Очередную попытку по созданию "института общественного сознания и нравственности" предприняли в Кремле. Президиум Совета при президенте РФ по противодействию коррупции одобрил проект типового кодекса служебного поведения госслужащих, запрещающего чиновникам использовать пренебрежительный тон, грубить, проявлять заносчивость и обязывающий их быть доброжелательными, внимательными и толерантными. За нарушение положений документа чиновник несет в первую очередь моральную ответственность, а также иную – в соответствии с законодательством РФ.
Окончательно документ, целью которого является "установление этических норм и правил служебного поведения госслужащих для содействия укреплению авторитета чиновника, доверия граждан к государству и обеспечения единой нравственно-нормативной основы поведения госслужащих", может быть утвержден в октябре. Как узнал корреспондент "Фонтанки", чиновники культурной столицы вежливыми быть всегда рады, и даже готовы влиять на своих коллег, "не дотягивающих по общекультурному уровню".
Шестистраничный документ, как отмечают авторы, "служит основой для формирования должной морали в сфере госслужбы, уважительного отношения к госслужбе в общественном сознании".
Несмотря на то, что документ, вроде бы, разрабатывался в целях борьбы с коррупцией, о модели поведения в случае "обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений" говорится крайне мало.
Правда, если к чиновнику пристают со взяткой, а ему, как законопослушному гражданину, "согрешить" не позволяет совесть, то авторы кодекса предлагают вариант решения проблемы — "уведомить работодателя, органы прокуратуры и другие государственные органы". А при назначении на государственную должность чиновник "обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей".
Зато в тексте шестистраничного документа отмечается, что "в общении с гражданами и коллегами со стороны государственного служащего недопустимы: любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений; угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение".
Авторы кодекса напоминают, что "в общении государственному служащему необходимо руководствоваться конституционными положениями, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени".
Госслужащие, согласно кодексу, должны одинаково нейтрально относиться ко всем профессиональным или социальным группам и организациям, а также должны быть независимыми от какого-либо влияния, с личной, финансовой и других точек зрения. Кроме того, они должны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Они обязаны следить за тем, чтобы их поведение не вызывало сомнений в объективном исполнении ими своих обязанностей.
Наряду с этим, чиновникам предписано избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа. Публично высказываться и давать оценки деятельности госорганов и их руководителей разрешается только, если это входит в прямые обязанности госслужащего. Однако уточняется, что к СМИ нужно относиться уважительно и предоставлять им допуск к достоверной информации.
В проекте подчеркивается также, что госслужащие призваны "воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ", от обозначения чего-либо в иностранной валюте. Исключение составляют только ситуации, когда данная информация необходима для точной передачи сведений либо предусмотрена законодательством РФ, международными договорами и "обычаями делового оборота".
Согласно проекту документа, госслужащие должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. "Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами", - говорится в документе.
Особое внимание уделяется внешнему виду госслужащих, которые "при исполнении ими должностных обязанностей должны способствовать уважению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность".
Соблюдение чиновником норм кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также "при наложении дисциплинарных высказываний". В документе однако не указывается, каковы механизмы выявления нарушений, в частности, по таким спорным в оценках пунктам, как то, что чиновники "должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными и внимательными в общении с гражданами и коллегами".
Впрочем, размытость формулировок не смущает петербургских чиновников, которые уже сравнивают разработанный документ, в котором прописаны простые истины, с кодексом чести.
По мнению главы Жилищного комитета Юрия Осипова, госслужба предполагает ограничения.
"Мы работаем на государство, на Россию и должны быть человеческие качества, которые отличали бы нас от других. Если ты не хочешь себя ограничивать, не ходи в чиновники", - безапелляционно заявляет он.
Тем не менее, Осипов считает, что за вынужденное самоограничение надо соответствующее платить и выступает за увеличение заработной платы чиновникам. "Но хотелось бы, чтобы и наша зарплата выгодно отличалась. Мы не так много получаем. Ну, или, хотя бы, медицинское обслуживание дополнительно для госслужащих оказывалось бы. Мы должны здоровыми работать...", - размышлял в разговоре с "Фонтанкой" глава Жилищного комитета.
Что же касается вежливости, то Осипов отдает дань народу, который его "нанял в качестве менеджера". "Мы, чиновники! Работаем на чьи деньги? Кто мне платит? Народ. Жилищный комитет должен стать социальным ведомством, повернуться к людям", - уверен он.
В тексте нового документа Осипова ничего не пугает, потому что "ничего сногсшибательного там нет", ведь именно так и ведет себя "настоящий петербуржец".
"Почему я должен не принимать таджика или узбека?, - недоумевает чиновник. - За хамство вообще нужно выгонять или очень жестко наказывать!"
Глава Фрунзенского района Терентий Мещеряков в разговоре с "Фонтанкой" сравнил разработанный кодекс с регламентами работы, которые существуют "во многих крупных корпорациях". "Там прописано, что сотрудники должны говорить, как они должны общаться, что способствует эффективному взаимодействию", - рассказал он.
По мнению Мещерякова, в администрации которого работают "воспитанные люди", доброжелательное отношение повышает качество работы государственного аппарата.
Глава района выступает за отрегулированную форму общения, поскольку, утверждает он, в стране не хватает вежливости и доброжелательности. "Не только госслужащие должны руководствоваться этим кодексом, но и все граждане", - уверен он. При всей внешней ненужности необходимым считает документ глава комитета по информационно-аналитическому обеспечению правительства Ленобласти Владимир Угрюмов, поскольку "последние 20 лет негативно повлияли на общекультурный уровень чиновников".
"Плохо воспитанные молодые люди поступают в университеты, заканчивают их, некоторые идут на государственную службу. Кодекс будет служить напоминанием им об общепринятых нормах поведения и о том, что они представляют государство. Такие напоминания необходимы", - уверен чиновник, который, по собственному признанию, никогда "не употребляет матерных слов и не повышает голос".
Отметим, что руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин по итогам заседания президиума Совета сообщил журналистам, что документ будет распространяться и на муниципальных чиновников. В связи с этим "Фонтанка" обратилась к заместителю главы муниципального образования "Красненькая речка" Анастасии Шубиной, экс-главе ВИКМО "Автово", где в марте прошли одни из самых скандальных выборов за всю историю России. Шубиной сталкиваться с невоспитанными чиновниками не приходилось, однако и она выступает за кодекс, поскольку "определенный уровень общения должен быть". "И это касается не только чиновников, но и продавцов, а также всех тех, кто так или иначе взаимодействует с людьми. Необходимо быть максимально корректными и вежливыми", - уверена чиновница.
Не увидел никакой пользы в мерах президента Дмитрия Медведева лишь политолог Владимир Гельман, полагающий, что "любые документы не будут работать, если не существуют жесткие санкции за их неисполнение или ненадлежащее исполнение".
"Здесь, насколько я понимаю, таковых по большому счету нет. Да даже если бы и были, я слабо себе представляю, как Медведев уволит Лужкова за какое-то высказывание", - иронизирует Гельман и предлагает главе государства поставить себе галочку за "косметические меры в борьбе с коррупцией".
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"