Впервые за незаконные полеты над территорией города на крупную сумму (300 000 рублей) оштрафована петербургская компания, управляющая частными вертолётами. Хозяевами «застуканных» летательных аппаратов оказались, в частности, член наблюдательного совета банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Троицкий, совладельцы сети гипермаркетов «Окей» Борис Волчек и Дмитрий Коржев.
Летает и не дружит с журналистами
Впрочем, ни Ространснадзор, ни инициировавшая административное производство Санкт-Петербургская транспортная прокуратура, никаких претензий к владельцам вертолетов не имеют. Более того, в прокуратуре нам категорически отказались сообщить фамилии горе-вертолетчиков, в связи с чем нам пришлось выяснять их окольными путями.
Дело в том, что летающие машины были переданы в доверительное управление ООО «Хелипро Сервис», которое, согласно условиям договоров, должно было решить все вопросы, связанные с удовлетворением требований законодательства к полётам малой авиации.
С 1 января эти требования несколько изменились. С одной стороны, они стали проще: чтобы взлететь на частном самолете или вертолете, достаточно стало просто уведомить о своих намерениях уполномоченный государственный орган. Но, с другой стороны, законодатель указал зоны, для которых упрощённой уведомительной схемы полётов недостаточно. Вся административная территория Петербурга — одна из таких зон. Для полётов над Северной столицей необходимо получить соответствующее разрешение, которое выдаётся комитетом по транспортно-транзитной политике.
Со слов старшего помощника санкт-петербургского транспортного прокурора Алексея Оптовкина можно сделать вывод о том, что «Хелипро Сервис» нарушило требования законодательства относительно разрешений на полёты в особо циничной форме. В период с 1-го по 20-е января 2011 года 3 частных вертолёта, находящиеся в доверительном управлении у компании, летали над городом 9 раз, что, собственно, и вызвало интерес прокуратуры.
К сожалению, разговор с генеральным директором и владельцем ООО «Хелипро Сервис» Еленой Опоцкой не сложился. Женщина в достаточно категоричной форме заявила по телефону корреспонденту «Фонтанки» о том, что говорить вообще не о чем, потому что постановление Ространснадзора о назначении административного наказания пока не вступило в законную силу, а она собирается оспорить его в суде. Также Елена Опоцкая выразилась в том смысле, что Санкт-Петербургская транспортная прокуратура действовала незаконно, но пояснить смысл этого высказывания не смогла. Елена Валерьевна закончила свой рассказ тем, что она не дружит с журналистами, и от дальнейших комментариев отказалась.
Член наблюдательного совета банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Троицкий, совладельцы сети гипермаркетов «Окей» Борис Волчек и Дмитрий Коржев, заключившие с «Хелипро Сервис» договоры о доверительном управлении вертолётами, на предложения о комментариях, к сожалению, не отреагировали.
«Шлепок по попе»
Зато старший помощник санкт-петербургского транспортного прокурора Алексей Оптовкин сообщил «Фонтанке», что уже 8 февраля ООО «Хелипро Сервис» получило необходимое для полётов над городом разрешение. Вопрос о возможной связи между быстрым получением разрешения и статусом доверителей помощник прокурора комментировать отказался.
Вопрос, кстати говоря, не праздный. Как раз в эти дни развивается судебный процесс, в котором ООО «Хелипро Сервис» предъявляет претензии к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта. В этом процессе «Хелипро Сервис» пытается оспорить отказ в продлении сертификата лётной годности на один из попавших в поле зрения прокуратуры и Ространснадзора вертолетов. Отказ был связан с претензиями к его техническому состоянию.
20 января 2011 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал «Хелипро Сервису» в удовлетворении исковых требований, но решение не вступило в законную силу — Елена Опоцкая обжаловала его в вышестоящей инстанции. Любопытно, что данные обстоятельства не помешали компании поднимать, в частности, и этот вертолет в воздух. Впрочем, штраф получен не за это, а за полёты в неразрешённой зоне.
По словам известного петербургского вертолётчика, генерального директора ЗАО «ГАЗАВИА» Вадима Базыкина, сам по себе штраф в 300 000 рублей для даже мелкой авиационной компании — не особенно крупная сумма. Вообще, Вадим Базыкин оценивает происшедшее как показательный «шлепок по попе»: мол, да, наконец-то кого-то наказали. Однако, по словам заслуженного лётчика, полёты малой авиации в нашем регионе станут безопасными, только когда прокуратура начнёт регулярно и серьезно контролировать всех. Ведь основная проблема малой авиации — в отсутствии элементарной авиационной этики, из-за чего желание заработать превалирует над заботой о безопасности пассажиров.
Константин Шмелёв, для «Фонтанки.ру»
Справка:
«Фонтанка» впервые публикует список вертолетных посадочных площадок, расположенных на территории нашего региона: