Творческий вечер Чулпан Хаматовой прошел с аншлагом в Большом зале филармонии. Большую часть программы актриса посвятила рассказу о своем благотворительном фонде «Подари жизнь» и ответам на записки, вопросы зрителей, которые также касались темы благотворительности.
Не формат, а магия
В июне 2011 года в Петербурге Чулпан впервые вышла на сцену не в спектакле или концерте, а с творческим вечером. То, что мы увидели в небольшом Театре имени Комиссаржевской (там 578 мест), противоречило всем законам жанра и формата творческого вечера: героиня не пела, не танцевала, не потешала публику байками, не показывала отрывков из фильмов и спектаклей… За два часа пребывания на сцене актриса прочитала лишь три-четыре коротких стихотворения Цветаевой, Бодлера, Чуковского. Остальное же время посвятила рассказам не о тайнах творчества, а о фонде «Подари жизнь». Зрители, выложившие за билеты от одной до десяти тысяч рублей, не только не роптали, но после окончания устроили в фойе массовый штурм бокса для пожертвований. Все потому, что в финале встречи Чулпан попросила помочь собрать денег. Причем даже не для своего фонда, а для петербургского фонду помощи онкобольным «АдВита». Свой личный гонорар актриса передаст на лекарства для лечения 17-летней Кати Ермолаевой. Магия ее слов, дел и имени оказалась настолько сильна, что зрители выстраивались в огромную очередь, а те, кто спешил, пытались пробиться без очереди – и все для того, чтобы отдать деньги… За полчаса было собрано 288 520 рублей.
И в этот раз, приехав с творческим вечером уже в Большой зал филармонии (1300 мест), актриса призналась, что так и не научилась проводить творческие вечера, и вообще Петербург – единственный город, где она это делает («У вас действительно особая публика, какая-то другая атмосфера»). А коли так, то опять – никакой обязательной художественной программы, никаких баек и песен, а после короткого вступительного слова - сразу же ответы на записки и вопросы у свободного микрофона. Первые вопросы возникли моментально, потому что они принадлежали корреспонденту « Фонтанки». Дело в том, что, по договоренности с организаторами визита Хаматовой, мы отослали в ее офис вопросы от рубрики «Доброе дело» заранее, но из-за жесткого гастрольного графика актриса так и не выбрала времени прислать ответы. Что ж, наши вопросы пошли в ход на вечере в БЗФ.
«Моя душа давно дружит с Юрой Шевчуком…»
- Чулпан, вы недавно снялись в клипе группы «ДДТ» «Где мы летим». Это случилось по дружбе с Юрием Шевчуком, который тоже участвует во многих проектах вашего фонда?
- Не знаю, имею ли я право со стороны Юры наши отношения называть дружбой. Для меня это, конечно, огромная честь. Моя душа давно с ним дружит, потому что я вырастала с его песнями. Мне было лет 14 - 15 лет, к нам приезжали музыканты на фестиваль «Рок над Волгой», и это был совершенно другой мир, не похожий на всю нашу обыденную действительность. На их концертах просто сносило крышу. Однажды на другой день после концерта у меня был экзамен, сочинение, и попалась тема, которую я знала прекрасно – «Белые ночи» Достоевского. Я очень хорошо знала это произведение, знала, что главную героиню зовут Настенька, но когда учительница литературы стала показывать мое сочинение: «Почему у тебя везде Варенька?» - я поняла, что была настолько под впечатлением от этой музыки, этой атмосферы, что просто не успела переключиться, и все иное для меня никакого смысла в тот момент не имело.
Я и сейчас по-настоящему влюблена в Юрино творчество, в его личность, его видение мира, в его душу, и я с ним часто советуюсь. И когда у меня уходит почва под ногами, я знаю, что так или иначе он сможет ее вернуть.
Юра всегда на каждую нашу просьбу поучаствовать в благотворительных концертах говорил: «Да, конечно. Только мы будем в Новосибирске, но ничего, мы на один день прилетим, выступим и улетим обратно». Всегда такая готовность помочь, такая открытость с его стороны. Поэтому, когда он меня позвал, то я сразу же согласилась. Если я могу хоть чем-то ему помочь, я только счастлива.
Элитарная… скромность
- Почему бы вам не написать книгу о фонде «Подари жизнь»? Такая книга могла бы стать не просто бестселлером, а еще и очень нужной, поучительной многим людям.
- Восемь лет фонда «Подари жизнь» - на самом деле уникальный, энергетически замечательный опыт благотворительности в России… Хотя мне не нравится слово «благотворительность», не очень его понимаю, особенно применительно к России. У нас ведь все совершенно по-другому происходит: порой грустно и трагично, а зачастую настолько смешно, по-настоящему абсурдно, в добрых традициях Хармса. Для того чтобы это все «вскрыть», описать в книге, нужно, конечно, называть имена, ситуации, а сейчас этого делать не хочется… Это такая тонкая материя, боюсь кого-то ранить, боюсь, что книга может отразиться и на работе фонда.
- Что вы скажете тем, кто считает, что добрые дела нужно делать тихо, скромно, не афишируя?
- Это правда - не стоит об этом кричать! Но часто те, кто говорит, что все должно быть тихо, создают ореол некой избранности. Мол, есть какой-то особый круг людей, что совершают пожертвования, участвуют в различных акциях, проектах. Но если разобраться, эти люди (пожертвователи и спонсоры) совершают абсолютно нормальные, человеческие, неравнодушные, милосердные поступки. Почему же они отделены от других?
В командировке в Америке мы познакомились с одним огромным фондом. В их клинике повсюду таблички с фамилиями людей, что жертвуют на лечение детей. Великое множество имен, и вдруг глаз натыкается: «Элвис Пресли», кто-то еще из знаменитостей, а дальше - снова людской поток. И это никого не удивляет, это норма. А у нас те, кто жертвует, нередко ведут себя по-другому. Когда строилась наша клиника в Москве, мы хотели сделать такие же таблички, но многие отказались: «Нет, не надо. А то будут говорить, будут сплетничать…» При этом люди не пожалели денег…
Мне кажется, такой ореол скромности тоже не правильный. Чем быстрее мы привыкнем к тому, что помогать другим - это норма, тем меньше хвастовства или скромности понадобится. Я за то, чтобы милосердие вошло в привычку, и не только у богатых и щедрых, а у всех, чтобы стало общедоступным. И тогда не надо будет ни хвастаться, ни, наоборот, скрываться.
После выздоровления нужна еще и психологическая поддержка…
- Ваш фонд, инициировав создание Федерального научно-клинического центра (ФНКЦ) детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева, на этом не остановился, а взялся теперь за строительство реабилитационного центра-лагеря для детей? Как продвигается этот новый для России проект?
- Все хорошо, спасибо. Знаете, я бы хотела чуть подробней объяснить суть этого проекта. Мало кто из чиновников понимает, да и в обществе тоже нет четкого понимания, для чего нужна реабилитация. Мол, вот, ребенок болел, его вылечили, и что еще надо... Но это не так, потому что дети, которые долго болеют, потом внутренне еще находятся в состоянии болезни огромное количество времени, пока взрослые ни создадут ситуацию, в которой ребенок поймет, что он действительно здоров. Иначе он будет психологически все равно оставаться больным. Поэтому я очень рада, что в Ярославской области строится центр, такой лагерь. Я была в реабилитационных лагерях в Америке, в Голландии. Это просто невероятная история, все сделано с такой красотой, так творчески наполнено, так талантливо… Самые знаменитые актеры, музыканты приезжают туда, чтобы ставить спектакли с этими детьми...
Ответив на несколько первых вопросов «Фонтанки», Чулпан перешла к запискам публики, и каждая вторая была все о том же – о фонде, добрых делах. Даже когда народ «осмелел» и стал подходить к свободному микрофону у края сцены, то характер встречи не изменился. Правда, в этот раз Хаматова читала больше стихов, но они не были вставными номерами, а вытекали из разговора. Так, рассказав об уникальном докторе Вере Миллионщиковой, она прочитала ее любимые стихи…
Возвращаясь к вечеру двухлетней давности в Комиссаржевке, Чулпан напомнила, что тогда всем миром решили помочь 17-летней Кате Ермолаевой, и это удалось: девушка вылечилась, сейчас чувствует себя хорошо, передает приветы петербуржцам. В этот раз Чулпан вместе с ее давними друзьями из «АдВиты» договорились, что откроют сбор средств на дорогостоящее лекарство для одного из подопечных фонда (на первый цикл уколов нужно 150 тысяч рублей, а таких нужно пять): «Я очень прошу вас помочь. Не обязательно жертвовать большие деньги, даже если каждый из нас даст 10 рублей, то мы соберем эту сумму».
В Большом зале филармонии бокс для пожертвований установили в Бетховенском фойе, что в стороне от выхода из зала. Была опасность, что зрители пойдут на выход и просто не заметят стенда «АдВиты». В этой ситуации Чулпан предприняла единственно верный шаг: сразу после окончания встречи вышла в Бетховенское фойе на так называемую автограф-сессию. Подписывала DV-диски с записью благотворительного вечера «Маленький принц», что провел фонд «Подари жизнь» в Михайловском театре, ставила автографы на программках, билетах, обычных листках... Заинтересованно, неформально общалась с каждым подходившим. Даже не отказала настойчивой пожилой даме, которая попросила актрису прямо здесь прочитать фрагмент любимого стихотворения. Зрители дарили Чулпан цветы, книги, шоколадки, один мужчина принес три запиленные виниловые пластинки, явно из семейного архива («Эта - для вашей старшей дочери, эта – для средней, а вот еще и для младшей»). Люди обращались за советом. Одна мама прямо в Филармонию привела своего сына и, познакомив с Чулпан, попросила помочь устроить в московскую клинику… И эти добрые полчаса живого общения с Чулпан производили на людей не меньшее впечатление, чем сам вечер. Улыбнувшись всем, поговорив со всеми, актриса подошла к стенду фонда «АдВита», сказала друзьям теплые слова, поцеловала, сфотографировалась на память. А у служебного подъезда Чулпан ждала Ксения Раппопорт, которая тоже немало времени и сил посвящает благотворительным проектам. Ксения, сев за руль, повезла Чулпан на вокзал, и так трогательно было видеть вместе двух российских лучших актрис своего поколения, двух подруг, связанных не только творчеством…
Вечером наш корреспондент получил письмо от Аллы Кулаковой, координатора работы волонтеров фонда «АдВита»: «Ребята собрали 171 287 рублей. Круто! Спасибо всем, спасибо Чулпан!»
Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова