Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Проблемы «Ленфильма» вскрылись на почве Джойса

Проблемы «Ленфильма» вскрылись на почве Джойса

621
mamin.infoways.ru
Источник:

Кинорежиссер Юрий Мамин опубликовал открытое письмо к кинематографистам и общественности, в котором заявил, что Фонд кино разрушил «миф о возрождении «Ленфильма». Экспертный совет фонда одобрил лишь один из пяти представленных «Ленфильмом» кинопроектов, при этом за бортом оказались проекты самого Мамина – комедия «Окно в Париж, 20 лет спустя» и исторический фильм «Радость любви к Джойсу». Кинорежиссер уверен, что, не получив финансирования на все пять проектов, студия обречена на прозябание и не сможет даже освоить 1,5-миллиардный кредит, выделенный ей в мае 2013 года на решение хозяйственных проблем.

«Итак, миф о возрождении «Ленфильма» был разрушен Фондом кино, - пишет Юрий Мамин. - Но, может быть, восстановление питерской киностудии и не планировалось президентом? В. В. Путин мог пообещать уважаемым кинематографистам поддержку и помощь, желая сохранить лицо защитника культуры, а своим подчинённым мог тут же порекомендовать спускать дело на тормозах, не предвидя коммерческую выгоду от этого проекта. Иначе происходящее можно объяснить лишь саботажем руководящих чиновников по отношению к наказу президента страны».

Есть в письме и нелицеприятные слова в адрес министра культуры Владимира Мединского. «Новый начальник кино объявил мне запрет на профессию, - заявляет кинорежиссер. - Почему? Да потому, что я один из лидеров кино времени перестройки, потому, что я социальный критик общества, потому, что я общественно заряженный, независимо мыслящий автор-режиссёр».

Однако помимо уязвленного самолюбия мастера, чьи проекты были отвергнуты, в письме Юрия Мамина содержится критика существующей системы распределения госфинансирования для кинематографа. Это распределение осуществляется по принципу «закрытого клуба»: с 2009 года распределением госсредств занимается Фонд кино, эксперты которого – так называемые киностудии-«мейджоры», лидеры российского кинопроизводства в количестве 7 штук, – получают львиную долю финансирования.

«Киностудия «Ленфильм» в течение полутора лет пыталась войти в число «мейджоров», пользующихся преимущественным правом при распределении госсредств, - отмечает Мамин. - Это было бы для неё гарантией возобновления деятельности. Однако туда её не допустили, а поставили в очередь с множеством негосударственных претендентов на федеральные деньги». В 2013 году «мейджоры» распределили 1,5 млрд рублей на 26 своих проектов и оставили порядка полумиллиарда на 56 проектов остальных российских киностудий. Переговоры о наделении «Ленфильма» заветным статусом «мейджора» тянутся до сих пор. Сегодня общественный совет при киностудии «Ленфильм» направил министру культуры Мединскому письмо с просьбой пересмотреть вопрос о финансировании картины Юрия Мамина «Радость любви к Джойсу» и о целевой поддержке киностудии.

Член совета директоров ««Ленфильма»» кинорежиссёр Алексей Герман-младший отметил в разговоре с "Фонтанкой", что экспертный совет Фонда кино и те продюсеры, которые отбирают проекты для финансирования, действительно руководствуются не очень понятными критериями. «Не поддержан «Чайковский» Кирилла Серебренникова и два проекта Юрия Мамина, - говорит Герман-младший. - Это вопрос приоритетов. Министерство культуры не может финансировать сложные исторические фильмы, так как господдержка кино ограничена небольшими суммами. Но ситуация, в которой замечательный режиссер Юрий Мамин не получает финансирования, - это глупость и безобразие. Не думаю, что за этим стоит «заговор» руководителей фонда и Владимира Мединского. Экспертный совет Фонда кино нуждается в реорганизации. В совет надо вводить независимых экспертов, среди них должны быть не только продюсеры компаний, которые получают деньги фонда и давно существуют в некоем симбиозе друг с другом. Это должны быть и независимые прокатчики, люди, которые могут оценить не только русский прокат, но и перспективы зарубежного проката. В этой части своего открытого письма Юрий Мамин прав».

Тем не менее Алексей Герман-младший отмечает, что утверждать, будто на «Ленфильме» все плохо и его возрождение – миф, не совсем верно. «Студия стала рентабельной, - говорит кинорежиссер. - Вопрос в другом: государственная политика в отношении «Ленфильма» достаточно странная. С одной стороны, действительно, восстанавливают студию. С другой стороны, если государство хочет поддерживать студию, то необходимо принимать решение о пакетной поддержке. У «Ленфильма» много хороших заявок, которые пройдут профессиональные конкурсы, но частных инвестиций в российское кино нет. Конечно, особые условия для «Ленфильма» должны быть, Юрий Мамин прав, когда пишет, что «Ленфильм» поставили, как смертельно больного, в общую очередь за лекарствами.

