“Делай добрые дела, чтобы искуситель находил тебя во всякое время занятым”, - с такой установкой курирующий информационную политику, образование и культуру в Смольном вице-губернатор Василий Кичеджи завершает время Великого поста и вступает в Пасхальную неделю. Что для него значит древнейший христианский праздник - день Воскресения Христова, выясняла «Фонтанка».
“Делай добрые дела, чтобы искуситель находил тебя во всякое время занятым”, - с такой установкой курирующий информационную политику, образование и культуру в Смольном вице-губернатор Василий Кичеджи завершает время Великого поста и вступает в Пасхальную неделю. Что для него значит древнейший христианский праздник - день Воскресения Христова, выясняла «Фонтанка».
- Что для вас значит этот день?
- Пасха — это праздник праздников. Именно так, я специально это подчеркиваю. У меня день рождения в начале января. Так я его никогда не отмечаю. Кто-то считает, что для него день рождения — главный праздник. У меня — Пасха. И я этого не скрываю.
- Культура и традиции этого дня закладываются с детства, расскажите о своих первых воспоминаниях празднования.
- Все начиналось с Вербного воскресенья. Мы ходили за вербой, срезали веточки, и они дома расцветали. Я родился в бараке, а лет через пять семья построила свой маленький дом, и мы держали кур. Так с детства нам родители прививали такой обычай: яйца надо было катать по земле, чтобы был хороший урожай. Конечно, в доме готовили куличи. А пасхи не было - в 1950-е годы молока вдоволь не было, это было не всем доступное удовольствие. Но всегда, обязательно в этот день родители находили мясо. Это было очень дорого, мясо ели 4 - 5 раз в год. Были какие-то конфеты, сладости. И с детства запомнилось: как в Новый год пахло мандаринами, так в этот день - куличами и каким-то небольшим кусочком баранины.
- Как отмечают этот день в вашей семье сегодня?
- Сегодня в моей семье почти ничего не поменялось. Для нас Пасха - обязательно семейный праздник. Все мои друзья в этот день приходят к нам в гости. Жена все готовит сама, а яйца традиционно красим в отваре луковой шелухи. Сейчас в Петербурге мы живем в квартире, но пока жили в Москве, а там у нас свой дом, дочка (первоклассница. — Прим. ред.) поддерживала традицию, катая яйца по земле, чтобы она была плодородной. В этот день все берут в руки яйца, бьются, загадывают желания. Конечно, произносятся главные слова Пасхи: «Христос воскресе», ответное «Воистину воскресе!» - и происходит троекратное целование.
- Накануне ночью все храмы в стране открыты...
- Я хожу в храм и участвую в крестном ходе.
- Какой вы выбрали для себя храм в Петербурге?
- Тот, который недалеко от дома, на Пестеля — Спасо-Преображенский всей гвардии собор.
- В последние годы все больше людей приходят в церковь. Как вы к этому относитесь?
- Сегодня действительно стало модно быть православным. Я — другой человек, моя семья всегда была православной, и иконы в доме были даже в советское время. Так что для меня ничего не поменялось.
- Может, люди просто перестали стесняться?
- Кто-то перестал, так как это нормальное явлении. Но вот можно иногда увидеть - заходит человек в храм, а руки скрещенными за спиной держит. И может, от незнания. Но вообще-то, в царской России , когда все были обязаны ходить в храм, те, кто не верил, убирали руки за спину и фигу показывали. Сейчас этого, конечно, нет, хотя посмотришь... у кого руки за спиной - он может и не знать, что это раньше означало.
- Вы придерживаетесь поста?
- Да.
- Полностью?
- Не могу сказать, что полностью. Мне иногда приходится по долгу службы ездить по праздникам, я могу позволить себе немного вина. Может быть, это неправильно. Думаю, многие из тех, кто начинает говорить, что они держат пост жестко, по-монастырски, лукавят. Я никогда не ем ни мяса, ни колбас, ничего молочного – этого я себе никогда не позволяю. С другой стороны, я пришел к этому лет 10 назад. Это, наверное, еще и возрастное. В моем возрасте регулярно есть мясо - не очень правильно. Но я считаю, что самое главное во время поста – не есть человека.
- Это как?
- В прямом смысле. Нужно быть добрым, прощать, нельзя злиться, ругаться. Надо приучить себя не обманывать, не ругаться, прощать. А питание – это второстепенно, это далеко не главное. Надо, конечно, себя ограничивать. Но главное – это не ругаться.
- А как защищаться?
- Много других средств: слово, взгляд, осанка. Это могут быть различные приемы: промолчать, уступить. Все это тоже формы защиты. Хотя православный человек должен уметь воевать. Всегда. Но самое главное – надо научиться прощать, прощать и еще раз прощать. А для людей воцерковленных - причаститься, исповедоваться, это облегчает душу.
- Вы причащаетесь?
- Обязательно.
- Как вы относитесь к тому, что на рынке появляется много сопутствующих Пасхе товаров: куличей, красок, готовой творожной массы, что эта сфера коммерциализируется?
- Нормально, ничего страшного, это жизнь, она обновляется, появляются новые технологии. Священники тоже на машинах ездят, а не на осликах. И общество двигается вперед. Главное, что Церковь придерживается консервативных взглядов, поэтому она и называется ортодоксальной.
Беседовала Александра Медведева, «Фонтанка.ру»