Нигерия становится проблемным местом для петербуржцев. Вслед за взятыми в заложники местными пиратами моряками еще девять россиян, в том числе и петербуржцы, оказались под арестом на борту судна, стоящего в порту нигерийского Лагоса. Местные военные власти грозят им обвинением в контрабанде оружия и незаконном нахождении в водах этой африканской страны. Впрочем, юридически свои слова ничем не подкрепляют — за пять дней обвинения так и не предъявлены.
Информация об аресте членов экипажа «Myre Seadiver» у компании-судовладельца была с минувшей пятницы, 19 октября, однако широкое распространение она получила благодаря нигерийским СМИ, опубликовавшим разоблачительную информацию утром 23-го числа. Нигерийское агентство новостей сообщает об аресте девятерых россиян.
Местный ВМФ в лице командующего западным флотом контр-адмирала Амина Икоиды подтвердил информацию о том, что экипаж «Myre Seadiver» подозревается в контрабанде оружия и боеприпасов. Арест был совершен при поддержке патрульных катеров. На борту были обнаружены 14 автоматов АК-47 с 3643 патронами, 22 винтовки с 4955 патронами к ним и 20 полуавтоматических карабинов «Benelli MR1». «Мы установили, что судно пришло в наши воды без должного уведомления и имеет оружие оружие на борту, что нарушает законы Нигерии», - заявил Икоида.
В то же время начальник штаба ВМФ вице-адмирал Деле Изеоба, по данным местных СМИ, подчеркнул, что борьба с незаконной бункеровкой и хищением нефти является приоритетной задачей ВМФ. Столь странное совмещение двух мнений высокопоставленных военных в одном информационном сообщении может, в частности, говорить о возможных истоках недовольства нигерийских властей. Дело в том, что «Myre Seadiver», хоть и ходит под «удобным» флагом островов Кука, является вспомогательным судном для танкеров и нефтяных платформ и работает только с российскими компаниями. В частности, по данным «Фонтанки», с «Совкомфлотом».
Заместитель директора компании «Моран Секьюрити Групп» Вадим Гусев в разговоре с «Фонтанкой» отметил, что арестованное судно является вспомогательным для танкерного флота, при этом оно сугубо гражданское. Наличие вооруженных людей обусловлено работой в пиратоопасных районах у побережья Африки. Вся аммуниция согласована. На борту 6 членов экипажа из числа судоводителей и 9 моряков, отвечающих за безопасность. Последние — все в прошлом кадровые офицеры, как вооруженных сил, так и спецподразделений. В большинстве своем это жители Петербурга и Москвы, в также ряда других регионов России.
По словам Гусева, заход «Myre Seadiver» в порт Лагоса в двадцатых числах сентября оговаривался и согласовывался через морского агента заранее — за две-три недели. Связано это было еще и с тем, что после перехода из Индийского океана в нигерийском порту было запланировано получение деталей для ремонта дизеля, а также смена экипажа. При заходе никаких проблем не было, документы были признаны исправными. Судно планировало провести в Лагосе около недели, однако на растаможивание оборудования и доставку его из аэропорта пришлось потратить более 25 дней. Все это время никаких нареканий российский экипаж не вызывал. Судно в конце концов получило запчасти, фреон, продукты и сообщило, что 22 октября готово покинуть порт. Но 19-го числа, как рассказал Вадим Гусев, к судну подошли военно-морские патрульные суда с вооруженными людьми. Команда связалась с руководством в России, и, так как никаких проблем не предвиделось, и все бумаги были выправлены, было дано добро на допуск военных на борт.
Люди в форме сразу же заявили о том, что россияне находятся на территории страны незаконно, все предоставленные документы их не удовлетворили. Доводы о неправомерности выдвигаемых морякам обвинений, высказанные со стороны посольства России, также были отвергнуты. В итоге судно было арестовано, препровождено в военный порт. Но с тех пор никаких официальных обвинений так и не было предъявлено.
По мнению экспертов, судно типа "Myre Seadiver" в описанных условиях может использоваться, скорее всего, в качестве плавсредства, обеспечивающего безопасность плавания судов в районах с повышенной опасностью нападения пиратов. На это прямо указывает реестровый тип судна - «Standby safety vessel», то есть оперативное судно обеспечения безопасности. Несмотря на весьма солидный возраст (судно 1965 года постройки) и относительно невысокую скорость (максимально — 7,5 узла, менее 14 км/час), экипаж охранного судна вполне способен обеспечить безопасность плавания торговых судов в ограниченном районе. Входящие в состав экипажа восемь-десять подготовленных бойцов, вооружённых легким стрелковым оружием и пулемётами, используя быстроходные лодки типа «Зодиак» или их аналоги, способны успешно противостоять африканским пиратам. Как известно, местные бандиты совершают свои нападения на легких лодках и катерах, тяжелого оружия не имеют.
Ранее «Myre Seadiver» обеспечивал, в частности, безопасность судов «Совкомфлота» в Аденском заливе, а недавно был передислоцирован в нигерийские воды Бенинского залива. Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», не исключили, что арест российских «охранников» мог быть инициирован местными дельцами от охранного бизнеса, которые предпочли остаться монополистами на рынке безопасности и не потерпели российских конкурентов. В то же время ситуация могла быть каким-то образом связана с недавним похищением 6 российских моряков пиратами.
Компания «Моран Секьюрити Групп», по данным ее официального сайта, специализируется на полном комплексе услуг по сопровождению судов - от логистики до безопасности. С 2010 года активно занимается операциями по защите торговых судов от пиратских нападений в Индийском океане. Вообще же безопасностью танкеров фирма занимается более 12 лет. С Нигерией также поддерживается контакт. Так, в 2006 году, по информации «Моран Секьюрити Групп», было успешно проведено обучение местного персонала по безопасности и оказаны услуги по VIP-сопровождению.
Ксения Потеева,
Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»