Швейцарский архитектурный дуэт Жак Герцог и Пьер де Мерон, проигравший в Петербурге конкурс на строительство, порадует своим небоскребом парижан. В 2006-м году в Петербурге их проект, который представитель губернатора в ЗАКС Михаил Бродский назвал «штопором», показался слишком новаторским. Конкурсная комиссия выбрала более спокойный, как она считала, проект британцев RMJM. Герцог и Мерон же отправились в Париж, где сейчас близок к реализации другой их проект — башня «Треугольник».
Отвечая на вопрос актера Олега Басилашвили об «Охта центре», премьер Владимир Путин не так давно посоветовал оппонентам петербургского высотного проекта обратить внимание на французский опыт. Ситуация с парижским «Треугольником» пока удивительно напоминает то, что происходит вокруг проекта «Газпрома» в России (только ближе к своему логическому завершению). На башню Le Project Triangle в Париже есть такие же полярные взгляды, как и на строительство «Охта Центра» в Петербурге. Проект также уникален и нестандартен. Точно так же против него борются отдельные оппозиционные политики. И точно так же администрация города выступает за проект. Есть лишь одно существенное отличие - ЮНЕСКО, похоже, совершенное не беспокоит, что в непосредственной близости от штаб-квартиры этой организации и охраняемых ею объектов культурного наследия скоро появится еще один небоскреб. «Башня Газпрома» в Петербурге вызывает, судя по всему, намного большие опасения.
Le Project Triangle лишь один из списка новых небоскребов, которые планируют построить в Париже. Жак Герцог и Пьер де Мерон задумали сделать третье по высоте сооружение в историческом центре Парижа (внутри кольцевой дороги) после Эйфелевой башни (324 м) и башни Монпарнас (210 м) (Есть еще знаменитый «Ла Дэфанс», но этот район официально не считается Парижем).
Высотный регламент вопрос достаточно важный для Парижа. В 1977 году совет города вынес запрет на строительство выше 37 метров. А споры по этому поводу идут с момента строительства Эйфелевой башни. Одним из самых активных противников высотной застройки считался Жак Ширак (в свое время - мэр Парижа). Запрет действовал до 2006 года. С 2006-го столица Франции пошла вверх, как считают многие - благодаря нынешнему мэру города Делакруа. Его именем уже прозвали один из запланированных небоскребов.
Triangle будут строить в квартале Порт де Версаль — между кольцевой дорогой и бульваром Марешо. Описать проект словами достаточно нелегко, потому как с разных точек силуэт будущего небоскреба выглядит по разному. Кто-то видит в башне стеклянную пирамиду, кто-то акулий плавник. Архитекторы обещают, что небоскреб практически не будет отбрасывать тени. И, значит, не затмит собой исторические здания.
Начинка вполне классическая — бутики, офисы, панорамный ресторан, бассейн, музеи. Для посетителей обещают террасы как на высоте крыш Парижа, так и на вершине башни. Завершить строительство хотят уже к 2014 году. Шумные общественные слушания, которые подвели итог спорам (еще одному небоскребу — в Париже быть) прошли 21 октября 2009г.
Мэр Парижа, представляя проект, заявил что ключевым моментом для него является экономическая роль проекта. Кстати, как и «Охта центр» петербургскому бюджету, башня «Треугольник» не будет ничего стоить бюджету Парижа. Мэрия предоставляет площади под застройку, а частный застройщик в лице Unibail-Rodamco вкладывает свои деньги.
Для того, чтобы дать зеленый свет проекту башни, «Треугольник» парижским депутатам пришлось изменить высотный регламент застройки, ограничивающийся 37 метрами. Это, конечно, уже вызвало и споры, и протесты. Роль петербургского «Живого города» в Париже выполняет организация «Не трогайте мое небо», которая выступила с яростной критикой проекта. Однако в парламенте против него проголосовала только партия зеленых. Вся остальная оппозиция не увидела в этих изменениях ничего ужасного.
«Социалист мэр Бартран Деланое при поддержке партии социалистов называет этот проект синонимом создания рабочих мест и динамизма развития», - пишет RMC.fr
Судя по всему, согласен с Деланое и президент Франции Николя Саркози, давший весьма показательное интервью газете "Architecture d’aujoud’hui" («Архитектура сегодня»).
«Я верю в то, что маленький исторический Париж надолго останется сердцем столицы. Тем не менее, следует укреплять новые центры, которые возникают на периферии. Нужно это все делать, не ослабляя центр, чтобы избежать развития «синдрома Венеции», что бы сделало из центрального Парижа музеем под открытым небом, заполненным туристами, но заброшенным горожанами и предприятиями, своего рода сердце из камня, прекрасного, но окаменелого и неживого.
Делая подсчеты команда Ив Лиона предоставила отчет о покинутых городских территориях, которые в несколько раз перекрывают площадь маленького старого Парижа. Огромные паркинги, городские поля, заброшенные территории, куда люди просто боятся ходить. Многое нужно переделать, сделать более подходящим для жизни человека. Мы должны очеловечить и озеленить город, при этом повысить плотность, по экологическим причинам. Нужно повысить строительство, чтобы снизить перемещения людей по городу и озеленить его. Нужно увеличить плотность и повысить этажность. Если это возможно, нужно достраивать этажи, строить новые башни, или попросту строить плотно дома друг к другу. Таким образом, нужно остановить расползание города, и прекратить строительство на наших прекрасных пейзажах», - заявил Николя Саркози.
Валерий Куратаев,
читайте также в журнале "Город 812" от 16 августа 2010 года.