Впервые в уголовной судебной практике Санкт-Петербурга судья по собственной инициативе предложила стороне защиты ходатайствовать об изменении меры пресечения с ареста на залог. Что вызвало агрессивное непонимание у обвинения и уголовного розыска и растерянность даже у защиты. 26 апреля судья Татьяна Герасименко примет решение, отпускать ли обвиненного в убийстве двух женщин участника неонацистской организации.
- Я принял ислам, я сейчас глубоко верующий человек, – заявил 24 апреля этого года в горсуде обвиняемый Кирилл Присяжнюк при рассмотрении вопроса о продлении срока содержания под стражей.
- Подумайте о внесении залога взамен содержании под стражей, – обратилась судья Татьяна Герасименко к адвокату.
Предыстория
Аресты участников неформального националистического объединения NS/WP "Невоград" произошли весной 2010 года. Тогда под стражей оказались десять участников группировки, которые обвиняются в совершении в общей сложности пятнадцати убийств. В настоящее время дела двоих из них, вставших на путь полного признания своей вины и сотрудничества со следствием, выделены в отдельное производство и подлежат рассмотрению в особом порядке. А процесс по делу восьми националистов, в том числе и Кирилла Присяжнюка, должен состояться в начале осени.
Следствие закончено, обвиняемые и их адвокаты знакомятся с материалами дела. Всего в деле 72 тома, изучили больше половины, к сентябрю должны дочитать до конца. Городской суд без особых сомнений санкционировал продление содержания под стражей всех обвиняемых, за исключением одного.
При рассмотрении ходатайства следствия о продлении срока содержания под стражей Кирилла Присяжнюка судью заинтересовали материалы, характеризующие личность обвиняемого. Узнав, например, что русский националист Присяжнюк обратился к Богу и принял ислам, судья сделала защите неожиданное предложение: подготовить к 26 апреля ходатайство об изменении обвиняемому Присяжнюку меры пресечения — содержания под стражей - на залог. По данным «Фонтанки», адвокат Присяжнюка уже после заседания в некоторой растерянности поинтересовалась у участников процесса, какую сумму залога предлагать: «Я раньше никогда с этим не сталкивалась». Помог гособвинитель, пояснив, что по делам об убийстве суммы менее полумиллиона рублей всерьез не рассматриваются.
- Жаль, что меня в суде не было, когда возник диспут о вере. Я бы попросил Присяжнюка распахнуть рубашку и показать наколку во всю грудь. Там портрет Гитлера. Очевидно, так ему видится Аллах, – сказал нам один из сотрудников Центра «Э», когда мы интересовались личностью обвиняемого.
Чистый наблюдатель
25-летний Кирилл Присяжнюк обвиняется в пособничестве убийству двух человек, в изготовлении взрывчатых веществ, участии в ролике националистического содержания (он дает комментарии на фоне кадров, на которых запечатлено убийство гражданина Ганы). Убийство двух женщин было совершено в августе 2009 года. Трое «соратников» шли по вечернему проспекту Культуры, у дома 24 заметили двух бездомных женщин, устроившихся на ночлег в брошенном «Запорожце». Место запомнили, и на следующий день вернулись с бензином и спичками. Присяжнюк, как считает обвинение, сам бензином бродяжек не обливал и спичкой не чиркал. Он всего лишь наблюдал, не идет ли кто, кто может помешать "борцам за чистоту расы".
Несгибаемый вегетарианец
После окончания школы Присяжнюк учился некоторое время в Университете межотраслевой подготовки кадров и информации, в котором студенты получают знания дистанционно. Учился на «тройки». По данным следствия, никогда и нигде не работал. Зато с ранних лет известен полиции как участник националистического движения. Радикальный вегетарианец.
Как говорят оперативники, давний знакомыйи «соратник» Боровикова-Воеводина, Присяжнюк проверялся сыщиками на причастность к совершению, как минимум, трех убийств, совершённых неонацистами. Было установлено, что во время совершения преступлений мобильный телефон, которым он пользовался, работал рядом с местами убийств. Человеческий фактор победил технику — во всех подозрительных случаях были приняты во внимание показания матери Присяжнюка, которая заявила, что сын находился рядом с ней и участвовать в преступлениях никак не мог.
Мать Кирилла Присяжнюка в настоящее время постоянно проживает в Германии. По мнению правоохранителей, в случае выхода Присяжнюка на свободу под залог шансы увидеть его в зале суда будут весьма призрачны.
Присяжнюк, который на националистических интернет-ресурсах предстает как образец «борца», чуть ли не единственный, отказавшийся давать показания и сотрудничать со следствием, на самом деле - единственный, кто оказался в кабинете следователя по своей воле. «Несгибаемый борец» написал явку с повинной. Не в кабинете оперативников, что могло бы трактоваться неоднозначно. В апреле 2010 года Присяжнюк с явкой и пакетами с теплой одеждой сам явился в кабинет к следователю. Любопытно, что, по мифологии экстремистских сайтов, задержание Присяжнюка проходило героически – чтобы не сдаться в плен, он пытался покончить с собой, воткнув себе шило в живот.
Правда, в своей явке Кирилл Присяжнюк каялся только в наименее опасном — в размещении в Интернете видеоролика, в котором он на фоне кадров убийства чернокожего мужчины проповедовал человеконенавистнические идеи. Узнав, что он изобличен в пособничестве убийству двух человек и в изготовлении взрывчатки, Присяжнюк от дачи показаний отказался на основании права, предоставленного ему статьёй 51 Конституции России, и более показаний не даёт.
Предопределение
Адвокат Прияжнюка Наталия Липовка не уверена, что сможет воспользоваться рекомендацией судьи. С ее слов, пока непонятно, сумеют ли родственники арестованного собрать к 26 апреля достойную сумму. «Предложение судьи привело и меня, и обвинителей в некоторое замешательство», - заметила она журналисту «Фонтанки».
Мы поинтересовались мнением ветеранов судейского корпуса, насколько корректно подобное поведение судьи.
- У нас состязательность процесса пока еще никто не отменял. Если упрощать, то судья сидит и слушает. Выносит же решения только на основании ходатайств. Это важнейший процедурный вопрос. В данном случае судья заранее предопределила право, – прокомментировали нам в горсуде.
- Бросьте вы чепуху говорить, – заявил нам другой собеседник. Чуть позже, выслушав детали, сказал: - Если это было настолько публично, то тут не о сговоре надо вести речь, а о том, что, похоже, судья не осознает, что делает.
Денис Коротков, Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»