В настоящее время общественный совет при студии готовит письмо в адрес министра культуры Владимира Мединского о том, что «Ленфильм» требует внимания. Нам нужна более осознанная политика в области кино, в том числе культурно значимого, которое делает Мамин».

Председатель общественного совета киносценарист «Ленфильма» Светлана Кармалита отмечает, что отказ от сценария фильма о переводчиках Джойса может быть признаком куда более пугающих тенденций, тем те, о которых пишет Юрий Мамин.

«История с прохождением сценария о Джойсе непостижима для меня, - говорит Светлана Кармалита. - Я читала его осенью прошлого года, и он произвел на меня очень сильное впечатление. Я была готова, что его примут, и мы снимем фильм, в соответствии со стратегией, принятой, когда студия получила так называемую «самостоятельность возрождения». Когда вдруг сценарий не допустили до общественного слушания, мы были потрясены этим обстоятельством. Я разговаривала с министром культуры, который внимательно отнесся к проблеме. Сценарий был вынесен на обсуждение, на питчинге наши проекты были представлены профессионально и замечательно – это слова тех, кто там был. И вдруг сценарий не получил деньги. Боюсь, что это доведенная до абсурда и, возможно, не осознанная самоцензура. Я ничем не могу это объяснить, кроме того, что в сценарии идет речь о 30-х годах прошлого века. В конце появляются титры, повествующие, что четверо переводчиков Джойса были расстреляны в 37-м году, в их числе и блистательный переводчик Брехта Валентин Стенич».

Светлана Кармалита подчеркнула, что общественный совет «Ленфильма» обратился к министру культуры и намерен настаивать на повторном рассмотрении сценария. Письмо к Мединскому подписали 10 членов совета – это большая его часть. При этом Светлана Кармалита отметила, что через месяц должно пройти заседание совета, на котором будет уточнен его состав, так как некоторые его члены фактически не принимают никакого участия в работе совета.

При этом Светлана Кармалита не согласна с мрачными оценками сегодняшнего положения дел на киностудии. «У нас маленькая прибыль, но для нас это, конечно, огромный шаг вперед, и теперь нам нужно начинать работать, - говорит киносценарист. – Да, нам не дали финансирования на пять проектов. Но два проекта нам дало Министерство культуры – детскую сказку и дебют, а мы как раз настаивали, что хотим запустить режиссерский дебют, и нам дали то, что мы просили. А Фонд кино поддержал только проект фильма «Контрибуция» режиссера Сергея Снежкина. Нас поддержали, как в 1861 году крестьян освободили - но без земли».

«Землей» для «Ленфильма» могли бы стать поддержанные государством кинопроекты. Юрий Мамин подчеркивает, что без них даже 1,5 млрд рублей, выделенные правительством киностудии на хозяйственные нужды, нельзя толком освоить.

«Если бы студия была «мейджором», она бы получила деньги в этом году, - говорит Юрий Мамин. – Но теперь если ей и присвоят этот статус, то пройдет минимум год. А студия должна строиться и ремонтироваться. Если кино не снимается, на кой нужно оборудование? Кто станет строить дом, в котором не будет жильцов? Деньги на ремонт и оборудование лежат мертвым грузом в банке. Это напоминает ситуацию, когда человек лежит в реанимации под капельницей. Если выдернуть капельницу – умрет, если влить кровь – будет жить. Съемки для «Ленфильма» необходимы, только тогда он выживет. А теперь вопрос о «мейджорстве» поздно ставить. Надо дать целевое финансирование «Ленфильму», но сегодня, когда в стране предкризисная ситуация и президент сокращает расходы на социальные нужды, да еще и Олимпийские игры требуют затрат, это трудно сделать».

Юрий Мамин подчеркивает, что его интересы как автора совпадали с интересами «Ленфильма». «Я должен был получить финансирование и уже снимать, – говорит режиссер. – Пока я – единственный, кто рассказал о проблеме и привлек к ней внимание. Я выступил в роли того мальчика, который крикнул, что король-то голый».

Как и Мамин, негативно оценивает сегодняшнюю ситуацию на «Ленфильме» продюсер и кинокомпозитор, руководитель кинокомпании Proline Film Андрей Сигле. Он не считает, что киностудия переживает возрождение – ни в бытовом, ни в содержательном плане. «Ситуация как была катастрофической, так и осталась, - говорит Сигле. - В бытовом плане ей может помочь кредит, который так и не освоен студией. Прошло больше года, ничего не происходит. Юрий Мамин – корифей киноискусства, и то, что его проекты не находят поддержки в Министерстве культуры, - очень жаль. Зная общую ситуацию в кино, скажу, что проектов такого уровня, какие предлагает Мамин, нет. Мне кажется, это очень досадная оплошность экспертного совета Фонда кино. Вопрос с «мейджорством» очень спорный, я уверен, что такая система вообще не нужна. Объективно оценить кинопроекты и сделать выбор «мейджоры» не могут, это, по сути, закрытый клуб».

