Под предлогом якобы аномально холодной зимы 2009-2010 горожанам выставляют счета, которые должны покрыть не только объявленный прошлогодний перерасход тепла, но и все миллиардные долги Петербурга перед энергетиками, накопившиеся отнюдь не за один год. И власти, призывая нас оплатить «13 квитанцию», потакают управляющим компаниям, мечтающим покрыть неплатежи любой ценой, а не устанавливать счетчики потребленного тепла на каждый дом.
Однако отсутствие информации о том, как высчитывалась в Петербурге дополнительно начисленная на каждого горожанина мзда за якобы потребленное им прошлой зимой сверх нормативов тепло, недоверие населения к управляющим компаниям, неспособным даже снег вывезти, не то что честно распределить якобы имевший место перерасход, может иметь совершенно обратный эффект. Горожане могут массово отказываться платить. Что и происходит — уже есть данные, что платежей в декабре собрано на 25% меньше обычного.
Желание энергетиков получить деньги за услуги, поставленные потребителям без предупреждения и без реальной возможности проверить, действительно ли они имели место, должны сподвигнуть и прокуратуру, и тот же Смольный на проведение тотального аудита в масштабах города.
Перельманов среди нас мало, но понять — как считали, хочется
Разговоры о «13 квитанции» ведутся уже более месяца, однако до сих пор даже эксперты не могут точно сказать, по какому принципу высчитывается, сколько горожане должны заплатить за «аномально холодную зиму». Формально механизм начисления выглядит следующим образом: энергетики направили управляющим компаниям данные о потребленном тепле, а коммунальщики, в свою очередь, произведя собственные, очень сложные расчеты, направили эти данные в ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования "Жилищное хозяйство"» (ВЦКП). Там эту информацию обработали и направили горожанам квитанции.
По тысяче на каждого горожанина — и нам будет счастье!
Более-менее точно известно, сколько управляющие компании должны энергетикам: так, сейчас долг жилищных организаций только перед ГУП «ТЭК» составляет около 2 млрд рублей, перед ТГК-1 – около 3 млрд. Конечно, эти данные нужно проверять. Дальше начинается сплошной туман: управляющие компании, пользуясь предоставленными энергетиками данными, производят хитрые расчеты, в которых учитывается число проживающих в квартире человек, количество квадратных метров, тип дома и еще множество параметров. При этом, по словам руководителя юридической службы Комиссии по недвижимости общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Екатерины Метелевой, если энергетики высчитывают потребленную энергию в гигокалориях, то коммунальщики переводят эти цифры в величину с забавным названием «рубли на квадратный метр». «Формула перевода крайне туманна и непонятна, поэтому понять, что именно входит в итоговую цифру, очень сложно», – говорит она.
Что касается третьей части этой цепочки – ВЦКП, – то, по словам заместителя заведующего отелом развития компании Игоря Филимонова, в вычислительном центре при подготовке квитанции пользуются только теми данными, которые предоставили управляющие компании. Получается, спрашивать, почему с одной квартиры за «аномально холодную зиму» нужно заплатить 500 рублей, а с другой – 1500, нужно либо у энергетиков, либо у управляющих компаний.
Однако известно, что «13 квитанция» пришла в основном в те дома, где нет общедомовых счетчиков, и отопление оплачивается по нормативам. А при обслуживании таких домов энергетики не конкретизируют, что граждане из квартиры №7 должны заплатить за «аномально холодную зиму» 500 рублей, а жители квартиры №30 – 1500: они выставляют счет на весь дом. Конкретизацией занимаются управляющие компании – и значит, именно они и должны отвечать на вопрос, почему горожане получают столь различные квитанции.
«Фонтанка» нашла экспертов, уверенных: пользуясь «13 квитанцией» как предлогом, управляющие компании хотят решить свои финансовые проблемы. Этого не исключают даже сами энергетики: такую мысль, например, высказал корреспонденту «Фонтанки» генеральный директор энергетической компании ГУП «ТЭК» Александр Исаев после встречи руководства компании с заместителями руководителей районных администраций 23 декабря.
