и Смольным начался задолго до избирательной кампании. Еще в прошлом году летом Смольный изменил систему перечисления межбюджетных трансферов, лишив депутатов городского парламента возможности выделять подконтрольным муниципалитетам деньги на благоустройство и праздники по поправке Бюджетно-финансового комитета. Тогда правительство Петербурга выпустило постановление, согласно которому субсидии муниципалитетам на реализацию различных программ должны проходить через процедуру согласования в спецкомиссии, руководство над которой отдано исполнительной власти. Депутаты в течение месяца бились со Смольным за раздел денег и смогли «отвоевать» право распределять средства в этом году.
Однако в последующих годах муниципалитетам все равно придется сначала предоставлять программы в администрацию города, чтобы получить субсидии от депутатов. Видимо, именно поэтому, говорит источник в партии, муниципальные депутаты сейчас больше симпатизирует исполнительной власти, нежели законодательной. «Действующие местные депутаты понимают, что за районными администрациями деньги, а потому больше симпатизируют Смольному, нежели «Единой России». Что говорить, если в прошлом году во время предвыборного объезда Вячеслава Макарова (спикер ЗакСа и глава регионального отделения партии власти. — Прим. «Фонтанки»), Сергея Соловьева (глава парламентской комиссии по работе с органами МСУ) и Андрея Кайсарова (глава политсовета «ЕР») на многие встречи пришли только половина членов местных советов. А где-то и того меньше», – говорит источник.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"