Председатель совета киностудии «Позитив-фильм», экс-директор «Ленфильма» Александр Голутва сказал «Фонтанке», что считает - стартовые возможности «Ленфильму» даны неплохие, но не все определяется деньгами. «Студии предстоит решать вопрос с кадрами, ведь многие ушли со студии, многие в солидном возрасте находятся, - говорит Александр Голутва. – Кроме того, сегодня в стране не лучшее время для развития кино. Экономика находится в предкризисном состоянии, а киноиндустрия очень зависима от общеэкономических проблем. Если прирост ВВП меньше 5% в год, то кино обычно замирает. Учитывая, что средства идут из федерального бюджета, можно обсуждать, насколько рациональна и эффективна существующая распределительная система. У меня были и остаются вопросы к этому механизму».

Александр Голутва отмечает, что кинематограф сегодня становится все более продюсерским. «Существует тенденция умаления режиссерской профессии, роли и значения режиссера в производстве фильмов, - говорит Голутва. – Юрий Мамин – замечательный режиссер, сложный и интересный человек. Его режиссерская судьба складывалась с самого начала непросто, потом в период перестройки он был очень востребован и снял свои лучшие фильмы. Затем был период «малокартинья», когда понимали его не так, как раньше. Жаль, что на новом витке его опять не поддержали. У него огромный творческий потенциал».

В числе недостатков системы распределения большей части госсредств «мейджорам» и меньшей – остальным киностудиям Александр Голутва отмечает снижение конкуренции. «Боюсь, что много талантливых режиссеров и молодых продюсеров из-за этого не смогли сделать свои первые шаги в кино, - говорит Голутва. - И это сказалось на качестве нашего кинематографа в целом. Фильмов при господдержке стало меньше, а должно быть больше. В наших условиях, я считаю, экономически неправильно тратить по 20 - 30 млн долларов на производство фильма. Может быть, в Юрии Борисовиче (Мамине. – Прим. ред.) говорит обида, может, она справедлива».

Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин предлагает собственную трактовку открытого письма кинорежиссера. Он уверен, что Юрий Мамин имел в виду не застой на студии, а необходимость запуска «Ленфильмом» всех существующих проектов.

«На 54 проекта разных студий распределялось всего 400 млн рублей, а общая сумма этих заявок - 2 млрд, - заявил корреспонденту «Фонтанки» Эдуард Пичугин. – Чтобы поддержать все проекты «Ленфильма», то все 400 млн надо было бы «Ленфильму» отдать. Юрий Борисович (Мамин. – Прим. ред.) говорит, что «Ленфильм» - это на 100% госкомпания и что когда есть общее решение о возрождении киностудии, то решение о финансировании проектов должно приниматься на особых основаниях. Запускать 1 - 3 проекта на старте - для «Ленфильма» этого мало, развитие студии будет медленным. За минувший год мы смогли всю студию поставить на ноги, уйти от операционных долгов, работают павильоны, ремонтируются гримерки. «Ленфильм» воссоздал всю цепочку производства и своими силами закончил две картины – «Моя бабушка –ведьма» и «Крылья». И мы смогли подготовить 5 проектов, и 3 из них получили поддержку».

Эдуард Пичугин отмечает, что руководство киностудии продолжает вести переговоры о том, чтобы «Ленфильм» стал наконец «мейджором». «Но есть казуистические сложности, - говорит Пичугин. - Фонд управляется правительством России, и есть внутренние нормативные акты, в соответствии с которыми «Ленфильм» не соответствует критериям «мейджора», так как в последние несколько лет не производил не только успешных, но и вообще каких-либо фильмов. Мы просим в виде исключения принять решение попечительским советом или постановлением правительства. Мы же не просим чего-то сверхъестественного. Готовятся помещения под большие проекты, светло, тепло везде, нам нужна господдержка».

Эдуард Пичугин отмечает, что Фонд кино подчиняется не Министерству культуры, а напрямую правительству. «Если бы он был в руках Министерства культуры, достаточно было бы решения министра культуры, - говорит гендиректор «Ленфильма». - А так надо еще ряд документов делать. Это займет огромное количество времени и потребуется много работы в аппарате правительства, но эту работу надо начать. Именно эту мысль Юрий Мамин и призвал поддержать».

Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях