За минувшие выходные и первый будний день февраля трассы Ленобласти собрали аномальный урожай жертв. Возможно, это связано с фактическим, а не календарным началом зимы. ГИБДД тем временем наращивает количество выписанных штрафов, чиновники получают предписания, а смертность на дорогах растет. Наши журналисты вспоминают, какое место занимают областные дороги в рейтинге трасс РФ, и приводят количество погибших и раненых на дорогах Ленобласти в 2013 году.
В первой половине понедельника, 3 февраля, на дорогах Ленинградской области погибли пять человек. А за минувшие выходные, 1 и 2 февраля, аварии унесли четыре жизни, одиннадцать человек были тяжело ранено. Среди них трехлетний малыш, шестилетний мальчик и две семилетние девочки, одна из которых попала в реанимацию.
Резкий рост аварийности на дорогах Ленобласти во многом связан с тем, что в регион наконец-то пришла зима. Несовпадение календарной даты начала зимнего сезона и фактического появления на трассах снега сыграло трагическую роль для многих. Не помогает и то, что, например, федеральные трассы Ленобласти находятся в более-менее приличном состоянии. Относительно теплая погода вкупе с обильными осадками превратили большинство трасс в каток. Например, в понедельник, 3 февраля, после того, как в Тихвинском районе прошел "ледяной дождь", ГИБДД была вынуждена временно запретить выезд на маршруты общественного транспорта. Более того, инспекция дорожной службы обратилась к гражданам с просьбой не выезжать из дома на личном автотранспорте. Правда, как в таком случае добираться до работы, не разъяснила. В то же время, помня о состоянии дорог, не относящихся к компетенции федералов, и плюсуя погодный фактор, можно предположить, что массированный вал новостей об авариях продолжится.
Неутешительное состояние дорог и ухудшение ситуации с оперативной расчисткой трасс подтверждают цифры. По причине неудовлетворительного состояния дорожного полотна ГИБДД зафиксировало в 2013 году почти тысячу ДТП, что на 96% больше чем в 2012-м. Получается, в четверти всех аварий виноваты разбитые дороги. Особенно возмущает автовладельцев ситуация с расчисткой. Подтверждают цифры, например, жители Ломоносовского района которые указывают, что дороги практически не убирают и не посыпают солью. Напомним, что, по данным межрегионального центра "За безопасность российских дорог", Ленинградская область занимает первое место в Российской Федерации по аварийности. И это несмотря на то, что в минувшем году по линии дорожного надзора чиновникам было направленно около пяти тысяч предписаний по устранению недостатков в содержании дорог. В тоже время, к ответственности за нарушение правил содержания и ремонта дорог были привлечены полторы тысячи ответственных лиц. Это не помешало последним вновь "удивиться" приходу зимы.
Тем не менее, основным источником аварийности являются сами люди. Нагляднее всего об этом говорит статистика. По данным ГИБДД, в 2013 году на территории Ленинградской области произошло 3790 ДТП. Это больше, чем в 2012 году, на 227 случаев. Отрадно только то, что в результате аварий погибших людей стало меньше. Но не намного. Если в 2012 году погиб 641 человек, то в 2013 смертельных исходов на восемь случаев меньше. Есть и свои рекордсмены. Например, на 122-ом километре трассы "Скандинавия" за год пострадали 28 человек, из которых шестеро скончалось. В ГИБДД отмечают, что подавляющее число ДТП происходит по вине водителей. В прошлом году таких аварий было более трех тысяч. На долю всех прочих причин пришлось "всего" 396 случаев.
Основной причиной ДТП, в которых виноваты водители, как и годом ранее, остается превышение скоростного режима. Особенно отмечается частое несоответствие скорости движения конкретным условиям на дороге. Например, водители не учитывают наличие гололеда и снега на дороге. На цифру погибших по прежнему влияет "встречка". В 2013 году рост количества ДТП в результате выезда на полосу встречного движения составил почти 100% – 388 случаев.
Один из видов ДТП, который по традиции вызывает наибольший резонанс, – аварии с участием нетрезвых водителей. По вине любителей "употребить" перед поездкой в области произошло 140 дорожных происшествий. Относительно небольшое количество таких происшествий может объяснятся активной работой судов. Так, в 2013 году за управление машиной в нетрезвом состоянии был лишен прав 4381 нерадивый водитель, что на 430 человек больше, чем в 2012 году. Всего же в Ленобласти за минувший год оштрафованы почти триста тысяч водителей. Количество оштрафованных пешеходов не сопоставимо. "Безлошадных" штрафовали в десять раз меньше, чем автомобилистов. По их вине в 2013 году произошло 307 ДТП, что на 8 случаев больше, чем годом ранее. Нетрезвых пешеходов, виновных в авариях в 2013 году, было двадцать человек. Годом ранее поучаствовали в ДТП 18 пьяных без авто.
Как всегда, особняком стоит "детская" статистика — в 2013 году на трассах погибло 17 несовершеннолетних, что вдвое больше, чем в 2012 году, а более четырехсот детей получили ранения.
Нельзя сказать, что ГИБДД не наращивает усилия по выявлению и предотвращению нарушений правил дорожного движения. Так, за 2013 год автоматические камеры на трассах Ленобласти зафиксировали более девятисот тысяч нарушителей, притом что в 2012 году эта цифра была ровно в два раза меньше.
47news не удалось выяснить, сколько в денежном выражении в 2013 году было собрано штрафов, но, предположительно, речь идет о десятках, если не сотнях миллионов рублей. Поскольку ГИБДД в этой цепочке не более чем инструмент, а деньги уходят в государственную казну, вопрос куда они тратятся, стоит, наверное, переадресовать чиновникам.