Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Музыка Так выглядит тело, настроенное на Моцарта (фото)

Так выглядит тело, настроенное на Моцарта (фото)

743

Потребность воспринимать непривычные, провокативные, дисгармоничные произведения искусства, которые будят интеллект, требуют трезвой оценки реальности и себя в ней, свидетельствует о высоком уровне зрелости и свободы общества. Ни один уважающий себя европейский фестиваль, включая и совершенно классические, не обходится без радикальной программы. В частности, на недавнем знаменитом зальцбургском Mozartwoche, посвященном личности и музыке Моцарта, прошла премьера проекта «Gefaltet» Саши Вальц, фигуры №1 в области современного танца, на которой побывала корреспондент «Фонтанки».

По части современного искусства — причем, во всех направлениях: танце, театре, живописи, музыке, - Россия отстает от Европы настолько же, насколько и по уровню жизни вообще, и эти вещи связаны напрямую. Потребность воспринимать непривычные, провокативные, дисгармоничные произведения, которые будят интеллект, требуют трезвой оценки реальности и себя в ней, свидетельствует о высоком уровне зрелости и свободы общества. Ни один уважающий себя европейский фестиваль, включая и совершенно классические, не обходится без радикальной программы. В частности, на недавнем знаменитом зальцбургском Mozartwoche, посвященном личности и музыке Моцарта, прошла премьера проекта «Gefaltet» Саши Вальц, фигуры №1 в области современного танца, на которой побывала корреспондент «Фонтанки».

Спектакль, поставленный на музыку Моцарта и современного немецкого композитора Марка Андре на сцене местного Ландтеатра, длится 110 минут и, строго говоря, абсолютно бессюжетен. Хотя там угадываются намеки на юную сестрицу Вольфганга Амадея - Наннерль, и строгого папашу Леопольда, одержимого жаждой наживы: пианист Александр Лонгвич, выйдя на сцену, запихивает в карман целую гору золота - кучу скомканной золотой бумаги, прежде чем присесть к роялю.

Начиная с середины 90-х Саша Вальц упорно экспериментирует с музыкой и музыкантами, активнее и плотнее вводя их в хореографический текст. Становление нового жанра – хореооперы – началось с первого контакта Вальц с классической музыкой: в 1994 году были поставлены «Экспромты» на музыку Шуберта. Далее последовали постановки «Дидоны и Энея» Перселла в театре Люксембурга (2005), хореографическая опера «Passion» (2010) на музыку Баха и Matsukaze (2011) – опера Тошио Хосокавы, в которой Саша вывела на сцену солистов-вокалистов. В нулевые ей доводилось работать с опусами Георга Фридриха Хааса, Рут Визенфельд, норвежца Томаса Яннефельдта, а также Янниса Ксенакиса и Дьердя Лигети. Особую известность обрел ее опус Jagdenundformen («Охота и формы»), основанный на партитуре Вольфганга Рима (2008), в котором она поставила сцендвижение для солистов EnsembleModern.

Название нового танцевального опуса, созданного по заказу фестиваля Mozartwoche, - «Gefaltet». У этого слова широкий спектр значений: «свернуто», «сложено», «складчато», «скомканно». В английской этимологии перевода – «folded» - явно сквозит намек на фалды, складки, и далее – кринолины и пышные юбки, кружева – словом, всю ту избыточность, с которой мы связываем музыку барокко. Однако метасмысл балета – точнее, «проекта», как называет свою работу сама хореограф – глубже, сложнее и философичней. Вальц интересует трансформацию качеств и возможностей человеческого тела под воздействием музыки Моцарта. Тело подчинено физическим законам – притяжения, равновесия: так вот, в придуманном Вальц танце эти законы отменяются. Девочка балансирует на одной ноге, в сумасшедшем темпе, под музыку, размахивая остальными тремя конечностями в воздухе, как ветряная мельница. Скрипачка (потрясающая Каролин Видманн, младшая сестра известного композитора Йорга Видманна) висит на плече танцовщика вверх ногами, и плавно ведет при этом мелодическую линию своей партии. Пианист продолжает играть, пока его вместе с роялем перемещают по сцене. В этом смысле название «Gefaltet» есть метафора процессов предельной концентрации внимания, переживаемых публикой и исполнителями во время представления.

«Gefaltet» – абсолютно новый опыт постижения музыки Моцарта, как культурного феномена, определившего наше сознание. «Как мы можем работать с Моцартом сегодня?» - вопрошает Вальц. И дает ответ, выводя самое музыку на сцену, в качестве главного персонажа. Звучат первая и третья части ля-минорной фортепианной сонаты, си-минорное «Адажио», струнное трио, ми-минорная скрипичная соната. А тем временем, восемь танцовщиков, разодетых в яркие, изобретательно сконструированные костюмы Беате Борманн спонтанно двигаются, единой массой и поврозь, балансируют в немыслимых позах, сверкают голыми пятками и шагают назад, внезапно взрываясь каскадами вихреобразных движений. При этом сохраняя совершенно расслабленный мышечный тонус, что придает движениям особенную легкость. Складки и складочки топорщатся на их платьях и рубахах . А Каролин Видманн – та вообще шагает со скрипкой на плече, в широченном и плоском кринолине – покуда его не обдерет с нее, как кожуру, легконогий танцовщик-афроамериканец (Эдивальдо Эрнесто).

Музыканты струнного трио – упомянутая Видманн, альтист Гай Бен-Зиони, замечательный виолончелист Николас Альтштедт – двигаются в гуще разноцветной толпы и при этом играют – нежно, культурно, не расходясь и не сбиваясь ни разу. Они перегруппировываются, ложатся и встают - музыка продолжает звучать.

Время от времени музыканты удалялись в оркестровую яму — и оттуда начинала звучать музыка Марка Андре: распадающаяся на фонемы, шелестящая сухими смычками, она задавала спектаклю дополнительное измерение. О своей музыке к этому спектаклю Андре рассказывает как о взаимодействии двух математических функций, описывающих процесс умирания и воскрешения Иисуса Назаретянина. Для Вальц же единственной смысловой единицей остается человеческое тело, которое не только не лжет, но и при определенном настрое становится носителем и выразителей высшей правды, в этом смысле оказываясь материальным эквивалентом божественной музыки Моцарта.

Гюляра Садых-заде, «Фонтанка.ру»
Зальцбург-Петербург
Фото: Mozartwoche/Вальц Бернд Улиг

1 из 5

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях