Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти на днях удовлетворил иск Балтийского завода к Объединенной промышленной корпорации о признании прав собственности судоверфи на без малого 6 гектаров земли в центре Васильевского острова. Таким образом, судостроительное предприятие сохранило за собой стратегический цех механической обработки гребных винтов, расположенный на этом участке.
Как установил суд, участок в 5,85 га земли по адресу: Косая линия, 13, с расположенными на нем зданиями и сооружениями цеха мехобработки гребных винтов был продан Балтийским заводом еще в 2005 году. Купило недвижимость в общей сложности за 13 миллионов рублей ООО «Бизнес инжиниринг», которое сразу перепродало объекты Объединенной промышленной корпорации Сергея Пугачева.
После этого ОПК сдала землю и здания на ней в аренду все тому же Балтийскому заводу, который за 6 лет (до 2011 года) выплатил в качестве арендной платы более 36 млн рублей. Без цеха гребных винтов завод обойтись не мог: ведь это единственный в России цех, позволяющий обрабатывать винты из цветных металлов диаметром до 3 метров.
Осенью 2011 года Балтзавод перешел под контроль государственной Объединенной судостроительной корпорации. Менеджеры ОСК во главе с Александром Вознесенским, взявшие управление заводом, прекратили арендные платежи и подали иск о признании права собственности завода на данный участок и признании несуществующим права собственности на него у ОПК. В рамках иска на спорную недвижимость был наложен арест.
В рамках рассмотрения дела была назначена экспертиза, которая установила, что реальная стоимость проданных активов на момент сделки превышала 220 миллионов рублей.
Дело рассматривалось более двух лет. Тем временем ОПК обанкротилась, весной 2013 года в корпорации было введено конкурсное производство. Управляющий ОПК обнаружил, что, кроме участка Балтзавода, в некогда могущественной бизнес-империи больше никаких активов и не осталось. В апреле 2013 года участок был выставлен на торги. Но аукциону помешал арест, наложенный в рамках иска Балтзавода: торги пришлось отменить.
В мае 2013 года арест по ходатайству конкурсного управляющего ОПК был снят, и оспорить это определение суда юристам Балтзавода не удалось. Возникла реальная угроза потери имущества, которая ставила под вопрос исполнение гособоронзаказа целым рядом российских верфей (ведь петербургский судозавод изготавливает винты для большинства строящихся сегодня в стране кораблей и подводных лодок). Вопрос в августе был даже обсужден на заседании правительства РФ, которое распорядилось принять меры по недопущению отчуждения участка.
В сентябре на Балтзаводе сменился гендиректор: Александр Вознесенский счел свои обязательства по выводу верфи из кризиса выполненными и уволился по соглашению сторон. Однако команда ушедшего директора, по данным источника в ОСК, пока еще остается на заводе, в том числе и юристы, которые в качестве последнего аккорда выиграли иск и отстояли цех мехобработки винтов за Балтзаводом.
Вот как прокомментировал ситуацию Александр Катуков, адвокат ЗАО «Апелляционный центр», которое представляет интересы Балтзавода: «Основные доводы оппонентов сводились к тому, что у сделки истекли сроки давности, а ОПК являлась добросовестным приобретателем. Но мы указали, что фактически завод является владельцем объектов, и только запись в реестре прав на недвижимость нарушает наши права. Есть разъяснения Высшего арбитража, что в таком случае сроки давности сделок не применяются. А по поводу добросовестности все стало ясно, когда экспертиза установила, что на момент первой сделки в 2005 году с ценой 13 млн рублей объекты стоили 200 млн, а на момент второй, в 2010 году, с ценой в 11 млн рублей, они стоили 600 млн».
Новый директор предприятия Алексей Кадилов, назначенный на эту должность в начале ноября, мог только порадоваться успешному завершению этой истории.
«Мы полностью удовлетворены решением суда и считаем его законным и справедливым, - сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе завода. - После вступления судебного акта в силу мы планируем инвестировать в модернизацию производственных мощностей на этой площадке».
Балтийский завод специализируется на строительстве надводных кораблей 1 ранга, судов ледового класса (ледоколов, многофункциональных судов-снабженцев, судов технического обеспечения работ на шельфе) с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков, плавучих опреснительных комплексов.
Предприятие основано в 1856 году. За полтора века своей истории Балтийский завод, построивший более 600 кораблей и судов, несколько раз передавался в частные руки и после возникновения финансовых трудностей возвращался под опеку государства. В конце 2011 года завод вновь вернулся от частного владельца под контроль государства в лице Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Для сохранения трудового коллектива и компетенций в рамках ОСК было создано ООО «Балтийский завод – Судостроение», в которое перешла большая часть работников ОАО «Балтийский завод». Новому юридическому лицу, были переданы судостроительные и машиностроительные компетенции стратегического предприятия. Задачами ОАО «Балтийский завод» остаются содержание в порядке имущественного комплекса завода и защита государственных имущественных интересов в судебных процессах.
Портфель заказов ООО «Балтийский завод – Судостроение» сейчас составляет около 60 млрд рублей. Крупнейшие из них: атомный ледокол 60 МВт, дизель-электрический ледокол 25 МВт, плавучий энергоблок первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции. Оборот предприятия за 2012 год составил около 9 млрд рублей, чистая прибыль – 50 млн рублей.