Невзирая на мужской праздник, утром 23 февраля Алексей Учитель приступил к съемкам новой картины «Восьмерка» по еще неопубликованной повести нацбестовского и супернацбестовского лауреата Захара Прилепина. В первый день в Сестрорецке шла съемка эпизода, когда белая «восьмерка» с четверкой молодых героев на крутом вираже сваливается с горки в реку. По сюжету, героям подрезали тормоза, но они чудом спаслись.
Предполагалось все снять с одного дубля. В машину усадили трех манекенов и одного каскадера. Мотор, разгон, вираж, «восьмерка» дважды переворачивается, но неожиданно останавливается колесами вверх на берегу… Каскадер вышибает стекло и выбирается. Все аплодируют, но машина ведь должна была утонуть! Значит, все надо начинать сначала. Желтый подъемный кран поднимает «восьмерку», ставит ее на колеса, чтобы довести по ума опасный трюк…
Тем временем Алексей Учитель собирает молодых актеров, чтобы отдать должное кинематографической традиции – разбить тарелку о треногу оператора Юрий Клименко. Тарелка бьется на мелкие куски, хотя и тут не обходится без двух дублей…
Вот такое непростое выдалось начало. Но настроение у режиссера вовсе не испортилось. С улыбкой он принялся рассказывать «Фонтанке», что в 90-е сам колесил целых восемь лет на точно такой же белой «восьмерке», и это была счастливая машина, он долго не хотел ее менять даже на иномарку. Сообщил, что съемки пройдут в Сестрорецке, а также в Петербурге, причем не на городских улицах, а на территории Кировского завода. Недавно режиссер после долго перерыва побывал там и поразился, что это – не просто завод, а целый город, со своими улицами, площадями, памятниками, с прекрасной натурой для съемок. Если все пойдет по плану, осенью фильм будет готов, смонтирован и, очень может быть, выйдет в прокат в канун Нового года или сразу после него. Первоначально планировалась, что повесть Прилепина увидит свет одновременно с картиной, однако, как рассказал Учитель, в итоге было решено, что для поддержки проекта будет лучше, если повесть выйдет в конце февраля.
Режиссер Учитель признался «Фонтанке», что давно уже не встречал современного литературного произведения, которое бы его так зацепило. Чем именно? Стремлением героев обрести внутреннюю, духовную свободу. «Это история четвертых друзей, что отслужили в армии и пошли в ОМОН, и здесь есть перекличка с «Тремя мушкетерами», - объяснил Учитель. – Это история настоящей, всепоглощающей любви главного героя к юной подруге криминального авторитета - то есть, тут речь о молодых людях из противоборствующих кланов, так что обнаруживаются некоторые параллели с «Ромео и Джульеттой». Наконец, события происходят в конце 90-х, и есть пересечения с «Бригадой», хотя у нас, скорей, анти-«Бригада». Повесть Прилепина позволяет сочетать какие-то социальные вещи, любовную историю, экшен, и все это написано, что поразительно, с большой глубиной. А как нам удастся передать это на экране, - посмотрим».
«Восьмерку» Учитель делает с той же творческой группой студии «Рок», что и пять предыдущих своих картин. Как и в фильме «Край», Учителю удалось заручиться поддержкой столь мощных фигур в отечественном кинобизнесе, как Сергей Сельянов и Константин Эрнст, ставших сопродюсерами фильма. Правда, у «Восьмерки» более скромный бюджет, но сама история, по мнению, режиссера может зацепить молодого зрителя.
На вопрос корреспондента «Фонтанки», можно ли сказать, что режиссер Учитель решил снять современное молодежное кино, Учитель ответил с улыбкой: «Если делать модное и молодежное кино, то провал обеспечен! Я хочу, чтобы оно стало модным, молодежным, в хорошем смысле слова. Я очень рискую, потому что актеры, приглашенные на главные роли, никогда не снимались в кино. Главную роль сыграет молодой омский драматический актер Алексей Манцыгин, а его возлюбленную, новую Джульетту - второкурсница Щукинского училища Дарья Урсуляк.
Михаил Антонов, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего
О других значительных событиях петербургской, российской, мировой культуры читайте в разделе "Культурная столица"