«Контролировать управляющие компании может только господь Бог. Назовем его аудитор», – грустно заметил генеральный директор УК «РЭС ТСВ» Сергей Тихонов («Фонтанка» писала об этой компании: она судится с энергетиками по поводу выставленных счетов за отопление). По его словам, очень сложно проверить, как УК собирают деньги с граждан, и как они их тратят. Он также не исключает, что некоторые управляющие компании воспользуются историей с «13 квитанцией», чтобы собрать с жителей дополнительные средства и решить свои текущие проблемы. С ним согласна и Екатерина Метелева: «Конечно, у коммунальщиков есть все возможности, чтобы вписать в сумму, выставленную за "аномально холодную зиму" все свои перерасходы и долги».
В ВЦКП «Фонтанке» подтвердили, что теоретически управляющие компании могут выставить счета, которые не соответствуют действительности. По словам Игоря Филимонова, вычислительный центр просто переводит в квитанции те данные, которые присылают коммунальщики. Не контролируют процесс начислений и в органе, который, казалось бы, должен заниматься этим в первую очередь – в жилищной инспекции Санкт-Петербурга.
«Это не входит в наши обязанности», – сообщил «Фонтанке» начальник информационно-аналитического отдела инспекции Юрий Кузин.
Управляющие компании не просто могут воспользоваться «13 квитанцией» как предлогом для решения своих финансовых проблем – они уже делают это
Именно такая ситуация произошла в доме на Московском проспекте, 224. Этот высокий дом знает, наверное, каждый горожанин: он расположен на въезде в город по дороге из Пулково и вместе со своим соседом по другую сторону проспекта формирует своеобразные «парадные ворота Петербурга». Впрочем, внутри эти «парадные ворота» больше напоминают старое здание где-нибудь в районе канала Грибоедова: грязные обшарпанные стены подъездов, кучи строительного мусора, тусклый свет и – холодная, промозглая атмосфера. Недавно жители этого некогда элитного дома получили квитанции, в которых в строке «отопление» указана сумма в... 6500 рублей! А вместе с остальными платежами жители должны заплатить в среднем от 9 до 12 тысяч рублей за месяц.
Как удалось выяснить корреспонденту «Фонтанки», компания «Жилищный сервис», которая управляет этим домом, уже два года судится с компанией «ТГК-1» из-за завышенных тарифов за отопление. По словам генерального директора «Жилищного сервиса» Шамиля Мугатарова, энергетики отказались заключать с его компанией договор, в котором плата за отопление рассчитывалась бы только исходя из тарифов, утвержденных городским правительством. В договоре, который ТГК-1 в итоге согласилось подписать, указано, что отопление должно начисляться по особой, сложной формуле. Между тем жители дома, не оснащенного общим счетчиком, могут платить только по тарифам, и за два года накопился долг перед энергетиками в 4 млн рублей. «Мы три раза судились с ТГК-1, но все три раза проиграли», – отмечает Шамиль Мугатаров.
По закону компенсировать разницу между суммой, которую платят жители по тарифам, и суммой, которая начисляется по рыночной формуле, должен город. Как говорит Шамиль Мугатаров, он сумел рассказать об этой проблеме губернатору Валентине Матвиенко, и глава Петербурга сказала, что город покроет разницу перед ТГК-1 – нужно только, чтобы энергетики предоставили определенные документы. Однако, по словам руководителя управляющей компании, ТГК-1 так и не сделало этого. «Все это время мы пытались выяснить, можно ли решить нашу проблему не за счет жителей, и старались идти именно этим путем. Но нам просто дали понять, что другого способа нет. И после того, как вице-губернатор Алексей Сергеев дал добро на погашение разницы по теплу, мы прислали нашим жителям эти квитанции», – говорит Шамиль Мугатаров.
