Петербургского спортсмена-параолимпийца, возвращавшегося в наш город с соревнований, не хотели пускать на борт самолета. Сотрудники авиакомпании «Сибирь» заставили слепого человека подписать «заявление о перевозке пассажира с ограниченными физическими возможностями» и только после этого решили все-таки доставить его в город на Неве. Его тренер заявил «Фонтанке», что готов отстаивать права подопечного в суде.
Легкоатлет-параолимпиец Денис Гулин, которого эксперты прочат в обладатели олимпийской медали Лондона, 1 июля возвращался с рейтинговых соревнований из Туниса. Ночью с 1 на 2 июля вместе с тренером Алексеем Лашмановым (мастер спорта международного класса, тренер по легкой атлетике Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых. — Прим. ред.) спортсмен оказался в Домодедово. Получив багаж, мужчины купили билеты на ближайший рейс до Петербурга.
«Оставался примерно час до вылета и 20 - 30 минут до окончания регистрации на посадку», - рассказал «Фонтанке» Алексей Лашманов. По его словам, в кассе аэропорта билеты продали без проблем, а вот у стойки регистрации возникли вопросы: представители авиакомпании отказывались регистрировать незрячего пассажира, пока тот не подпишет «заявление о перевозке пассажира с ограниченными физическими возможностями».
Это страница текста, набранного мелким шрифтом, которую условно можно разделить на три части. Краткое содержание ее таково: пассажиру авиакомпании «Сибирь» помогут при регистрации билета и оформлении багажа, прохождении досмотра, доставке к трапу и посадке на борт, размещении ручной клади. А вот оказать помощь в приеме пищи, походе в туалетную комнату, квалифицированную медицинскую помощь или в перемещении с кресла самолета в кресло-каталку стюарды не смогут. Ну а если произойдет какое-то ЧП, то пассажир должен любым способом добраться до аварийного выхода, реагировать на команды экипажа, пристегивать и расстегивать ремни безопасности, достать спасательный жилет и надеть его, воспользоваться кислородной маской. Как сообщил тренер спортсмена, поскольку времени оставалось мало, да и выбора уже фактически не было, бумага была подписана. Хотя Денису Гулину ее не успели даже зачитать.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, изучив документ, составленный сотрудниками авиакомпании, сообщил «Фонтанке», что прямое нарушение действующего законодательства содержится лишь в одной фразе: «...обязуюсь оградить ОАО «Авиакомпания «Сибирь» от любых претензий, исков и иных требований в этой связи». «Право подать претензию — неотъемлемое право потребителя. Этот документ, сам его тон, демонстрирует недружелюбие компании к потребителю. Вызывает удивление чисто бюрократический подход к проблеме, люди чувствуют себя оскорбленными», - отметил он.
Алексей Лашманов заявил «Фонтанке», что он и его подопечный рассматривают возможность обращения в суд. Анатолий Голов предполагает, что особой судебной перспективы с данном случае нет. Однако потребитель сможет потребовать возмещения морального ущерба в связи с манерой поведения сотрудников авиакомпании.
Запрос в авиакомпанию «Сибирь» с просьбой разъяснить ситуацию «Фонтанкой» направлен. Как только поступит ответ, мы ознакомим с ним наших читателей.
Отметим, что это не первая жалоба инвалидов на авиакомпанию «Сибирь». Так, летом 2008-го инвалид-колясочник Наталья Присецкая, которая является руководителем проекта по миротворчеству на Северном Кавказе организации инвалидов «Перспектива», должна была вылететь из Домодедово во Владикавказ. Однако на борт самолета ее пустить отказались, сославшись на отсутствие сопровождающего. Девушка подала в суд. В своем иске Присецкая требовала в качестве компенсации морального ущерба 1 миллион рублей и штраф, половина суммы которого должна была отправиться в федеральный бюджет, а другая половина - отчислена в конфедерацию обществ потребителей. Однако осенью 2008 года Черемушкинский суд Москвы только частично удовлетворил ее требования, взыскав с перевозчика 50 тысяч рублей. Кроме того, суд постановил взыскать с авиакомпании штраф в 25 тысяч рублей с уплатой 50% от этой суммы в Международную конфедерацию обществ потребителей.
После решения суда жительница Хабаровска Татьяна Седых рассказала о том, что во время перелета рейсом S7 (бренд авиакомпании «Сибирь») у нее отобрали костыль и трость, без которых она не может передвигаться. Стюардесса объяснила Седых (которая не имеет одной ноги), что нахождение в салоне самолета с тростью и костылем противоречит правилам безопасности.
30 сентября 2008 с неудобствами при полете рейсом авиакомпании «Сибирь» столкнулась жительница Улан-Удэ Александра Дугарова. Ее, так же как и Наталью Присецкую, не пустили на борт самолета, утверждая, что инвалид-колясочник не может лететь без сопровождающего.
В 2009 году сотрудники авиакомпании отказали в регистрации на рейс Москва - Казань инвалиду по зрению первой группы Павлу Обиуху. Поводом для отказа пустить Обиуха в самолет назвали... отсутствие зрения, хотя об инвалидности пассажира компанию предупредили еще на стадии бронирования билета.
Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру»