Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Город Депутаты искали разломы в Лахте. Не нашли

Депутаты искали разломы в Лахте. Не нашли

524

Депутаты петербургского ЗакСа утром 8 апреля собрали специальную комиссию для того, чтобы выяснить, какие неотектонические риски несет в себе строительство «Лахта-центра». 2,5-часовое обсуждение закончилось практически ничем. Приглашенные эксперты в большинстве никаких серьезных препятствий для строительства не нашли.

Узнать, грозит ли небоскребу обрушение в случае каких-либо неотектонических сдвигов, захотело довольно большое количество людей. Помимо привычных общественников и представителей ОДЦ «Охта» в зале присутствовали сотрудники МЧС, представители Смольного и прочие.

Депутат от «Справедливой России» Анатолий Кривенченко, по совместительству курирующий от эсеров Курортный район, пригласил на заседание сразу трех именитых экспертов: заведующего кафедрой оснований и фундаментов Петербургского государственного университета путей сообщения Владимира Улицкого, начальника геоэкологической партии ФГУП «Севзапгеология» Бориса Дверницкого и ведущего научного сотрудника лаборатории геодинамики Евгения Мельникова. Каждый из них должен был рассказать, как обстоит ситуация с земельным участком.

Владимир Улицкий, вышедший выступать первым, наглядно демонстрировал примеры подземного строительства в самых сложных грунтах: «Все можно строить, если привлечь специалистов, которые объяснят как». Исходя из его слов в Петербурге можно строить везде, необходимо лишь сделать план подземного пространства, который бы отражал современную картину — какие где грунты, где какие разломы. «Запретить — самый простой способ», - отметил он.

Евгений Мельников рассказал, что в Петербурге существует несколько зон разлома, которые образовались совсем недавно. По геологическим меркам. Они действительно опасны, как и для сооружений, так и для живых организмов. В эти разломы проникает газ, их подмывает вода. Однако Мельников не увидел серьезных проблем на участке, отданном под возведение небоскреба. «Мне удалось посмотреть на площадку строительства, я видел результаты бурения. Нельзя сказать, что этот выбор плох», - отметил он.

Генеральный директор ГК «Геореконструкция» Алексей Шашкин, компания которого проводила для ОДЦ «Охта» инженерно-геодезические изыскания, отметил, что движение от разломов действительно происходит — примерно со скоростью 4 см в тысячелетие. Впрочем, такие сдвиги для наземных сооружений не страшны. Сам район Петербурга тоже претерпевает подъем — земля поднимается на 1,6 мм в год. Примерно на 1,3 мм в год поднимается уровень Мирового океана. То есть фактически Северная столица остается неподвижной. Он также подчеркнул, что все здания оседают со временем — примерно на 0,5–1 мм в год. Дома, расположенные на набережно, оседают быстрее — на 2 мм в год без видимых для себя последствий. А в городе бывали случаи, когда жилые здания оседали и на 1,5 метра и при этом продолжали стоять.

Директор ГУП «Специализированная фирма "Минерал"» Николай Филиппов, контора которого занимается мониторингом и оценкой геологических рисков при строительстве, заверил всех, что никакого разлома на месте нет — он проходит несколько дальше от участка. Сама же скальная порода, которая должна стать опорой для фундамента будущего небоскреба, находится на глубине 30 метров, что даже меньше, чем на участке в Охте. При этом в мире известны случаи, когда небоскребы возводили и на более опасных грунтах.

Единственным спикером, который выступил за замораживание строительства, оказался Борис Дверницкий. По словам Дверницкого, вся территория Петербурга опускается относительно уровня моря. Точка максимального опускания, по его мнению, находится как раз на месте предполагаемого строительства «Лахта центра» — там земля проседает на 8,5 мм в год. На соседнем участке — для сравнения — она опускается со скоростью в три раза меньшей — 2,5 мм в год. Дверницкий считает, что инвестор не провел достаточных исследований земельных слоев, а это, в свою очередь, чревато неприятными последствиями: «Если башня после строительства упадет на север, она завалит Приморское шоссе. А если на юг, то вызовет техногенное цунами и затопит строящийся стадион».

Впрочем, согласно официальной информации, инвестор провел не менее 16 типов основных исследований грунтов: инженерно-геодезические, инженерно-геофизические, инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-гидрогеологические, инженерно-геологические, сейсмомикрорайонирование. А также были исследованы вендские глины (те, что станут основанием для несущих конструкций здания) по специальным методикам, таким, как шамповые испытания, испытания грунтов сваями методом двунаправленного нагружения с использованием ячеек Остерберга, трехосные испытания различными методами, компрессионные испытания.

В самом ОДЦ «Охта» обещают, что разберутся и с разломами, и с мягкими грунтами. Компания внимательно изучила породы на глубине до 150 метров, на которых намерена строить высотное здание. Выяснилось, что верхние 15–20 м – действительно очень слабый, слоистый грунт, на котором ничего не построишь. Впрочем, на нем строить и не будут. Строители «транзитом» пройдут слабые грунты, фактически вынув их из земли, а сам фундамент обопрется на более прочные вендские глины. Опорой послужат 264 сваи: основная их часть будет заглублена в венд, и с учетом трения, возникающего на боковой поверхности, а также пяты, на которую опираются сваи, высотное здание будет абсолютно устойчиво. В компании также отметили, что все согласования Главгосэкспертизы получены.

По словам руководителя проекта по железобетонным конструкциям ЗАО «ОДЦ «Охта» Владимира Лукина, разломы — это остатки древних процессов, и залегают они не на поверхности, а в кристаллическом щите. Этот слой находится на расстоянии 200 метров от поверхности земли. При этом разломы сверху прикрыты другим стометровым слоем — вендскими глинами, которые как бы амортизируют любое движение. Что касается палеодолинов, то они действительно несут в себе опасность — так, из-за одного произошел размыв под тоннелем между «Лесной» и «Площадью Мужества» в 74-м году. «Но проходят они к северу от нашего участка. Примерно там, где должен был появиться зоопарк», - отметил Лукин.

«Тот объем изысканий, которые провели мы, не делал никто не то что в Петербурге, но и в России, - отметил Лукин. - И когда говорят, что мы что-то не провели, — это просто смешно. Все исследования находятся в открытом доступе в КГА. Можно прийти и посмотреть».

Не сумев добиться от спикеров единогласности в критической оценке строительства «Лахта-центра», возглавляемая эсером комиссия тем не менее вынесла решение. А именно заявила, что данные исследований, проведенных ОДЦ «Охта», недостаточны для заключения о возможной геологической опасности или безопасности. Впрочем, депутаты также поддержали решение обратиться к губернатору с просьбой рассмотреть возможности создания единого плана подземного строительства на основе Генерального плана развития города и разработки единой карты надежности геологической среды на всей территории СПб и др.

Елена Сергеева, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях