Крокодильчик Гена, найденный на помойке неделю назад, уже стал местной знаменитостью. «Фонтанка» решила навестить Г. Гражданского в карантинном центре «Велес» и поняла, что измерять масштабы деятельности этого центра в крокодильчиках не совсем правильно.
Вошедшего на территорию "Велеса" встречает стук копыт – своё любопытство проявляет маленькое стадо миниатюрных лошадей и альпака Бежа. Виктор, работник центра, сразу предупреждает: самый страшный зверь – прямо под ногами. Небольшой пёс Лис, он же Кабачок, обладает сварливым характером – его боятся все окрестные собаки и даже взрослый медведь Потапыч, которому тот в своё время даже поцарапал нос. Кабачок имеет право на недоверие вследствие сложной судьбы – он в буквальном смысле стреляный, и в центре его опять же буквально собрали по частям. Теперь он работает сторожем и разведчиком.
Сложная судьба здесь у многих, почти у всех. В центре проходят карантинизацию медведи, лисы, рыси, тюлень, птицы. Крокодил теперь тоже есть. И у каждого своя история.
Тюлень Жива, например, привезён из Калининградской области. Моряки вытащили её из-под винта корабля. Живу вылечили, остался шрам на холке. Теперь думают над её дальнейшей судьбой – выпустить в море или отправить в Мурманский океанариум. С одной стороны, в океанариуме ей будет хорошо и безопасно. С другой – тюлени без особых проблем возвращаются в природу. С ними в этом смысле намного проще, чем с медведями.
С медведями у «Велеса» отдельная история. Сейчас в центре находятся 11 медведей разного возраста. Семерых медвежат строго изолируют от человека – готовят к возврату в живую природу. Осенью их увезут в Карелию, в засекреченном месте выпустят в лес. Таким образом в природу уже было возвращено 8 медведей.
Кроме медвежат, есть ещё 4 взрослых медведя. Звезда центра – медведица Сеня, которую в своё время привезли с притравочной станции в Заполярье. Ей уже чуть больше года, но размером она с трёхмесячного медвежонка. И больше, увы, не вырастет из-за рахита. Чтобы Сеня не страдала из-за своей патологии, её стараются побольше баловать вниманием и лаской. И Сеня отвечает взаимностью.
Новосёлы "Велеса" – гималайские медведи Миша и Маша. Они единственные уцелели из 10 медведей, подобранных и выращенных людьми в тайге под Уссурийском. Помогали Маше и Мише всем миром, за пару дней люди через Интернет собрали деньги на перевозку от Уссурийска до Ленинградской области. Эти медведи уже не смогут выжить в лесу и останутся в "Велесе" вместе с Потапычем. Потапыч поначалу ревновал к гималайцам, даже, по словам Виктора, два дня не ел, но потом успокоился.
Пообщавшись со многими обитателями «Велеса», корреспондент «Фонтанки» наконец добрался до аквариума с Геной. Крокодильчик бодро плавает, иногда выбираясь погреться под лампой. На приближающуюся камеру шипит и бросается. До окончания карантина ему осталось три недели. А дальше, видимо, придётся искать хозяев – огромному нильскому крокодилу здесь места, увы, нет.
«Велес» – единственный в России лицензированный карантинный центр. Генеральный директор Александр Фёдоров формулирует задачу просто – дикое животное реабилитировать и выпустить в природу. Здесь пытаются помочь всем – и чайкам с вывихом плечевого сустава, и ёжику с отравлением. Но просто это всё выглядит лишь на словах. Сотрудники центра проводят огромную каждодневную работу, и без помощи «посторонних» людей им пришлось бы туго. В центре постоянно нужно что-то чинить и строить, убираться в вольерах. Зверей чем-то нужно кормить – один только Потапыч, например, кроме каши, съедает в день ведро яблок, кочан капусты и несколько буханок белого хлеба. Тюленю Живе необходимо 10 кг рыбы. Поэтому неоценимую помощь оказывают "Велесу" горожане – перечисляют деньги через Интернет, привозят корм, приезжают помогать. Как говорят работники центра, сюда многие приходят посмотреть и возвращаются помочь.
P.S. Кстати, все желающие посмотреть (и помочь) могут приехать в центр в эти выходные – у "Велеса" 15 и 16 марта Дни открытых дверей. Информацию можно узнать на сайте центра или в его группе «ВКонтакте».