Опасения петербургских метростроителей о прорыве на местный рынок компаний из Москвы начинают сбываться. Как стало известно «Фонтанке», право проектировать Фрунзенский радиус за 644 млн рублей скорее всего получит московский институт «Метрогипротранс», принадлежащий партнерам Романа Абрамовича. Выход столичных проектировщиков может осложниться тем, что питерский «Ленметрогипротранс» уже полтора года проектирует объект, а «Метрострой» его уже строит. Но если строители останутся неизменными, то проектировщикам, видимо, придется смениться.
Кто пришел
На этой неделе, 6 марта, комитет по развитию транспортной инфраструктуры подведет итоги конкурса на проектирование Фрунзенского радиуса метрополитена от станции «Проспект Славы» до «Шушар» стоимостью 772 млн рублей. В заказе участвуют «Метрогипротранс» (Москва) и «Ленметрогипротранс» (Петербург). Согласно протоколу вскрытия конвертов, петербургская фирма предложила выполнить работы за 732 млн рублей, московская — за 644 млн (на 88 млн меньше). Кроме того, квалификация местного проектировщика (объем выполненных работ за последние три года) оценена в 333 млн рублей, столичного — в 5,6 млрд рублей (в 16 раз больше).
Как сообщил «Фонтанке» источник в Смольном, сомнений в том, что победителем будет признан «Метрогипротранс», нет. «Документы, предоставленные на конкурс, составлены идеально. Подкопаться не к чему, даже если было бы такое желание», — отметил он.
По данным нашего издания, чиновники говорят, что не станут искать формальных поводов для отклонения заявки компании, потому что «приветствуют здоровую конкуренцию».
По данным аналитической системы "Спарк-Интерфакс" основными владельцами акций ОАО «Метрогипротранс» являются Валерий Абрамсон и Артур Минц. Предприниматели считаются партнерами Романа Абрамовича. В 2008 году по крайней мере Абрамович и Абрамсон были совладельцами ЗАО «Инфраструктура», а Минц работал в руководстве компании. Фирма тогда подписала с Минтрансом контракт по строительству самой большой в мире машины для проходки тоннелей — щита диаметром 19 м и стоимостью 100 млн евро. Выручка «Метрогипротранса» в 2012 и 2011 годах держится на уровне 4 – 4,3 млрд рублей. Чистая прибыль — 610 – 650 млн рублей.
Кто кому перешел дорогу
У петербургских и московских строителей и проектировщиков метро всегда была негласная договоренность о территории, на которой они работают. Принято не нарушать договоренность, чтобы не мешать работе друг друга. По словам собеседников «Фонтанки», знакомых с ситуацией, «Метрогипротранс» решил эту договоренность нарушить, поскольку «Ленметрогипротранс» недавно «перешел им дорогу в Москве», заключив ряд контрактов на проектирование объектов метрополитена.
«Фонтанке» удалось найти всего два контракта, которые «Ленметрогипротранс» заключал в Москве. Оба заключены в конце 2013 года со структурой департамента строительства Москвы — ОАО «Мосинжпроект». Первый стоимостью 736 млн рублей касается разработки проектной документации станций «Очаково» и «Новопеределкино» калининско-солнцевской линии. Второй размером 23 млн рублей был связан с проектированием станции «Технопарк» замоскворецкой линии московского метро.
Однако есть обстоятельство, которое может существенно осложнить начало работы «Метрогипротранса» по проектированию Фрунзенского радиуса. Дело в том, что «Ленметрогипротранс» уже частично спроектировал этот объект.
Доработались без конкурса
В последние годы в Петербурге сложилась практика, согласно которой единственный участник рынка строительства городского метро — «Метрострой», чтобы не останавливать стройку, выполняет работы, не дожидаясь ни закупочных процедур, ни формального согласования проекта, без конкурса и госконтракта, на собственные (чаще кредитные) деньги. Так, «Метрострой» начал строить вестибюль «Спортивной-2» весной 2012 года, а контракт был заключен только в декабре.
Так было и с Фрунзенским радиусом. «Метрострой», закончив в феврале 2013 года подготовку участков по контракту 315 млн рублей, сразу приступил к строительству. Одни говорят, для скорейшего ввода новых станций, другие — для обеспечения «Метростроя» работой: к тому моменту у компании почти не осталось заказов.
Естественно, «Метрострой» не мог заниматься строительством без рабочей документации. Ее компании предоставлял «Ленметрогипротранс», который, тоже без конкурса и контракта, начал проектировать объект в конце 2012 года и по мере строительства предоставлял «Метрострою» необходимые документы. В результате к концу 2013 года «Метрострой» выполнил работы на 3,7 млрд рублей и по решению губернатора Георгия Полтавченко Смольный заключил с ним контракт на эту сумму как с единственным поставщиком.
Конкурс на оставшиеся работы, которые составляют большую часть (26 млрд рублей), проходит в настоящее время. Но, в отличие от проектировочного конкурса, сюрпризов там не ожидается. Согласно вскрытым конвертам, заявку подал только «Метрострой». Итоги подведут 6 марта.
Денег не будет
На сегодняшний день от «Проспекта Славы» до «Шушар» выполнено около 15% общего объема строительных работ. По очень грубой оценке, примерно в этой же степени «Ленметрогипротранс» выполнил и проектные работы. Таким образом, контракт на проектирование, который проходит в настоящее время, касается оставшихся 85% проектных работ. Однако, как сообщили «Фонтанке» в Смольном, несмотря на уже выполненную работу, «Ленметрогипротранс» не получит бюджетных денег за работу.
«Оплата проектных работ, которые были выполнены до декабря 2013 года, была заложена в контракт с "Метростроем" стоимостью 3,7 млрд рублей, — сказал собеседник. — Поэтому, если "Ленметрогипротранс" проектировал объект по договоренности с "Метростроем", это их личные отношения».
По данным «Фонтанки», руководству «Метрогипротранса» с учетом изложенных обстоятельств Смольный поставил задачу «обеспечить непрерывность стройки». «Каким образом это будет сделано, не заказчика ума дело. В конце концов, теоретически "Метрогипротранс" может нанять на субподряд "Ленметрогипротранс"».
Впрочем, как сообщили нашему изданию некоторые собеседники, петербургский проектный институт на это никогда не пойдет. «Это дело принципа», — отметили они.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»
Блокирующий пакет акций ОАО «Ленметрогипротранс» (25,48%) в июне 2013 года в рамках государственной приватизации был продан за 266 млн рублей петербургской фирме ООО «Доминика», которая по необычному совпадению зарегистрирована по одному и тому же адресу со спортивным клубом «Явара-Нева» Аркадия Ротенберга — на Каменноостровском проспекте, 68А. В настоящий момент у питерского проектировщика четыре действующих контракта на общую сумму 328 млн рублей. Три из них истекают в конце 2014 года, еще один — летом 2015-го.