При этом он признает, что если бы не решение жилищного комитета позволить управляющим компаниям собрать деньги за «аномально холодную зиму», то у них бы не было повода выставить жильцам квитанции с такими суммами – а так подобный повод появился. Кстати, у лифта злополучного парадного дома висит объявление, в котором поется старая песня про «аномально холодную зиму». Так что вполне возможно, что некоторые жители действительно подумают, что перегрелись прошлой зимой на 6500 рублей.
За комментарием по поводу этой ситуации корреспондент «Фонтанки» обратился в ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (входит в ТГК-1). Там подтвердили, что компания ТГК-1 судится с УК «Жилищный сервис», однако более подробный комментарий не предоставили.
Другая странная ситуация произошла в Василеостровском районе, где живет муж сотрудницы Агентства журналистских расследований. Он прописан в комнате в коммунальной квартире со своим сыном и обязан заплатить за декабрь 5500 рублей. А его соседка прописана в соседней комнате точно такой же площади вместе с сыном и должна заплатить лишь 3900 рублей.
Корреспондент «Фонтанки» обратился за разъяснениями в ВЦКП. Игорь Филимонов, введя номера лицевых счетов жителей этой коммунальной квартиры, сообщил, что мужу сотрудницы АЖУРа доначислили плату за отопление, холодное и горячее водоснабжение и даже водоотведение, однако причину этого он назвать не смог, посоветовав обратиться в управляющую компанию. В ТСЖ «Смоленка», которое управляет этим домом, сначала заявили, что «всем сделают перерасчет», но от дальнейших комментариев отказались, поэтому так и осталось непонятным, почему вместе с начислениями за «аномально холодную зиму» в квитанцию вписываются еще и дополнительная плата за холодную и горячую воду и даже за водоотведение.
Эксперты не исключают, что эти случаи – не единичны, и о них мы, скорее всего, узнаем уже в ближайшем будущем. А граждане, между тем, все активнее отказываются платить за «13 квитанцию»: как сообщил глава ГУП «ТЭК» Александр Исаев, в декабре от управляющих компаний поступило на 25% меньше денег, нежели обычно, что энергетик связывает с «ажиотажем вокруг "13 квартплаты"».
"Вы платите, вы платите, вам зачтется..."
Напомним: заплатить по выставленным счетам горожан публично призывали и губернатор Валентина Матвиенко, и спикер городского парламента, главный местный единоросс Вадим Тюльпанов, и чиновники рангом поменьше. Возможно, прочитав этот текст, они захотят объяснить горожанам свою позицию более развернуто.
С вопросом, могут ли управляющие компании воспользоваться «13 квитанцией» как предлогом для сбора долгов, «Фонтанка» обратилась в пресс-службу вице-губернатора Алексея Сергеева. Однако там сказали, что предварительно вице-губернатору нужно познакомиться с фактами, подтверждающими, что такое возможно. Узнав, что у «Фонтанки» такие факты есть, в пресс-службе заявили: «Будем с удовольствием ждать вашу статью».
«Фонтанка» попросила прокомментировать ситуацию и главу жилищного комитета Юрия Осипова. «Человеческий фактор никто не отменял. И если подобные случаи будут обнаружены, то мы готовы проверять их. Но в целом, я думаю, они единичны. А случай, о котором вы рассказываете, мы рассмотрим», – отметил он.
Заместитель председателя жилищного комитета Валерий Вогачев отметил, что жилищный комитет не разрешал, но и не запрещал произвести корректировку платы за отопление. «Такое разрешение может дать только закон», – отметил он. При этом, по его словам, частные управляющие компании вправе выписывать жителям квитанции напрямую, даже не отправляя данные о потребленных услугах в ВЦКП. И проверять эти счета могут только сами жильцы или правоохранительные органы, так как жилищная инспекция контролирует только качество обслуживания.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"