Врачи Елизаветинской жаждут избавить свою больницу от данного населением прозвища «3-я истребительная». Медики утверждают, что не собирались ничего скрывать и сами отдали следствию видеозапись, на которой видно, как медперсонал унижает пациента. При этом говорят, что особого достоинства у умершего пациента Трофимова не было, да и «героических следственных действий» за последние пять месяцев они не заметили. В свою очередь, комздрав Петербурга говорит, что не получал никаких предписаний от Следственного комитета по поводу главного врача Елизаветинской больницы.
«Игорь Михайлович, по вашей милости мы все поставлены в позу оправдывающихся, а вы все отмалчивайтесь. Расскажите нам, вам кто-нибудь давал указания, что именно так нужно обращаться с пациентом?». «Нет».
21-летний санитар Елизаветинской больницы Игорь Волков мнется и что-то невнятно бормочет, когда его прилюдно, на камеру, распекает заместитель главного врача Галина Кричмер. Его напарник 26-летний медбрат Иван Залюбовский тоже опускает глаза, не зная, что сказать. Сегодня молодым людям еще не раз предстоит пройти эту экзекуцию — все городские телеканалы пригласили в больницу, чтобы доказать, что инцидент, запечатленный видеокамерой, - это единичный случай, а вовсе не норма для медучреждения, которое в народе называют не иначе как «3-я истребительная».
Главный врач Елизаветинской Борис Тайц в настоящее время находится в отпуске, он уехал за границу еще до того, как поднялась шумиха по поводу поведения медперсонала. Поэтому оправдываться приходится его заместителю Галине Кричмер, которая лично проводила служебное расследование того инцидента. Напомним, 23 апреля в материале «Фонтанки» был описан факт смерти петербуржца Трофимова, который был доставлен в состоянии алкогольного опьянения в Елизаветинскую больницу 18 ноября 2011 года. Через несколько дней мужчина скончался от закрытой черепно-мозговой травмы. «Фонтанка» также опубликовала видеозапись камеры видеонаблюдения, установленной в приемном покое медучреждения, где видно, как два медбрата уничижительным образом относятся к пациенту.
Галина Кричмер предоставила «Фонтанке» материалы служебного расследования, проведенного в ноябре прошлого года. Оно выявило недостатки в работе не только младшего персонала. По результатам выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей был объявлен еще трем врачам — терапевту, нейрохирургу и гастроэнтерологу. Документы насчитывают больше десятка страниц, общая суть которых - доставленного пьяного бомжа (в организме Трофимова уровень этанола в крови был 4,92 г/л) в течении нескольких часов не обследовали и не оказывали помощь.
Все эти материалы, включая видеозапись, были предоставлены в Следственный комитет еще в ноябре прошлого года. Кричмер подчеркивает, что отдали сами, хотя могли бы о наличии записи не упоминать. «До апреля, пока не стал заканчиваться срок следствия, никаких особо героических следственных действий не совершалось», - говорит врач.
Кстати, замглавврача отмечает, что за три года расследования другого инцидента, когда у них в больнице тоже умер пациент, следствие так и не предъявило никому обвинение. Никто из врачей и персонала не ответил за это. Сейчас они уже в Елизаветинской не работают, так как уволились по собственному желанию. Увольнять "героев" ноябрьской записи - Залюбовского и Волкова пока никто не собирается, в том числе и потому, что тогда в больнице будет некому работать.
По словам врачей, ежедневно в это медучреждение по скорой помощи поступает 250-300 человек, из них 25-30 — в состоянии тяжелой алкогольной интоксикации. У таких пациентов зачастую бывает белая горячка, психоз, они могут в пьяном угаре выйти в окно.
Для таких клиентов в 2009 году был создан блок экзогенной интоксикации. Здесь, по словам Галины Кричмер, медики вправе применять седацию (введение успокоительного средства) и мягкую фиксацию. Такие меры вынужденные — так как уже случалось, когда «больной» набрасывался на врача. В прошлом году особо буйные устроили пожар в кабинете санитарной обработки.
Особо тяжелая часть работы приходится на долю санитаров и медбратьев: раздеть, помыть и дезинфицировать вшивого, грязного человека. Понятно, что на такие условия согласится не каждый, поэтому работники этого блока получают зарплату в три раза большую, чем их коллеги из обычного приемного отделения. Так, заработная плата врача составляет пример 45 тысяч рублей, медсестры — 34,5 тысячи, а санитара — 23 тысячи рублей.
Но даже на такие деньги набрать персонал трудно. Как говорит Галина Кричмер, в блоке экзогенной интоксикации постоянная текучка. Увольняют в том числе и за нарушение этики. «Больше, чем эти люди сами себя унизили (имеются в виду бомжи — прим.ред.), унизить их невозможно, - говорит замглавврача. - Когда персонал каждый день сталкивается с такими пациентами, изо дня в день, из дежурства в дежурство, они перестают видеть в них людей. Но это неправильно».
Как уже писала «Фонтанка», Следственный комитет намерен определиться с предъявлением обвинения и дальнейшей судьбой уголовного дела в конце апреля. На следующий день после публикации «Фонтанки» на сайте ведомства появилась информация о том, что в комитет здравоохранения направлено представление, в котором поставлен вопрос о соответствии главного врача занимаемой должности. В комздраве «Фонтанке» заявили, что ничего подобного не получали. Официальный представитель СКР по Петербургу Сергей Капитонов уточнил, что представление было направлено в середине прошлой недели почтой, поэтому вполне возможно, что еще не дошло. По закону, комитет здравоохранения должен рассмотреть представление и доложить о результатах по истечению 30 дней. Пока же в комздраве не готовы комментировать ситуацию и принимать решения об увольнении Бориса Тайца.
PS: По словам Галины Кричмер, до 2012 года лечение каждого пациента без регистрации и медицинского полиса теоретически оплачивать должны были страховые компании, а фактически это делал территориальный фонд ОМС за счет средств налогоплательщиков. Однако, как говорит замглавного врача, с нового года и страховщики, и фонд при согласии комитета по здравоохранению отказался оплачивать медицинские услуги не зарегистрированных в системе ОМС. Фактически получается, что теперь бездомных обслуживают за счет врачей. К слову, Елизаветинская больница испытывает трудности с оплатой лечения не только незастрахованных. Как рассказала «Фонтанке» Кричмер, с прошлого года страховые компании задолжали медучреждению около 157 миллионов рублей, из них 45 млн только за этот год. По странному совпадению в день публикации «Фонтанки» скандальной видеозаписи (24 апреля) ими на счет больницы была перечислена часть долга — 99 миллионов.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»