Судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда во второй раз отменила приговор, вынесенный Смольнинским районным судом Петербурга в отношении самого одиозного фигуранта резонансного «дела тюремщиков» - заключённого Владимира Шагуна.
В 2011 году именно благодаря Шагуну 7 высокопоставленных сотрудников Главного управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области были привлечены к уголовной ответственности за «превышение должностных полномочий» и «насильственные действия сексуального характера».
Под давлением офицеров ФСИН (самым высокопоставленным из которых был бывший начальник оперативного управления ГУ Вячеслав Типпель) Шагун и ещё трое заключенных вынуждены были сексуально надругаться над другими осужденными, но после этого Шагун официально обратился в Федеральную службу безопасности — с чего, собственно, и началось уголовное дело.
В марте 2011 года Смольнинский районный суд вынес в отношении Владимира Шагуна и других фигурировавших в деле заключённых оправдательные приговоры. Но Санкт-Петербургский городской суд отменил оправдательный приговор в отношении Шагуна, мотивируя это тем, что он совершил более серьёзное преступление, чем было допустимо совершить под принуждением со стороны высокопоставленных сотрудников ФСИН.
После того, как его дело вернулось на новое рассмотрение, он оказался обвиняемым не по 2-й части 132-й статьи УК РФ («насильственные действия сексуального характера, совершённые группой лиц»), а по 1-й. «Группа» ушла в связи с тем, что все его бывшие подельники, как мы уже писали, оказались оправданными. 1-я же часть 132-й статьи является преступлением частно-публичного обвинения — предусмотренное ею деяние суд рассматривает только по заявлению потерпевшего.
В феврале 2012 года Смольнинский районный суд прекратил уголовное преследование Владимира Шагуна в связи с отсутствием заявления потерпевшего. Такого заявления действительно не было — по словам защищающего Шагуна адвоката Александра Мисанова, потерпевший не имел к Шагуну претензий, так как прекрасно понимал, что тот действовал не по своей инициативе. Но на новом судебном процессе не было и потерпевшего — он отбывает наказание в Республике Беларусь.
По словам Александра Мисанова, именно отсутствие потерпевшего стало формальным поводом, за который «зацепилась» прокуратура, направившая в Санкт-Петербургский городской суд кассационное представление. И именно этот нюанс, видимо, стал основанием для очередной отмены приговора. Адвокат Мисанов оценивает позицию прокуратуры в данном деле как гонку за показателями — каждый отменённый по инициативе гособвинения приговор засчитывается в показателях работы этого ведомства.
Напомним, 4 марта 2011 года Смольнинский районный суд Петербурга приговорил к разным срокам наказания 7 бывших сотрудников Главного управления ФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
Типпеля Вячеслава Ивановича, бывшего начальника оперативного управления ГУ ФСИН, — к 7 годам лишения свободы (в совокупности с предыдущим приговором Дзержинского районного суда); Петрова Евгения Николаевича, бывшего начальника отдела противодействия преступным группам оперативного управления ГУ ФСИН, — к 6 годам лишения свободы;
Балоболко Ростислава Ростиславовича, бывшего заместителя начальника оперативного управления ГУ ФСИН, — к 6 годам и 6 месяцам лишения свободы;
Березкина Александра Юрьевича, бывшего начальника отдела розыска оперативного управления ГУ ФСИН, — к 4 годам лишения свободы;
Гаврилова Андрея Викторовича, бывшего начальника ФГУ «Следственный изолятор № 6 ГУ ФСИН», - к 2 годам лишения свободы;
Хачикяна Александра Размиковича, бывшего заместителя начальника ФГУ «Следственный изолятор № 6 ГУ ФСИН» по кадрам и воспитательной работе, — к 2 годам лишения свободы;
Игнатьева Владимира Викторовича, бывшего заместителя начальника отдела розыска оперативного управления ГУ ФСИН, — к 2 годам лишения свободы.
15 сентября 2011 года Кассационная коллегия Санкт-Петербургского городского суда изменила приговор Смольнинского районного суда. Почти всем бывшим сотрудникам ГУ ФСИН наказания были смягчены, всем фигурировавшим в деле заключенным оправдательные приговоры были сохранены — кроме Владимира Шагуна.
Константин Шмелев, "Фонтанка.ру"